Тема раздела учебного раздела: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Святые Земли Русской. Сергий Радонежский».
план-конспект урока по музыке

Юдина Елена Владимировна

Цель: на примере жизни и деятельности святого Сергия Радонежского привить детям  уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным  ценностям.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока музыки

УМК:Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.  4-е издание. 2014

Тема раздела учебного раздела: «О России петь – что стремиться в храм»

Тема урока: «Святые Земли Русской. Сергий Радонежский».

Тип урока: урок открытия и закрепления знаний

Форма проведения урока: классно – урочная

Цель: на примере жизни и деятельности святого Сергия Радонежского привить детям  уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным  ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся познакомятся…

научатся…

узнают… 

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

изобразительное искусство, литература, киноискусство, история.

познавательные – извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний, представленную в разных формах(текст, слайд, иллюстрация и т.д); ориентироваться в своей системе знаний; переработав полученную информацию, делать выводы

регулятивные  оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.                                                                                          коммуникативные  оформлять свои мысли в речевой форме слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, размышлять о характере музыки, фильма; подбирать слова, отражающие содержание  произведений.

Личностные: формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир, в его органичном единстве; формировать мотивацию  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки, на живописные, литературные, музыкальные  и кино-образы; воплощать художественно-образное содержание музыки в пластике, драматической постановке, пении.

Оборудование, художественные материалы: фортепиано, компьютер, колокольные звоны, народное песнопение о Сергии Радонежском, Н. Косминская «Милая Российская глубинка», Т.А.Мухаметшина  «Песня о доброте»

ХОД УРОКА

ЭПИГРАФ УРОКА:

Этапы урока

Задачи каждого этапа

Последовательность действий учителя и учащихся

I.Вступление

Создание эмоционального тона урока (поэтическое слово, видеоряд, звучание музыки, пр.)

  1. Организационный момент.

«Когда при жизни человек творит добро,

Народ не забывает имени его…»

Заходят под песню «У моей России»

Активизация внимания. Приветствие детей.

  1. Этап мотивации и актуализации знаний. Постановка цели урока.

С таких добрых слов «Здравствуйте!», слов пожелания здоровья начинается каждый новый день в любом уголке мира и в нашей стране. Ребята, скажите, а как называется страна, в которой мы живём?

Россия

II.Экспозиция

Формулировка и представление темы, проблемы урока

Да, Россия (открыть слово РОССИЯ на доске)

 или Русь, как её называли раньше. Чем же славится наша Матушка-Русь?

Природой (лесами, полями, озёрами, реками…) СЛАЙД 2

Когда мы говорим: «Россия», что мы представляем?

Дом, родных,…

Исполнение (видеоряд) «Милая Российская глубинка»

 СЛАЙД

Россия, конечно же, славится своими ПЕСНЯМИ (открыть слово на доске). Что мы и продемонстрировали сейчас и очень любим делать на каждом уроке и не только.

А ещё чем славится Россия? Что является одним из символов России? Её чудом?

Колокольные звоны. СЛАЙД 4

Что мы о них знаем?

Разгадывание кроссворда

О каком звоне идёт речь.

Это одинарные удары в большой колокол (благовест) МУЗ,ПРИМЕР

 СЛАЙД 5

Одновременный звон во все колокола.  Этот звон  выражает особую радость, торжество, одновременный звон во все колокола (Трезвон) МУЗ.ПРИМЕР

У вас сегодня и волнующий, и торжественный, и радостный день?! Выразите это  трезвоном.

СЛАЙД 6

МУЗ,ПРИМЕР

Этот звон звучал во время пожаров, вьюг, сильных туманов и нашествий врага, предупреждая, объединяя, храня - Набат 

Где мы можем услышать колокольный звон?

В храме? СЛАЙД 7

А в храме поют? Что?

Молитвы

А что такое молитва?

Молитва – это обращение к Богу или святому с речью или пением. СЛАЙД 8

Слушание

Ваше впечатление об услышанной музыке.

Д.  –Музыка интересная, необычная.

У.  –Как звучит музыка, в каком характере?

Д.  –Спокойно, напевно, плавно, не спеша.

У.  –Кто исполнил  молитву?

Д.  –Хор.

У.  –Какой?

Д.  –Мужской.

У.  –Было ли сопровождение?

Д.  –Нет, не было.

У.  –Как называется пение без сопровождения? Мы с этим словом уже знакомились на уроках музыки.

Д.  –А капелла.

Молодцы!

Посмотрите, какое слово высветил нам кроссворд? (читаем – святой).

Каждый святой – уникальная и прекрасная личность. Действительно, реально живущий когда-то человек. И  Церковь канонизирует (причисляет к лику) святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых  - наших соотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.

Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке, продолжая большую тему «О России петь – что стремиться в храм» (обращая внимание на слова на доске), мы познакомимся со святым Земли Русской. Кто он? Как его зовут? Почему он стал святым? За какие заслуги?...Это мы и исследуем…

III.Разработка 

Завязка сюжета, взаимосвязь материала урока, его развитие

III. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

Чтобы ответить на все эти вопросы, я начну свой рассказ о мальчике, таком же как и вы. Только жил он очень давно – 700 лет назад! Звали его Варфоломей. Он рос послушным и трудолюбивым. Ухаживал за лошадьми, работал в огороде, играл с братьями. А когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться. А учили читать в те времена по священной книге – «псалтырь» (показ). Никаких других учебников тогда не было. Ух как трудно давалось учение Варфоломею. Ну никак не мог он одолеть сложную церковнославянскую азбуку. День и ночь просил Варфоломей у Бога помощи. Вот как -то раз отец послал его искать убежавших жеребят. Ходил-ходил, искал-искал Варфоломей жеребят повсюду и вдруг увидел он в лесу у дуба старца-монаха… СЛАЙД

Кульминация

Эмоциональный пик урока, разрешение проблемы

Просмотр мультфильма

Кем же стал наш мальчик Варфоломей?

Святым Земли Русской, имя которому Сергий Радонежский (имя на доску)

За какие заслуги наша Православная церковь причислила его к такому званию, к лику святых? Что доброго, важного делал он для нашей Матушки-Руси?

К Сергию приходили люди за помощью, за советом, за благословением… СЛАЙДы

Немало потратил сил Сергий и на строительство монастырей и храмов. СЛАЙД

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он лечил тяжело больных людей и даже воскрешал умерших. СЛАЙД

 Сам Сергий Радонежский ходил в дальние княжества мирить русских князей, чтобы те объединились и дали отпор врагам, чтобы встали на защиту Земли русской от захватчиков. Сергий Радонежский помог народу поверить в свои силы.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий  Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия за благословением  на предстоявшее сражение. СЛАЙД

 В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Народ не забывает таких людей. Не забыт и Сергий Радонежский. Пример этому народные песнопения. СЛАЙД

Их очень много. Познакомимся с одним из них.

Работа с учебником стр. 44-45 учебника. Обратим внимание на нотную запись песнопения…Посмотрите внимательно, сколько нот использовано для записи этой мелодии (много или мало)?

Пять. Мало.

О чём это говорит? Мелодия песнопения простая. Её сможет спеть каждый. А слова сложные? Прочитаем текст… и слова не сложные. Песнопение сложено и звучит так, чтобы каждый мог его спеть. Давайте и мы попробуем это сделать.

Вокально-хоровая работа.

Молодцы, ребята!

Вот так из простого, никому не известного мальчика, юноши, Варфоломей стал прославленным русским святым. СЛАЙД

 А на нашей, русской земле стоит и по ныне, созданная святым,  Троице-Сергиева Лавра. Она как призыв к единению Земли Русской, как символ мира, дружбы и добра. СЛАЙД  И льётся над лаврой и всей  землёй колокольный звон

Творческая импровизация «Колокольные звоны»

 и славит Величайшую  славу, гордость и силу России –  её людей (одним из которых и был…???

IV.Реприза

Рефлексия, итог действия

IV. Рефлексия.

О каком святом Земли Русской мы сегодня узнали? Чей земной путь исследовали?

Кем стал для России Сергий Радонежский? Для вас? Какое слово-образ вы выбрали бы?

Работа с карточками (воспитатель русского народа, духовный вождь, терпеливый человек, трудолюбивый человек, смиренный человек, справедливый человек, человек глубокой веры…)

Кто желает озвучить написанное?

VI. Итог урока.

СЛАЙД

Образ Сергия Радонежского запечатлён в живописных полотнах, конечно же, иконах СЛАЙД

памятниках СЛАЙД

О жизни преподобного Сергия Радонежского написаны книги, жития, СЛАЙД существует много легенд, созданы фильмы и мультфильмы.

Сергий  является святым покровителем всех учеников и учителей. Он помогает всем, кто стремится к знаниям, к мудрости и кропотливо трудится, кто с верой обращается к нему. СЛАЙД («Святой отче, Сергий Радонежский,  моли Бога о нас»).

Да, истинная слава и народная любовь принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истины, благу всех людей, добру.

Именно добру, прежде всего, учил всех Сергий Радонежским. И сам был примером добродетели. 

СЛАЙД

Исполнение песни о доброте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О России петь - что стремиться в храм.

Дневнейшая песнь материнства....

Урок развития речи в 8 классе. Тема: «О России петь, что стремиться в храм».

Цели урока: Развивать устную и письменную речь учащихся.  Углубить знания о типах речи. Формирование умения комплексно анализировать текст.  Закрепление умения конструировать однос...

Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...

Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ..." ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА  МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс

Конспект урока "«О России петь - что стремиться в храм. Радуйся, Мария!» 3 класс...