Храмовый синтез искусств.
план-конспект урока по музыке (9 класс)

Носач Светлана Анатольевна

Искусство в жизни современного школьника.

Методические разработки сценариев уроков по учебнику "Искусство"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Искусство» 9 класс.

«Храмовый синтез искусств»

Носач Светланы Анатольевны

(учителя музыки МБОУ «Школа №2» г. Балашиха)

        "Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими..."
(Павел Флоренский).
Цель: Дать представление о синтезе искусств в  храме, и его роли в осмыслении храма,   как сосредоточения всей духовной и душевной жизни человека, как учителя нравственности и источника духовного наслаждения.

Примечание:
Данный урок предполагает сочетание подготовленных выступлений учащихся с экспромтом.

Ход урока.

  1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.

Вопросы:

  1. Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?
  2. Бывали ли вы в храме? Как воздействует на вас сама атмосфера храма?

(высказывания учащихся)

Слово учителя: Среди вечных тем искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и всеобъемлюще её значение  в жизни различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела. Вера в людях не умирала никогда, это она двигала их стремлениями возводить  храмы. И точно так же как велика созидательная сила веры для человека, также велика она и для искусства с его вечным стремлением к гармонии и красоте. В истории культуры особое значение имело возникновении трёх мировых религий: Буддизма-V1век до н.э., Христианства – 1 век до н.э. и Ислама- V11век н.э. Стержнем любой религии является вера в Бога, бессмертие души. А храм – дом Бога, где человек может общаться с Богом, место соприкосновения мира видимого и невидимого.

Проблемный вопрос: Как зримо передать образ небесной сущности?

В определённой вере и эпохе люди по разному представляли этот дом Божий. Эти представления выражались в архитектуре, во внутреннем убранстве храма.

Какие виды искусств вы можете выделить в храме? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).

(на экране проецируются виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.)

Задание: Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику каждого из них.

Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?

(Весь класс разбит на 4 группы, каждая группа даёт характеристику определённого храма)

Учитель: Подводим итог. Итак, отметим особенности конструкции храмов. Православный храм – крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части.  Католический храм характеризуется  мощным потоком вверх устремляющихся всех элементов декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал. Огромный купол, парящий над мечетью,  символизирует божественную совершенную красоту, а минарет —божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. Буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки   и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.

Излагаются  эти особенности в таблице и записываются на доске.

Религия

Архитектура

Искусства религиозных ритуалов

Музыка

Буддизм

Христианская:

Православная

Католическая

Ислам

Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Вопрос: Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах разных религий?

На экране проецируются фрагменты внутреннего убранства храмов представленных религий. Учащиеся работают в группах, выдвигают свои предложения, знакомятся с текстом учебника, заполняют таблицу.

Православный храм- архитектура, скульптура, живопись (иконы, мозаики, фрески).

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями,  ритуальными танцами на воздухе.

Учитель: Предлагает прослушать  два музыкальных фрагмента: "Григорианский хорал" и "Знаменный распев"
Вопрос: Дайте характеристику и название прослушанных произведений. В каком храме должно исполняться каждое из них? В чем сходство и различие музыкального оформления Богослужений в России и на Западе? Подтвердите это музыкальными примерами. (заполняется таблица)
По ходу выступлений учащихся учитель задает вопросы:
1. Что такое антифонное пение?
2. Что такое "знаменный распев"?
3. Когда появилось партесное пение? (повторение уроков музыки)
Как музыка задействована в храмах представленных религий?
В православном храме -хоровое пение без сопровождения (а капелла). В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа. Буддийские религиозные праздники

сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

5. Вопросы для закрепления: 

  1. Что вы понимаете под синтезом искусств?
  2. Какие виды искусств  взаимодействуют в Православном храме?  
  3. Как вы думаете, воздействует ли красота  храма на душу человека?
  4. Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности? 

Обобщение: Синтез искусств в  храме – соединение их в единый гармонический космос. Всё разнообразие видов и жанров искусства служит здесь не только эстетическому наслаждению, но и нравственному и духовному преображению человека. Здесь красота и смысл взаимнопроникновенны. В храме не возможна бессмысленная красота, равно как и не возможен смысл без красоты. Храм-это не выставка произведений искусства. Эта книга предназначена для чтения. Читать эту книгу надо сверху. Я имею ввиду не архитектурное строительство, а строительства храма своей души.

(Задание на дом.) Подумать, представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Храмовый синтез искусства

конспект урока, позволяющий познакомить учащихся с разными видами религии, отражённые разными видами искусства...

Храмовый синтез искусства

презентация к уроку "Искусство" в 9 классе...

Храмовый синтез искусств

План -конспект урока...

Презентация к уроку "Храмовый синтез искусств"

Презентация к уроку "Храмовый синтез искусств"...

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...

Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"

Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...

Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств

Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...