Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс
план-конспект урока по музыке

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.25 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx173.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Тип урока: Получение новых знаний

Тема: «О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!»

Цель: Расширить представление обучающихся о значимости материнства для человечества;

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать музыку в тишине;

- воспитывать интерес к музыке.

Развивающие:

- развивать компоненты музыкального слуха;

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха;

Образовательные:

- прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Формируемые УУД:

Предметные:

Личностные:

-развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству;

-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение слышать и оценивать качество собственного исполнения;

-умение реагировать на изменение ритма, темпа, характера;

- выработка навыков координации простых движений под музыку.

Коммуникативные:

-адекватно использовать коммуникативные, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

Оборудование: аудиоматериал, видеоматериал

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Прошу садиться.

Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы.

Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Сл. 1. Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников):

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?

Сл. 2. Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Пресвятая Богородица.

О ком эти слова?

К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.

Задача нашего урока:

- Знакомы ли мы с произведениями композиторов, художников  посвященных Пресвятой Богородице? (нет)

- Значит, какая стоит перед нами задача на уроке?

Узнать, как поэты, художники и композиторы разных стран мира рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

2 этап. Основная часть

Сл. 3. - обратите внимание на репродукцию картины художника Рафаэля Санти. Что вы видите?

(На картине изображены женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Ее нежный и одновременно грустный взгляд как будто знает о том, какое неблагодарное будущее ждет ее сына. Ребенок же, напротив, полон жизни, сил и энергии, что очень хорошо видно по его конституции.

Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед, которые несет нам жизнь. На картине женщина изображена стоящей на небесах, ведь это она родила на свет Спасителя, она принесла Благословение на земли грешных).

- Итак картина называется «Сикстинская мадонна». Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

- если бы вы были композитором, то какую бы музыку вы написали?

- Темп – спокойный

Мелодия – певучая, нежная

Аккомпанемент – волнообразный (подчеркивающий её легкие шаги по воздушным облакам)

-Я предлагаю вам послушать произведение австрийского композитора. Вслушайтесь в него, всмотритесь в картину. Созвучны ли они?

Звучит песня-молитва Ф. Шуберт «Ave Maria».

- Какие чувства передал австрийский композитор?

- Какими музыкальными красками он их выразил? (плавная, протяжная мелодия, распевы)

- Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

- Что созвучно музыке и картине?

- Каждый куплет песни начинается небольшим вступлением и завершается заключением, построенным на одном и том же музыкальном материале - мягко звучащих мерно чередующихся восходящих (к небесам?) и нисходящих (на грешную землю?) аккордах, сопровождаемых мерной пульсацией глубоких басовых звуков. Музыка этих вступительных тактов сохраняется в качестве аккомпанемента на протяжении всей песни. Это обрамление, ассоциируется с открывающимся занавесом, таким, который изобразил Рафаэль на своей знаменитой "Сикстинской Мадонне". На фоне этих аккордов звучит поистине неземной красоты мелодия.

Сл. 4. «Ave Maria» написал австрийский композитор Франц Шуберт.

Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя.

Ф. Шуберт сочинил свою песню Аве Мария в 1825 году.

В русских изданиях песни утвердился перевод А.Плещеева:

Ave Maria! Пред тобой

Чело с молитвой преклоняю...

К тебе, заступнице святой,

С утеса мрачного взываю...

Людской гонимые враждою,

Мы здесь приют себе нашли...

О, тронься скорбною мольбою

И мирный сон нам ниспошли!

Ave Maria!

Ave Maria! Ночь пришла.

Измучены мы тяжким горем,

И ложем служит нам скала

Над этим вечным бурным морем.

Взгляни на нас!

Ты сновидений зловещий рой отгонишь прочь,

Прольешь в сердца успокоенье,

И быстро пронесется ночь...

Ave Maria!

Ave Maria! Не страшна

Нигде с тобою злая сила...

Не ты ли, благости полна,

Гонимых, нас в горах укрыла!

И в этот поздний час мольбою

К тебе взываю я: внемли!

