Открытый урок по музыке 5 класс Тема: «Моя земля, моё отечество»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Асхабалиева Людмила Петровна

Основные задачи урока: дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре нашего народа; раскрыть значение выражений «памятник культуры», углубить восприятие понятий, «народное творчество», «эпос».

Цель урока: пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны и желание самим участвовать осмыслении и понимании её истории.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новобатайская средняя общеобразовательная школа № 9

Открытый урок по музыке

5 класс

Тема: «Моя земля, моё отечество»

Учитель: Асхабалиева Л.П.

Высшая категория

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Тема урока:  «Моя земля, моё отечество»

  1. Основные задачи урока: дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре нашего народа; раскрыть значение выражений «памятник культуры», углубить восприятие понятий, «народное творчество», «эпос».

Цель урока: пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны и желание самим участвовать осмыслении и понимании её истории.

  1. Музыкальная драматургия.
  1. Бородин. Вторая симфония «Богатырская» (фрагмент).
  2. «Богатырская»  мелодия фрагмент
  3. М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
  4. «Ради Матушки земли» Фельцмана.
  5. А. Жигулин «О мои счастливые предки» Блок. Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» - «Река раскинулась».
  6. Мелодия былины «Добрыни Никитича».

Наглядный материал: иллюстрации, диски.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  1. Музыкальное приветствие с показом руки.  (А теперь повернитесь и поприветствуйте наших гостей).
  2. Тему нашего урока я назвала «Моя земля, моё отечество».

Давайте эти строки и вдумаемся в них.  (чтение эпиграфов).

А теперь вернёмся к творчеству композитора Александра Порфирьевича Бородина.

а) Кто мне поможет вспомнить, чей это композитор? (верно русский).

б) Что можете сказать об этом композиторе?

в) С какой музыкой Бородина вы уже знакомы? (правильно это «Спящая княжна» «Второй струнный квартет»).

Да в Бородине совмещался ум учёного и гений композитора. 42 научные работы, опера «Князь Игорь», симфонии большое количество фирменных произведений, чудесные романсы, многие из которых написаны на слова самого композитора. Музыка Бородина отличается мастерством, мощью. Музыкальный язык его сочинений мелодичен, красочен, нежен, мягок.

   Творчество Бородина стало достоянием мировой музыкальной культуры, и проникнуто горячей любовью к Родине, верой в силу русского народа.

  1. Звучит музыка из I части Второй симфонии Бородина «Богатырская».

Сейчас прозвучал фрагмент первой части Второй симфонии «Богатырская».

  1. В каком характере он прозвучал? (мужественно, мощно).
  2. О чём нам может рассказать этот музыкальный фрагмент? (……)

Одним из величайших памятников всей русской и мировой симфонической музыки является его Вторая симфония. Симфония писалась композитором в те годы, когда он работал над оперой  Князь Игорь. В музыке Бородина большую роль сыграли богатырские образы. Воспевавшие могущества русского народа, изображающего его в борьбе и мирной жизни. Известно, что Вторая симфония оказалась близкой к опере «Князь Игорь» и по содержанию, и по характеру. И поэтому за ней закрепилось название «Богатырская».

  1. Прослушайте ещё раз.

Здесь сразу возникает основной богатырский образ симфонии. Могучее настойчивое повторение («втаптывание») – придаёт необычайную устойчивость, утверждающую силу и решительность. Звучит как могучий призыв, боевой клич.

  1. А теперь давайте разучим «Богатырскую мелодию» (из Второй симфонии).

Дружно все вместе прочитаем нотную запись – отстукивая ритм палочками.

А) Какими длительностями записана мелодия?

Б) Что это за знаки? (диез, бекар и фермато)

В) Проследите за нотами, с какой ноты начинается фраза и какой заканчивается? (правильно с ноты «ми» и заканчивается «ми» – это главная интонация.

Прослушайте.  (пою).

А теперь вместе со мной (хорошо).

А сейчас уверенней, с движением, мужественно.

На следующем уроке мы продолжим разучивание мелодии.

  1. С богатырской темой мы часто встречаемся в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен до нашего времени со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.  Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Память об исторических событиях бережно хранится в сердцах людей. Образы древних городов, народные сказания, песни, былины предстают как живые и молчаливые свидетели прошлого нашего народа.
  2. 1. Ребята, кто из вас может вспомнить, что такое былина? (ответ детей- былины – это один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Былины рассказывали о событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской).
  1. А кто такие герои?
  1. Кого можно назвать героем?
  2. Каких героев русских былин вы знаете?  (верно -  Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович).
  3. Я хочу познакомить Вас с «Былиной о Добрыне Никитиче», она до нас дошла из глубины веков. Послушайте (пою).

