урок в 5 классе "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Два русских гения. Музыка и живопись. Рахманинов и Борисов-Мусатов.

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка…«Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому как я говорю, чтобы высказать свои мысли. С.В.Рахманинов

О художнике писали так: «Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты…"

 «Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из «некрасивости» новую Красоту».
 
В центре урока - музыкальные образы знакомых учащимся произведений, которые созвучны музыкальной живописи художника начала 20 века В.Борисова-Мусатова. Он своей живописной пластикой (цветом, линией, характером движений кисти) выразил тончайшие изменения настроений и состояний человеческой души. "Мои помыслы-краски, мои краски-напевы" развивают музыкальное, образно-ассоциативное мышление учащихся посредством определения общности музыки и живописи. Образное выражение состояния души человека, изображение картин природы - всё это углубило знания учащихся о выразительных средствах и возможностях взаимопроникновения одного искусства в другое. Учащиеся дают свою оценку произведениям искусства, сами определяют приоритеты. Звуковые ассоциации мусатовских картин "Осенний мотив", "Гармония", "Мотив без слов", "Осенняя песнь", "Реквием" приближают живопись к музыке. Повествовательность живописи преодолевается художником в изображении на основе музыкальных принципов и добивается эмоционального единства.
 
Урок комбинированного типа, урок-салон, урок-коллаж у пятиклассников закрепил знание и понимание:
  • специфики средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
  • взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
  • роли музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
  • стилистические особенности музыкального языка  Рахманинова С.В.

Умение:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx32.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Раздел «Музыка и ИЗО»

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка

Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…

Дыхание русской песенности

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Задачи:

Учебные – самореализация в области творческих возможностей,

- готовность к самовыражению в области искусства,

- формирование ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки

- раскрытие творческого потенциала

Развивающие - развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры,  прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря,

- формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства

- развитие творческого мышления

воспитательные – воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности

- формирование гибких компетенций и метапредметных навыков

- воспитание любви к произведениям искусства отечественных творцов.

Тип урока: комбинированный, урок-этюд, урок-коллаж

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник для учащихся 5 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, репродукции картин «Весенний этюд», «Весна»(фрагмент), «Цветущие вишни»(этюд), «Дама в кресле», «Водоём» В.Борисова-Мусатова, рисунки Кати Разиной и Лизы Дотловой «Весна на Клязьме» и «Зимняя дорога. На тройке.»

Муз. Инструменты: фортепиано

Муз. Репертуар: Распевка «Мы дружим с музыкой», Песня «Подари улыбку миру», «Где музыка берёт начало», «Музыка-река», «Живёт повсюду красота», «Не рвите цветы», «Утренняя песенка», «Песенка о доброте»

Аудиозаписи: романс «Островок», две прелюдии С.В.Рахманинов.

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

Учитель: Ребята, урок начнём составлением кластера. Кластер «Искусство»

  1. Подача нового материала

Заглянем в мастерскую русского художника Виктора Борисова- Мусатова. Вот он ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию – звучание разных тонов в сочетании красок,- любуется гармонией цветовых пятен на полотне. В своём дневнике он записывает: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую…Мечты мои всегда впереди…Они создают мне целые симфонии… мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»

Ребята, прошу вас всмотритесь в картины художника. Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?

Ответы учащихся:

А какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картин передают покой, тишину, уравновешенность? Какая музыка на ваш взгляд может быть созвучна этим картинам?

Ответы учащихся:

колорит

мелодия

рисунок

Ребята, на стр.100 в учебнике вы прочтёте стихотворение К.Бальмонта «Островок». А сейчас послушаем романс С.Рахманинова «Островок». Обратите внимание как музыкальное сопровождение обогащает муз.образ./слушание/

Ответьте на вопрос: Какому жанру ИЗО родственен этот романс?

Прошу вас сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Вспомните, какие средства выразительности есть у музыки и живописи? Это поможет вам в сравнительном анализе этих произведений.

Ответы учащихся:

Ребята, споём сейчас начало и окончание романса.

Мелодия… её рисунок и ритм. Скажите, какую роль играют повторы звуков, мотивов, паузы в создании музыкального образа романса?

Какое состояние вызывает у вас особенности композиции романса? А этой картины?

линия

ритм

композиция

Какой знакомой вам музыкой можно озвучить эти картины В.Борисова-Мусатова?

Ребята, как вы понимаете слова художника: «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»? только ли к ИЗО их можно отнести?

Метод «Имя-предложение-вопрос-ответ»

  1. Распевание и исполнение песен
  2. Закрепление темы, материала

прелюдия

изобразительность

выразительность

Дыхание русской песенности…

Музыка многих произведений С.Рахманинова вызывает у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях». Тропа, путь, дорога…Жизненный путь Сергея Рахманинова, композитора, пианиста, дирижёра, был нелёгок. События начала 20 века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведённые вдали от неё, он пронёс светлое чувство любви к родному краю.

Всмотритесь в рисунки, которые приготовили к сегодняшнему уроку ваши одноклассницы Катя Разина и Лиза Дотлова. На странице 100-101 прочитайте стихи русских поэтов А.Макова и А.Пушкина.

Послушаем две прелюдии С.Рахманинова. давайте сравним музыкальные образы этих пьес. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки?

Ответы учащихся:

Пожалуйста сопоставьте муз.образы прелюдий с поэтическими образами стихов. Что их роднит? Что различает?

Сравните выразительные средства прелюдий? Мелодия-аккомпанемент-лад-динамика-форма, что усиливает контраст двух образов прелюдий?

Ответы учащихся:

Ребята, к каким произведениям С.Рахманинова можно отнести слова М.Горького «Как хорошо он слышит тишину»?

Метод «Системное сравнивание по картинам»

  1. Анализ и оценка

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы смогли максимально осознать вечную взаимосвязь мира искусства. Так живопись приблизилась к музыке, мы узнали, как художник может вызвать у зрителей звуковые ассоциации, как он строил свою живописную композицию по законам контрапункта. Учение о единстве и гармонической согласованности разных самостоятельных голосов в музыкальной ткани произведения помогло нам понять и запомнить эту взаимосвязь искусств. Такие художники как Виктор Борисов-Мусатов создавали изображение на основе музыкальных принципов и добивались эмоционального единства, тем самым преодолевая повествовательность живописи. Средства выразительности художественных произведений музыки и изо имеют много общего: мелодия-линия, ритм в музыке и ритм в картине, лад-цветовая гамма, эмоциональный тон музыки-колорит, форма музыки-композиция картины. Согласно вашим оценочным суждениям мы смогли сознательно выразить отношение к музыкальным и художественным произведениям, которые окружают нас в жизни и в мире искусства.

  1. Домашнее задание

Творческая работа «Музыкальность картин» или «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»

Учитель: На этом наш урок окончен. Всем спасибо за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...