Будь нам охраною святою

И тихий сон нам ниспошли!

Ave Maria!

М.О. Песня Шуберта, вызвавшая восторг любителей музыки уже при своем рождении, ничуть не потеряла в своей популярности, а, наоборот, за прошедшие вот уже два века, покорила миллионы сердец. Иметь возможность ее исполнять пожелали отнюдь не только вокалисты. На каких только инструментах не звучит эта чудная мелодия! И каким только обработкам и переложениям не подвергался текст этой песни!

"Ave Maria" Шуберта, безусловно, принадлежит к тем шедеврам, которые покоряют сердца слушателей при первом знакомстве с ними.

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна есть обращение Всепетая.

И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к Деве Марии – «Богородице Дево, радуйся»

Звучит «Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинова.

В каком характере написана эта молитва?

Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов?

В чем отличие от зарубежной музыки? (поет хор, без сопровождения, мелодия на одном, повторяющемся звуке)

Поделитесь впечатлениями о прослушанной музыке. Какое настроение у произведения, какие чувства вызывает?

В каком характере написана эта молитва?

Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения. Знаменитая “Ave, Maria”, которую мы с вами слушали – это та же молитва на латыни.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это, прежде всего, молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского.

Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского ( показ портрета)

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии

(дети слушают «Утреннюю молитву»)

Какая музыка по характеру, темпу?

(Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится)

- Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Вот мы и послушали с вами композиции на тему материнства. Что объединяет эти композиции?

Музыкальная физминутка.

Разучивание 1 куплета песни «Дорога добра»

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

-Как вы думаете, что такое добро и через что оно проявляется? (Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

-С какими людьми вам больше нравится общаться, с добрыми или злыми?

-А какие песни и сказки вы знаете про добро?

-Сегодня мы с вами разучим 1 куплет песни «Дорога добра». Сейчас я включу вам эту песню, а вы внимательно послушайте.

-Понравилась песня? О чем она? (о доброте, о друзьях)

А как вы думаете с чего начинается дружба?

Эта песня из кинофильма «Маленький Мук»

Слова: Юрий Энтин

Музыка: Марк Минков

Теперь ребята, я спою 2 строчки песни, а затем вы за мной повторяете. (пропеваем первый куплет и припев)

-А теперь давайте повторим все вместе.

-Пробуем все спеть под музыку.

-И еще раз для закрепления.

-А сейчас поют только девочки.

-А теперь поют мальчики.

-Молодцы!

3 этап. Заключительная часть

-Итак, ребята, давайте подведем итоги.

С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? (Ф. Шуберт «Ave Maria», С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», П.И. Чайковский «Утренняя молитва»)

-что общего между этими произведениями?

С какой еще песенкой мы познакомились? (Дорога добра)

Вывод: музыка разных композиторов обращает нас с вами к главному образу – образу Матери, который будет воспеваться всегда.

Рефлексия.

Что было для вас трудного?
Что у вас хорошо получилось?

Что вам понравилось?

Ребята, вы огромные молодцы! Спасибо за урок!

(Отвечают на вопросы.

Прощаются с учителем)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая» - слово святое, То трижды священное – «женщина – мать !»

Слайд 2

Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Пресвятая Богородица .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О России петь - что стремиться в храм.

Дневнейшая песнь материнства....

Урок развития речи в 8 классе. Тема: «О России петь, что стремиться в храм».

Цели урока: Развивать устную и письменную речь учащихся.  Углубить знания о типах речи. Формирование умения комплексно анализировать текст.  Закрепление умения конструировать однос...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА  МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

О России петь что стремиться в Храм

интегрированный урок музыки и светской этики...

Литературно-музыкальная композиция "О России петь-что стремиться в храм"

Мероприятие рассчитано на определённую возрастную категрию, используется моими учениками в виде выступления агитационной бригады для младших школьников. Содержание воспринимается слушателями серьёзно,...

Тема раздела учебного раздела: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Святые Земли Русской. Сергий Радонежский».

Цель: на примере жизни и деятельности святого Сергия Радонежского привить детям  уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным  ценностям....