Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей на основе знакомства с народным фольклором
статья по музыке

Федорова Евгения Геннадьевна

Фольклор (англ. - народная мудрость, народное знание). Фольклор с давних времен оценивается как средство духовно-нравственного развития ребенка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvenno-patrioticheskih_kachestv_u_detey.docx22.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственно-патриотических качеств

 у детей на основе знакомства

с народным фольклором.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с русским народным фольклором, народными обычаями, традициями русского народа.

Фольклор- одно из действенных, ярких средств воспитания, таящий огромные, дидактические возможности; знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.  

 Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок- небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства. Когда ребенок начинает понимать речь, его забавляют песенками и короткими стишками и пестушками. Их назначение- вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки и стихи к первым играм с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток- песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, а затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы: 

Ночь пришла, темноту привела, задремал петушок, запел сверчок,

уже поздно, сынок, ложись спать на бочок, баю бай!

действуют животные Сорока – белобока, где была? Далеко!...Описание их не только поэтично, но и образно: Курочка- рябушечка идёт на реку за водичкой- цыпляток поить;  Кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь пряники; Сорока- белобока кашу варит- деток кормит; и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: Собачка не лает, чтобы деток не напугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.  

      Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей, обязательно добавляя улыбку, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроение и чувства: радость, сожаление, грусть, нежность; они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

В работе с детьми используются следующие виды фольклора:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

У бабы Фроси пяток внучат,            (Показывают сначала одну руку с

У бабы Фроси пяток внучат, растопыренными пальцами, потом другую)                                                                                                

Все каши просят,                  (Всплеснуть руками, а затем,

Все криком кричат:               схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,   (По очереди загибают пальчики начиная с мизинца)

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

 

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

На материале фольклора с помощью игры можно научить детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, с яркой мимикой и жестами.

Я рыжая лисица, я бегать мастерица, - Дети бегут, как лиса,

я по лесу бежала, и зайку догоняла, -  любуясь своим хвостом,       

И в ямку - бух!             в конце присаживаются

Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); в процессе образовательной деятельности (НОД; чтение и рассказывание фольклорных произведений, рассматривание картин, дидактические игры на материале фольклора, продуктивная деятельность); в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, театрализованные, хороводные и подвижные игры).

В младшем дошкольном возрасте дети начинают знакомится с элементами движений народного танца: топотушка, полочка, выставление ножки на пяточку, движение в хороводе, а в старшем дошкольном возрасте они продолжают знакомиться с народным танцем, хороводом, русской пляской, которые они уже исполняют на занятиях, праздниках, досугах. Русский народный танец делится на хоровод и пляску. Самый массовый и древний танец – это хоровод, который обязательно сопровождается песней, где был всегда запевала, начинающий это действие. Его рисунок – простой круг, который олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Но иногда круг разрывался и образовывались новые узоры хоровода: зигзаги, змейка, улитка, ручеек. Танцующие могли сцепляться за руки по-разному: корзиночкой, спиной в круг, могли водить хоровод в два круга. В перестроениях танцующие кружились восьмерками, четверками, шли стенка на стенку, делали ручеек и плетень. Все движения выполнялись плавно, без рывков, шаг с носочка.

     Другой вид русского народного танца – это пляска. Пляски бывают разные: Пляска мужская – размашистая, широкая, с приседаниями, с выбрасыванием ног вперед, распашонкой, ковырялочкой, гармошкой. А женская – плавная, задушевная, часто с платочком, но в тоже время – бывает подвижная и задорная – полочка с топотушкой, кружением крендельком, звездочкой. Есть еще парная пляска, в которой отражается содержание диалога, симпатии друг к другу. Она исполняется игриво и задорно. Всегда мужская партия находится ближе к центру круга, тем самым она является ведущей. Круговая пляска исполняется всеми участниками в кругу весело, задорно. Как правило движения у всех одинаковые, за исключением разделений некоторых элементов мужской и женской партии.

     Еще одним огромным пластом в народном творчестве являются народные подвижные игры. Их роль в воспитании детей неоценима: это и развитие ловкости, сноровки, быстроты реакции, коммуникативных навыков, внимания, речи, памяти и т.д. Игры разные: командные, хороводные, состязательные, с водящим, с предметом. Например, есть такие игры:

Игра «Мышеловка»

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вам поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас.

Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По команде воспитателя: «хлоп!», дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают, мышеловка захлопнулась. Играющие дети, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Игра «Дударь»

Ход игры: Играющие становятся в хоровод, внутри ходит Дударь-ведущий.

Дударь, дударь, дударище,

Дударь, старый старичище!

Тебя во колоду, тебя во гнилую, тебя во сырую!

Дударь, дударь, что болит?

(Дударь отвечает: руки, колени, голова, и.т.д.)

Играющие кладут руки на соседей на то место, которое указал Дударь.

Когда она скажет: Ничего не болит: играющие разбегаются, дударь кого поймает – тот становится ведущим Дударем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».

Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.

Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...

Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа

Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...

Презентация - Воспитание нравственно-патриотических чувств средствами музыки

Как воспитать нравственно-патриотические чувства средствами музыки у воспитанников детского сада...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ОВЗ

Вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личнос...