Давайте исполним её вместе.  А теперь попробуем распевней спеть (молодцы).

Обратите внимание на старинные народные музыкальные инструменты. (показываю иллюстрации).

Поэтические образы прославленных богатырей прочно утвердились в русской культуре.

   Первый – крестьянский сын Илья Муромец действительно жил 800  лет тому назад в селе Карачаево. Обладал непомерной силой большим опытом и силой.

    Второй – выходец из боярского рода Добрыня Никитич. Он несколько уступал в физической силе Илье Муромцу, но отличался образованностью, был одарённым человеком: и гусляр, и песенник, прекрасно играл в шахматы.

    Третий – Алёша Попович – сын ростовского попа. И по возрасту и по физической силе уступает двум первым богатырям. По молодости ему свойственно некоторое легкомыслие, но бросаясь на врага очертя голову, Алёша проявлял не только смелость, но и военную хитрость, его образ самый жизнерадостный и лукавый. Все три героя охраняют русскую землю.

       Мне на секунду хочется вернутся ко Второй симфонии Бородина. Бородин рассказывал своему другу Стасову, что в I части он хотел нарисовать собрание русских богатырей.

  Звучит музыка I части  Второй симфонии «Богатырская». Послушайте ещё один фрагмент  (увертюра гл. темы  «Руслан и Людмила»).

Сравните прослушанные фрагменты.

   а) Какой из фрагментов наиболее соответствует эмоциональному строю былины?

   б) Обратите внимания на рисунки. Какой силой веет от них, добротой, мужеством, правдой, потому что эти богатыри боролись за справедливость, мир на земле.

  А теперь давайте отвлечёмся и вспомним песню «Три парня», которую разучили на прошлом уроке. (исполнение).

   в) Ребята можно ли назвать этих трёх парней богатырями? (…….)

Представляете ли вы себя в образе героя – богатыря?

  1. Куликовская битва.

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега,

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Наш ясен долгий путь!

Наш путь стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь…

Давным-давно более 600 лет тому назад, прошло одно из значительных событий давшее начало освобождению нашей Родины от монголо-татарского нашествия. За дело доброе народа и страны боролся не один богатырь, это были православные герои: Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской и многие другие.

  Ребята, а кто-нибудь знает, где находится Куликово поле? (показ карты). Оно находилось между реками Непрядвой и Доном, около села Куликова. В этом селе стоит дуб в три обхвата, он ровесник Куликовской битвы. На этом месте князь Дмитрий ждал своего двоюродного брата Владимира, который возглавил войско, вышедшее из Москвы, от стен Троицкого Монастыря, на защиту родной земли. Я сейчас покажу вам песню «Ради матушки земли», если она вам понравится, мы её с вами разучим на следующем уроке. (показ песни).

С обеих сторон в сражении участвовало, как сообщают историки, около 150 тысяч человек. Куликово поле – поле великой русской славы.

Потомки: кланяйтесь! Они легли за вас!

Паденьем славным их отечество восстало.

      Звучит «Лакримоза». (день слёз)

     Показать картину радости победы.

Радость победы, ликующее войско возвращается в Москву. Ощущение праздника создаёт красочность, яркость картины.

   Звучит хор Славься из оперы Иван Сусанин Глинки. (радостная, ликующая тема, звонят колокола, народ празднует победу).

А теперь давайте послушаем стихотворение «Завет»:

В час испытаний

Поклонись Отчизне

По-русски

В ноги

И скажи ей:

- мать!

Ты жизнь моя!

Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить,

С тобою умирать!

Будь верен ей

И, как бы ни был длинен

И тяжек день военной малты –

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин
Будь ей Суворовым

Коль воин ты.

Люби её

Клянись, как наши деды

Горой стоять

За жизнь её и честь

Чтобы сказать

В желанный час победы:

- И моего

Тут капля мёда есть!

                              С. Есенин

      В заключении я хочу познакомить вас с понятием Эпос. Эпическими называются сочинения, отображающие исторические события и раскрывающие жизнь народа.

      Эпическим произведениям свойственны картинность, сочные, яркие краски.

     Вы смогли бы стать в будущем героями?

     Понравился ли вам наш урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....