Главные вкладки

    статья "В МИР ПРЕКРАСНОГО ОТКРОЕТ СНОВА ДВЕРЬ" (о роли учебника музыки в современной школе)
    статья по музыке

    Хохлова Татьяна Александровна

    Главный помощник в учебе — учебник.

    Он молчаливый и добрый волшебник,

    Знания мудрые вечно хранит.

    Ты сбереги его праздничный вид!

    Сразу в обложку его оберни,

    Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

    Славный учебник научит всему —

    Будь благодарен за это ему.

    Без ключа, с улыбкой детской,
    Невесомыми шагами
    Ярким солнечным приветом
    Только Музыка войдёт.

    Только Музыкой прекрасной
    Расколдуются оковы.
    Только Музыка чудесно
    Открывает все замки.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_uchebnika_muzyki_v_sovremennoy_shkole.docx21.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внедрение в школьную практику новых образовательных стандартов, а, следовательно, и новых программ ставит перед учителем

    проблему выбора учебника, по которому он будет обучать детей. Одним из главных признаков современного учебника является его мета-

    предметность, то есть он должен интегрировать в себе сведения из

    разных наук и обеспечить формирование целостной картины мира в

    сознании ребёнка. Кроме этого, он должен быть понятным для ученика, опираться на уже имеющиеся у него опыт и знания, что позволит

    при желании самостоятельно изучать то, что ему предлагает учитель,

    стремиться к новым знаниям.

    Одним из таких учебников является учебник, входящий в учебно-методический комплект (УМК) «Музыка. 1-7 класс» и написанный

    авторским коллективом в составе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т.

    С. Шмагиной, признанный многими учителями музыки. Причём

    учебник нужно рассматривать именно в контексте составляющей

    УМК, так как только единство всех компонентов даёт возможность

    формирования у школьников целостного представления о мировом

    музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда

    русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального

    фольклора, духовной музыки, современного музыкального творче-

    ства. УМК полностью соответствует ФГОС второго поколения и раз-

    работан с учётом основных положений деятельностного, личностно-

    ориентированного и компетентностного подходов.

    В учебнике для 1 класса два раздела, которые способствуют осознанию детьми роли музыки в повседневной жизни человека, постижению своеобразия выражения в музыкальных произведениях чувств

    и мыслей человека, возможности самовыражения человека через му-

    зыку. Это очень наглядно прослеживается в системе заданий при ра-

    боте над такими темами, как «Повсюду музыка слышна» (придумай

    окончания к песенкам-закличкам солнышка и дождика, с настроением

    напой их [1 : 13]); «Душа музыки – мелодия» (какие движения и му-

    зыкальные инструменты помогли бы тебе «исполнить» пульс танца,

    песни, марша? Попробуй нарисовать в воздухе пульс марша и линии

    мелодий песни, танца [1 : 15]); «Сочини мелодию» (попробуй сочи-

    нить свою мелодию на стихи [1 : 18], изобрази звуки дождя лёгким

    постукиванием карандаша [1 : 19]); «Музыкальные инструменты» (на

    какой из поэтических текстов сложится игровая песенка, а какой про-

    звучит как старинный напев? [1 : 25], «сыграй» верхний голос на во-

    ображаемой скрипке, а нижний на виолончели [1 : 59], «разыграй

    песню» (исполни песню, изображая её персонажей [1 : 33]); «Добрый

    праздник среди зимы» (передай выразительными движениями вальс

    снежинок) [1 : 39]; «Музыка утра» (нарисуй на листе бумаги картину

    утра к тому произведению, которое тебе больше понравилось [1 : 46]);

    «Разыграй сказку» (звучанием каких музыкальных инструментов

    можно украсить сказку и игру [1 : 52]). В методике работы с учащи-

    мися 1 класса предполагается последовательное изучение материала.

    Учебники для учащихся 2-го, 3-го и 4-го классов состоят из се-

    ми разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О

    России петь – что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не

    погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб

    музыкантом быть, так надобно уменье…». Методика работы здесь из-

    лагается по концентрическому принципу. Это позволяет творчески

    подходить к выбору последовательности изучения музыкального ма-

    териала, планированию учебного материала и подбору материала

    конкретно к каждому уроку. Отличительная особенность учебников

    данного УМК – охват широкого культурологического пространства,

    которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального

    искусства, включение в контекст уроков музыки сведений из истории,

    произведений литературы и изобразительного искусства. Так, истори-

    ческой теме «Александр Невский» посвящены уроки во 2-м, 3-м и 4-м

    классах. Слушая разные фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Алек-

    сандр Невский», ребята анализируют не только музыкальные момен-

    ты, но и изучают страницы истории России и знакомятся с её героями.

    На страницах учебников вводятся основные понятия и музыкальные

    термины, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использо-

    вать в своей музыкальной деятельности.

