Открытый урок по музыке 5 класс Тема: «Поёт зима, аукает»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Асхабалиева Людмила Петровна

Основные задачи урока: помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах (в музыке, живописи, поэзии); углубить восприятие понятий «образ», «интонация», «содержание», «пейзаж».

Цель урока: расширить и углубить нравственно – эстетическое впечатление от поэтического слова, музыки и живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzyke_5_klass_poyot_zima_aukaet.docx26.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новобатайская средняя общеобразовательная школа № 9

Открытый урок по музыке

5 класс

Тема: «Поёт зима, аукает»

Учитель: Асхабалиева Л.П.

Высшая категория

Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Тема урока:  «Поёт зима, аукает».

  1. Основные задачи урока: помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах (в музыке, живописи, поэзии); углубить восприятие понятий «образ», «интонация», «содержание», «пейзаж».

Цель урока: расширить и углубить нравственно – эстетическое впечатление от поэтического слова, музыки и живописи.

  1. Музыкальная драматургия.

Р. Шуман «Дед мороз», «Зима», «Дебюси», «Танцующие снежинки» из сюиты «Детский уголок»;  Шаинский «Снежинки»; С. Есенин «Берёза»; И. Суриков «Зима»;  Некрасов «Мороз, Красный нос» (фрагмент);  Ф. Тютчев «Чарадейкою Зимою…»;  М. Крутницкий  «Зима»;  Грабарь «Февральская Лазурь».

Наглядный материал: иллюстрации, грам. пластинки.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  1. Музыкальное приветствие с показом руки.  
  2. Тема нашего урока «Поёт зима, аукает»».

Давайте вернёмся в I четверть и вспомним, из какого музыкального произведения эти строки? (правильно это из поэмы – кантанты «Памяти Есенина». А кто вспомнит, что из себя представляют такие произведения как поэмы, кантанты?)

а) Кто композитор? (верно Свиридов).

б) А на чьи слова, какого поэта написано это произведение? (да, это Сергей Есенин, любимый поэт Свиридова).

в) На уроках I четверти мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы: вся музыка, предназначенная для пения превратилась бы во что? (правильно в вокализ) . А вокализ это что? (молодцы).

А теперь вспомним: только ли музыке нужна литература, а литературе музыка?

Если бы не было музыки, то все стихи, которые написали поэты всего мира, остались бы только стихами. А ведь очень многие стихи списались специально для того, чтобы композиторы сочинили  для них музыку. Поэтому  музыка и литература неразделимы друг от друга.

  1. Звучит пьеса Дебюсси «Танцующие снежинки».

Затем читаю стихотворение Сурикова «Зима».

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелило,

Точно пеленою

Всё его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

  1. Какой образ возник перед вами после прослушивания музыкального и поэтического произведений? (…….)
  2. Что общего между образами, воплощёнными в пьесе Дебюсси и в стихотворении Сурикова? (говорится о зиме).
  3. В чём различия между ними?  (один из них выражен звуками, другой словами).
  4. Задание: нарисовать в красках свои впечатления.
  5. Диалог для реализации темы «Поёт зима, аукает».

а) Чем отличается зима от других времён года?

б) Чем мы занимаемся зимой?

в)  Кто любит зиму? Почему?

г) Как вы думаете, зима красивое время года?

д) Зима всегда одинаковая или она разная?

е) Какие настроения, чувства вызывает у вас зимний пейзаж? (показ картин).

           III.  Стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою…»

(развиваю творческую  фантазию детей).

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

  1. Что такое чародейка? (волшебница)
  2. Почему зима чародейка?
  3. Кем околдован лес?
  4. Какая у него чудная жизнь?
  5. Почему он стоит в волшебном сне?
  6. Что за цепь его оковала?
  7. Задание: а теперь сравним стихотворение Тютчева «Чародейка зимою» с другим «Берёза» С. Есенина.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой
Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

  1. И так ребята похожи ли по описанию зимы эти два стихотворения?
  2. Чем похожи?
  3. Чем отличаются?

В этом стихотворении можно подчеркнуть образную роль детали; например: «прикрылась серебром», «пушистые ветви», «распустились кисти», «сонная тишина».

          IV.Показ детям картины зимнего пейзажа: «Февральская лазурь» и «Свежий снег».

А сейчас ребята давайте сравним эти иллюстрации с прозвучавшими музыкальными и поэтическими произведениями, что объединяет эти пейзажи.

Обратите внимание на светлые краски, на пронизанность полотен солнцем, на их лёгкость, воздушность.

Само слово «пейзаж» - картина изображающая виды природы.

Какая красочная выразительность!

            V. Звучат три музыкальные пьессы “Зима» Крутицского и «Зима» (часть I, II Шумана).

Эти произведения представляют собой звуковые зарисовки картин природы, «музыкальные пейзажи».

  1. Скажите ребята, какими красками вы бы нарисовали прослушанные вами «зимы»?
  2. Как можно нарисовать «холод», «стужу», «мороз»?
  3. Как вы думаете, в каком лесу скорее можно встретить старика – снеговика, Бабу – Ягу, Лешего – в том лесу, который был изображён в I, II или в III пьесах?  Почему?
  4. Звучит ещё одно произведение Р. Шумана «Дед мороз» I часть.

Послушайте ребята ещё одну пьесу и скажите, кто в этой пьесе идёт по зимнему лесу? (Дед мороз).

В начале пьесы с помощью низких звуков изображаются шаги. В музыке слышится что-то грозное и сильное, затем меняется характер движения, регистр звучания. Появляются очень быстрые, лёгкие звуки, словно мягко и стремительно закружились снежинки.

а) Так кто же шёл по зимнему лесу и вокруг кого кружились снежинки?

б) Как вы думаете, Дед мороз в этом произведении изображён добрым или сердитым, усталым?

    VI.   Исполнение песни Шаинского «Снежинки»

   VII.  Читаю стихотворение Некрасова «Мороз, Красный нос» (фрагмент… послушаете).

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! Ближе подходит седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой её головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт.

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

  1. А теперь подумайте и скажите:

   а) Кто такой «воевода»?

   б) Что такое «дозор»?

   в) Что означает «владения»?

   г) Что такое «палица»?

2. Как вы думаете, в чём близость музыкального и поэтического образов? Что рисует музыка и что стихотворение?

3. Если бы вы были композиторами, то на этот фрагмент стихотворения, какую бы сочинили мелодию тихую или громкую? Каким голосом бы её исполнили высоким или низким?

    Песня Российский Дед Мороз.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Открытый урок мокшанского языка на тему «Зима» ( Тяла) 3класс

 Конспект  урока  по теме: «Зима» Цели урока: 1. Показать красоту зимней природы. 2. Рассмотреть названия зимующих  птиц, развивать умения чтения по ролям3. Воспитывать любовь к природе....

С. Есенин "Поёт зима-аукает..."

Бинарный урок по чтению и развитию речи и музыке...

урок по музыке 5 класс "Зима в искусстве"

урок расскрывает время года зима в трёх видах искусства, - поэзия, картины, музыка...

Разработка открытого урока "Неустойчивое равновесие: боевые действия зимой - летом 1942 г. Сталинградская битва."

Летом 1942 года сложилась катастрофическая ситуация на Северном Кавказе. Противник вышел к Кавказскому хребту. Его целью была нефть Майкопа, Грозного и Баку, а также захват Закавказья. Но, мобилизовав...