урок в 5 и 6 классе "ТРИ ВЕЧНЫХ РУССКИХ ОБРАЗА: МОЛИТВА, ПЕСНЬ, ЛЮБОВЬ"
план-конспект урока по музыке

Хохлова Татьяна Александровна

В православной гимназии уроки на такие темы "Небесное и земное в звуках и красках", "Три вечные струны: молитва, песнь, любовь", "Молитва", " Образы русской народной и духовной музыки" долгожданны для учащихся и особеннолюбимы. Для учащихся 5 и 6 классов был организован урок-семинар, на котором предлагалось выступить с сообщением или творческой работой. Общая тема семинара - основополагающий компонент духовно-нравственного развитияи воспитания в гимназии. Музыкальный материал, который был использован очень поспособствовал активному участию в творческой реализации семинара.

Каждый понедельник новой учебной недели у нас в ЧОУ "Православная гимназия им.св.прп.Серафима Саровского" проходит молебен перед учёбой. Песнопения молебна исполняются наизусть всеми учащимися гимназии. Сосредоточенность мыслей, эмоциональная уравновешенность, искренность высказывания песенной основы молитв, их ритмической соразмерности, а также наличие характерных и запоминающихся интонаций - эта совокупность знаний, чувств и настроений помогают учащимся проникнутся главной заповедью Божией - ЛЮБОВЬЮ К БОГУ, ЛЮБОВЬЮ К БЛИЖНЕМУ. На уроках церковного пения знаменный распев и партесное пение уже обзорно знакомо учащимся, закрепление уже полученных знаний проходит на этом уроке. Интересные факты о переходе от старого к новому в церковном пении Древней Руси были обнаружены и освещены учащимися в ходе семинара.

На других уроках подобной тематики учащимся 5 и 6 классов раскрываются отношения композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства, развивается глубинное восприятие к русским народным и духовным истокам, пополняется и обогащается их интонационно-слуховой опыт.

С жанром молитвы учащиеся уже знакомились в предыдущих классах и на этом уроке-семинаре актуализированы их музыкальные впечатления. Знакомство с песнопениями новых и современных авторов и исполнителей (творчество иеромонаха Романа  Матюшина) произошло в презентации новых поступлений в школьную библиотеку. Сборник его стихов и духовных песен "Внимая Божьему веленью" очень помог ребятам в подготовке к семинару. Современный русский писатель В.Распутин называет произведения иеромонаха Романа "Такое родное имя", человеком не случайного дара, избирающего самую труднуюдорогу. 

Метод интоционно-стилевого анализа помог учащимся определить его действие в звучании произведений разных эпох, определении национальности и индивидуальности стиля автора.Простая песня, народная, духовная и светская музыка, молитва, живопись, литература - создание ЛЮБВИ. Именно образыприроды вдохновляли и продолжают вдохновлять художников, композиторов и писателей. Осознанная и непреходящая Любовь русских людей к Богу, родной земле, одухотворённость их искусства - главная мысль урока.

"Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье..." Поиск человеком своего места в мире, обретение надежд и стремлений, воспитание своего сердца, хранение бессмертной души возможно только в русском Православии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_i_6_klass.docx24.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  в 5 и 6 классах

Темы 5 класса: Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Небесное и земное в звуках и красках

Темы 6 класса: Молитва. Образы русской народной и духовной музыки.

Общая тема урока: Три вечных русских образа: молитва, песнь, любовь

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий

Задачи:

Учебные – определять специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов; жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

- специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;

имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.

Развивающие - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Воспитательные  – воспитать развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализовать творческий потенциал в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- воспитать позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей.

Тип урока: комбинированный, урок-семинар

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебники для учащихся 5 и 6 класса «Музыка» Е.Критская, творческие тетради, иллюстрации «Сиверко» И.Остроухов, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Вечерняя молитва»(фрагмент) И.Орлов

Муз. инструменты: фортепиано

Муз. репертуар: мелодия Концерта №3 для фортепиано с оркестром С.Рахманинов, знаменный распев «О Тебе радуется», обиходное глас 4 «Богородице Дево, радуйся!», «Агни Парфене»,  мелодия хора «Любовь святая» Г.Свиридова, ария Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка, хоровая симфония-действо «Перезвоны» часть «Молитва»,

Аудиозаписи: Б.Окуджава «Молитва», «В минуту скорбную сию…» иеромонах Роман(Матюшин)

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

Любовь всегда молится, молитва всегда любит! Любовь, соединенная с молитвой, попаляет обиды, ненависть, зависть, и если тебе не хочется молиться, заставляй себя повторять коротенькую молитву: «Господи, прости и помоги! Дай, Господи, молитву и любовь! Пресвятая Богородице, помоги мне!» 

Преподобный Иустин Попович

  1. Актуализация опорных знаний и их коррекция. Знания необходимые для творчества. План семинара.

