"Публичное исполнение музыкального произведения"
учебно-методический материал

Сыркашева Ольга Николаевна

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение, мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу. Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.

Лев Николаевич Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_ispolnenie_muzykalnogo_proizvedeniya.docx21.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской дворец детского (юношеского) творчества

им. Н.К. Крупской»

Учебно-методический материал

«Публичное исполнение музыкального произведения»

Выполнила:

педагог  МХС «ВИТА»

Сыркашева О.Н.

Новокузнецк 2022

Публичное исполнение и волнение на сцене

     Публичное исполнение разученного музыкального произведения – необходимейшая часть воспитания исполнителя. Результаты выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика и в большей мере влияют на его дальнейшее продвижение и работу.

     На публику можно выносить исполнение только тех произведений, работа над которыми вполне закончена. Вынесение недоученных произведений способно принести лишь вред.   В педагогической практике нередки случаи, когда на публику выносятся совсем «сырые» произведения, примерно на стадии «выученного на память разбора текста». За несколько дней до выступления начинается усиленная работа с учеником над «отделкой» произведения: спешно лакируются все недочеты исполнения, ученик получает огромное количество указаний, которые не только выполнить, но и запомнить трудно. На репетиции в зале педагог принимается отделывать каждую деталь. В артистической педагог дает ученику «последние напутствия»: «в таком – то месте не забудь снять педаль», «в таком – то месте не забудь додержать (!) паузу» и т.д. и т.п. Нагруженный ворохом педагогических советов, которые он не переварил и внутренне еще не понял, учащийся выходит на публику. И здесь неизбежна катастрофа: кое – как сколоченное задание, наспех воздвигнутое педагогом, рушится; ученик не в состоянии сосредоточиться, ибо ему не на чем сосредоточиться  - произведения он еще не умеет исполнять; незнакомые особенности инструмента, необычное освещение, малейший шум в зале, слишком низкий  или, наоборот, слишком высокий стул – все это способно сбить, дезорганизовать играющего.  

     Инстинктивно пытаясь найти выход из создавшегося положения, испытывая муки «эстрадного волнения», учащиеся напрягаются, торопятся, «пыжатся» изо всех сил, пользуются преувеличенными красками и т.п., принимая все это за вспышки эстрадного вдохновения.                          

    Как сказываются  такие выступления  на учащемся?  Резко отрицательно: во-первых, неудачное выступление обескураживает учащегося, и он теряет стимул к дальнейшей работе; во-вторых, результаты волнения (забывчивость, торопливость и т.п.) оставляют след  на психике ученика  и непременно окажут  влияние на  его дальнейшие эстрадные  выступления; в-третьих, «внешнее» исполнение, маскирующее недоработанность музыкального  произведения, скажется в дальнейшей работе учащегося.

      Для того, чтобы воспитать в ученике выдержку на публике и самообладание, педагог должен изучить  поведение ученика на сцене и выяснить, если публичное волнение приобретает  «тяжелые формы», какие стороны исполнения  в первую очередь поражаются волнением. Обычно отсутствие эстрадной выдержки приводит к одному из следующих результатов (или их сочетаний):

а) учащийся забывает;

б) перестает владеть временем (ускоряет, замедляет, не додерживает и т.п.); в) теряет нить музыкального  произведения, «дробит» исполнение;

 г) учащийся играет технически неточно («мажет», не попадает, теряет ощущение клавиатуры и пр.).

     Изучив поведение ученика на эстраде, педагог зачастую обнаруживает, что при исполнении ничего нового не произошло; лишь обострились наиболее уязвимые стороны исполнения ученика: все те недочеты, которые в классе можно было рассмотреть лишь в «увеличительное стекло», на эстраде стали заметны «невооруженным глазом». Задача педагога - укреплять в текущей работе наиболее уязвимые ( но скрытые) стороны исполнения ученика. Нередко (но не всегда) этого бывает достаточно для воспитания выдержки и самообладания.

    Из приведенных  нами выше типичных форм проявления волнения при публичном исполнении остановимся на одной, достаточно часто встречающейся в практической работе, - на неполадках в памяти играющего. Эта форма  «эстрадного волнения» часто встречается у учащихся, природная память которых не на достаточной высоте. Такие учащиеся «тянутся» к нотному тексту и чувствуют себя без него беспомощными. Если им приходится на уроке или дома перед кем-нибудь исполнять произведение, выученное значительно раньше и не повторенное, они играют тем неуверенней, чем больше времени прошло с момента последнего проигрывания. Если педагог своевременно обнаружил этот недостаток учащегося, вовремя проделанная работа по укреплению памяти может свести эстрадное волнение такого учащегося до нормальных пределов.

     Тут особое значение приобретает умение педагога научить учащегося работать самостоятельно и рационально, вооружить его методом работы над укреплением музыкальной памяти и над расширением ее объема (увеличение репертуара). В смысле «профилактическом» надо стараться свести количество «эстрадных волнений» до минимума, так как  при повторении эстрадное волнение оставляет все большие и большие следы в психике учащегося. Это значит, что учащихся такого типа (до значительного укрепления их памяти) педагог должен выпускать на публичное выступление только с крепко выученными произведениями, при исполнении которых память дала бы меньше всего «осечек» и т.п.

    Концертная выдержка и самообладание укрепляются публичной тренировкой. Учащимся, выдержку которых нужно воспитать, надо почаще играть слушать на публике. Пусть учащийся сыграет меньше пьес в одно выступление, но чаще появляется на сцене. Огромную пользу принесет и многократное повторение перед аудиторией одних и тех же музыкальных произведений.

    Разговоры с учащимися  о волнении, о необходимости «перестать волноваться» и т.п. не только не приносят пользы, но и вредны; фиксируя внимание учащегося на волнении, они приводят к тому, что он на сцене и перед концертным выступлением думает только о том, чтобы «не волноваться», и. конечно, еще больше волнуется.

    Вместо этих бесцельных и вредных разговоров надо научить ученика рациональному поведению перед выступлением. Рекомендую следующее:

    Во-первых, не менять перед концертным выступлением режима дня (но не утомляться). Изменение режима заставляет учащихся много думать о предстоящем выступлении, смотреть на выступление, как на некое «таинство», и неизбежно усиливает волнение.

    Во-вторых, в день выступления либо вовсе не играть, либо лишь немного «разыграть» пальцы. Особенно вредна часто практикуемая учащимися в день выступления «бесконечная зубрежка» исполняемой пьесы: при таком поведении перед эстрадным выступлением  неудача неизбежна. Клещев С. в своей статье «Волнение на эстраде и методы его устранения» придерживается этой же точки зрения:  «В смысле профилактики укажу на один из важных предрасполагающих к развитию предельного торможения  моментов – это ослабление клеток коры в результате переутомления предшествовавшей концерту подготовкой. Поэтому всем выступающим, кроме общего правила - избегать переутомления- нужно помнить мудрый совет: в день выступления или вовсе не играть, или играть лишь немного, чтобы размять пальцы. Особенно нужно быть осторожным с повторными проигрываниями пьес, исполняемых на концерте, так как небольшое (в обычной обстановке незаметное) утомление именно двигательных навыков исполняемой вещи – при повышенной возбудимости на публике – может явиться благоприятной почвой для развития запредельного торможения.»

   Очень мешает привычка некоторых учащихся к «психическому разыгрыванию» перед исполнением произведения. Музыкальное произведение начинает получаться у них  лишь со второго раза - первое проигрывание уходит на то, чтобы «собраться». С этой привычкой учеников надо бороться. Нужно научить ученика, внутренне подготовив себя к игре, сосредоточиться до извлечения звуков на инструменте. Исполнение музыкального произведения должно начаться не «со второго раза» и даже не со второго такта пьесы, а с первой же ноты. А для этого нужно «собраться», то есть мысленно представить себе характер и движение (темп) произведения до начала исполнения.

    Привычка к «психическому разыгрыванию» столь же вредна, как и привычка к «техническому разыгрыванию».

    Особенности инструмента, его звучности и механизма, акустические особенности помещения, состояние аппарата играющего – все это вносит в процесс исполнения ряд « случайностей». Учащийся будет чувствовать себя на публике тем уверенней и спокойней, чем лучше и скорее он сумеет приспособиться к этим случайностям, то есть не прерывая игры, тут же вносить в исполнение коррективы, продиктованные этими «случайностями». Этой приспособляемости к различным обстоятельствам педагог должен рекомендовать ученику (речь идет о продвинутом ученике) тренироваться. Так, в период подготовки к выступлению полезно проигрывать выученные пьесы на различных инструментах («на ходу» приноравливаясь к их особенностям), «холодными» руками (приспосабливаясь к плохому состоянию игрового аппарата) и т.п.

Использованная литература: Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика.- М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007.- 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическое воспитание как подготовка к исполнению джазовых произведений.

Ритм - один из основополагающих элементов музыки, выражающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Но как писал австрийский музыковед Э. Ганслик: "В музыке не бывает отдельного...

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.

Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...

Доклад "Исполнение как форма существования музыкального произведения"

Кто же он, исполнитель? Творец, соавтор или воспроизводитель? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев две противоположные точки зрения на отношение исполнителя к продукту авторского творчества....

Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона

Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.2. Ин...

Работа над интонированием, как основы выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. В работе подробно раск...