    Очень удачно использование в учебниках литературного ряда

    (стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведени-

    ях, рассказы о музыкальных инструментах и др.). Эти произведения

    усиливают впечатления от звучащей на уроках музыки, способствуют

    развитию речи детей. Например, при знакомстве с оперой М. И.

    Глинки «Руслан и Людмила» невозможно обойтись без её литератур-

    ной основы – одноимённой поэмы А. С. Пушкина. И, конечно же, де-

    монстрация фрагментов из художественного фильма-сказки актуали-

    зирует представление о музыкальных образах оперы.

    Система вопросов и творческих заданий направляет внимание

    учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их инто-

    национно-образного строя, определение жанров, стилевого своеобра-

    зия музыки. В разделе «В музыкальном театре» в третьем классе фак-

    тически идёт анализ разных жанров музыкальных спектаклей: оперы,

    балета, мюзикла. Эти знания обогащаются и дополняются в учебни-

    ках последующих классов.

    Большое значение в эмоционально-эстетическом восприятии му-

    зыки играет зрительный ряд учебников. Учебник музыки органично

    включается в учебный процесс начальной школы, демонстрируя

    очень ярко и наглядно связи музыки с историей, литературой, различ-

    ными видами изобразительного искусства.

    Содержание учебников музыки в 5-м и 6-м классах последова-

    тельно развивает идеи начальной школы. И здесь продолжает оста-

    ваться очень важным принцип широких связей музыки с историей,

    литературой и изобразительным искусством. Но всё же главным здесь

    становится рассмотрение связи музыки с жизнью, здесь учебник име-

    ет более глубокое воспитательное воздействие. Возвращаясь к теме

    «Александр Невский» в 5-м классе в теме «Звать через прошлое к

    настоящему», учебник ориентирует учащихся не только на слушание

    и анализ кантаты С. Прокофьева, рассматривание триптиха П. Корина

    «Александр Невский» и знакомство с фрагментами одноимённого ху-

    дожественного фильма С. Эйзенштейна. Акцент сделан на то, что за-

    щита родной земли всегда, испокон веков, была священным долгом

    каждого русского человека.

    Учебник для 7 класса призван сделать значимыми для школьни-

    ков не только произведения классической музыки, но и наиболее яр-

    кие сочинения музыки современной. Метод художественного, нрав-

    ственно-эстетического познания музыки способствует организации

    диалога и полилога учащихся с автором, лирическими героями произ-

    ведения, его исполнителями. Эта мысль прослеживается при разборе

    практически всех произведений в теме 1-го полугодия – «Особенно-

    сти драматургии сценической музыки»: оперы М. И. Глинки «Иван

    Сусанин», оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», балета Б. И. Тищен-

    ко «Ярославна», рок-оперы Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – супер-

    звезда» и т.д. Постоянное возвращение к пройденному материалу,

    многократное повторение одних и тех же сочинений, углубляет вос-

    приятие художественного образа произведения. Вопросы взаимопро-

    никновения лёгкой и серьёзной музыки могут стать поводом для диа-

    лога «Искусство обладает удивительным свойством – оно помогает

    человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех лю-

    дей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя

    и своих современников, а также представить, каким будет человек

    будущего, нового времени». И учебники данных авторов способству-

    ют тому, чтобы учащиеся смогли эту мысль прочувствовать и осо-

    знать.

    Литература

    1 Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е

    изд. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.– М. : Просвещение, 2010

    2 Критская, Е. Д. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-4

    классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение,

    3 Сергеева, Г. П. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 5-7

    классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2010 – 144 с.

    4 Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1-4 классы : пособие для учителей общеобра-

    зоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Про-

    5 Сергеева, Г. П. Музыка. Уроки музыки. 5-6 классы : пособие для учителя /

    Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2007 – 205 с.

    6 Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразоват.

    учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2009 –

    7 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

    образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение,

    8 Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра : материалы I Всероссийской

    научно-практической конференции. – Владимир : ВлГУ, 2013 – 260 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль классного руководителя в современной школе

    В презентации "Роль классного руководителя в современной школе " раскрываю деятельность классного руководителя  в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его усп...

    Роль классного руководителя в современной школе

    Заседание ШМО классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в современной школе"...

    роль детской организации в современной школе

    роль детской организации в современной школе...

    Роль английского языка в современной школе.

    Как учить английский язык?Вопрос очень сложный  и многогранный. Приступая к изучению английского языка, нужно настраиваться на огромный труд....

    Роль классного руководителя в современной школе

    Материал представлен как обобщение опыта классного руководителя по теме "Роль классного руководителя в современной школе"...

    Курсовая работа "Роль английского языка в современной школе"

    Моя курсовая работа включает в себя рассуждения по  материалам об аудировании, чтении, письме, говорении. А так же некоторые методические рекомендации  из собственного опыта работы....

    СТАТЬЯ Арт-терапия на уроках музыки в современной школе

    Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе представляются уникальными. Важным направлением работы учителя музыки является разработка целей и задач здоровье...