Учитель: Образы разных искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

Молю Творца…чтобы молитва, чтоб любовь всегда мне были утешеньем…

Чтоб сердцем я не остывал, чтоб думал, чувствовал, мечтал…И.Козлов

Ребята, споём мелодию концерта №3 для фортепиано с оркестром С.Рахманинова

Прочитайте на странице 81 размышления известного деятеля русской культуры Д.Лихачёва

Спойте пожалуйста мелодию старинного русского песнопения и сравни её с мелодией фортепианного концерта С.Рахманинова.

Вслушайтесь в музыкальность пейзажа художника И.Остроухова «Сиверко» (северный ветер), в размышления Д.Лихачёва. что их роднит с мелодией древнего песнопения?

песенность

Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в 2 направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество – фольклор.

Фольклор рассказывает о повседневной жизни человека, труде, обрядах, посвящённых важным событиям и праздникам.

Русская духовная музыка

Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном и вечном.

Основной вид древнерусского церковного пения – знаменный распев. Это название происходит от старославянского слова знамя, то есть знак. Знаменами или крюками назывались знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучавшие обычно одноголосно, в унисон. Эти напевы выражали идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поёт, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Ещё одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения – а капелла. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии, неизвестные создатели гимнов и распевщики не могли сразу «запеть» на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской, выразился в таком явлении как знаменный распев.

Он обладает поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью. И в 15-16 веках знаменный распев становится всё более протяжённым, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней. В этот период появляется многоголосная церковная музыка. Как в народной многоголосной протяжной песне, три голоса церковных песнопений плавно текут, как три ленты, переплетаются и снова звучат параллельно.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…

свя

Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Композиция иконы Покрова Пресвятой Богородицы делится на 2 части. В верхней изображены Небесные Силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поёт мелодии, дарованные ему свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ (людие), который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении. 

Метод «Системное сравнение по картинам»

Споём молитвы Богородицы и мелодию хора «Любовь святая» Г.Свиридова. В чём сходство этих мелодий?

Сравните их со старинным русским распевом и главной мелодией Концерта №3 для фортепиано с оркестром С.Рахманинова. Что их роднит? Какие особенности подчёркивают их национальный колорит?

В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение сложных жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

В жанре молитвы сочиняют свои произведения поэты и композиторы. В «Детском альбоме» П.Чайковского есть 2 пьесы-молитвы: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Ария Ивана Сусанина – главного действующего лица одноимённой оперы М.Глинки – также написана композитором в духе молитвы. Принимая решение завести врагов Руси – польских захватчиков – в непроходимые лесные чащи, Сусанин молит Бога: господь в души моей ты не оставь меня! Горька моя судьба, ужасная тоска закралась в грудь мою. Терзает сердце скорбь…

В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» композитора 20 века В.Гаврилина также звучит «Молитва». В ней умирающий человек, в прошлом разбойник, завершая свой жизненный путь, смиренно обращается к Богу и с раскаянием, и с благодарностью. Звучание мужского хора и колокольный звон, сопровождающий речетатив-монолог солиста, создают ощущение присутствия в храме.

Учитель: Ребята, какие образы рисует вам музыка М.Глинки, В.Гаврилина, написанная в жанре молитвы? Что роднит эти образы между собой? Какое эмоциональное состояние выражено в них композиторами?

Ответы учащихся:

Какие особенности музыкального языка каждого произведения подчёркивают их принадлежность к жанру молитвы?

Ответы учащихся:

Учитель: К жанру молитвы в своём творчестве обращаются и знаменитый поэт и композитор, известный бард Булат Окуджава, и иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под…гитару.

Послушаем их произведения. Ответьте, какое содержание этих песен-молитв? Какую из них можно назвать просительная, а какую покаянная? А почему?

Метод «Создай паспорт»

Как вы понимаете слова русского поэта П.Вяземского «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»

солист

хор

Пение а капелла

  1. Обобщение, осмысление и систематизация знаний и способов деятельности

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ Богородицы. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращённые к Ней.

Век 18 – век перемен в русской духовной музыке. В начале появляется немало авторских и местных распевов(Киевский, Смоленский, Кирилловский и др.). в это время русские музыканты знакомятся с западноевропейской музыкальной культурой. На Руси в это время происходит «диалог 2 культур» - старой «знаменной» и новой «партесной». Многоголосное партесное пение отличалось энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописью, с Богослужением.

  1. Анализ и оценка

- я узнал

- я понял, что

- я попробую

- я приобрёл

- у меня получилось

- мне захотелось

- было трудно

- меня удивило

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание (по желанию) повторить молитвословия и церковные песнопения Богородичные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

Презентация к уроку литературы по теме "Вечные образы в Слове о полку Игореве"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по древнерусской литературе....

Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

конспект урока музыки "Вечная тема - образ матери"

На уроке идет разговор об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означае...

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь».

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства....