Конспект урока «Искусство начинается с мифа» 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока «Искусство начинается с мифа» 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.91 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx123.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Искусство начинается с мифа»

Цели:

1. Раскрыть тему урока через понятия «миф» и «легенда»

2. Сравнить музыкальные произведения, звучащие на уроке.

3. Проверить знание музыкального материала по темам прошлых уроков (музыкальная викторина).

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал:

Р. Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»

Н.А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки, ария Леля).

ВИА «Ариэль» песня «Заболела Баба Яга» (видеоклип)

Дополнительный материал:

Портреты композиторов и названия произведений по данной теме, муз. произведения для муз. викторины

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Работа по теме урока.
  4. Сравнение музыкальных произведений, прослушанных на уроке.
  5. Музыкальная викторина.
  6. Итоги урока и выставление оценок.
  7. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Проверка отсутствующих.

Приветствие.

Тема урока: «Искусство начинается с мифа» (слайд №1)

  1. Работа по теме урока. 

Ребята, есть в искусстве темы, к которым из века ввек не угасает интерес творческих людей. Эти темы пришли в мир одновременно с человеком. И хотя в разные эпохи они претворялись в искусстве по-разному, само их существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были похожими.

Во все века человек был способен эмоционально воспринимать окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и прекрасному. Ведь если бы это было не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки. Может быть, именно благодаря им, мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, совсем не «безликой окружающей средой», а живой и полной тайн стихией.

Вдумайтесь, как мудр и одухотворен был когда-то человек, какая любовь к природе двигала его поступками, если он, задолго до появления культурной цивилизации, сумел создать удивительный мир сказочных и поэтических образов, где все живет и дышит волшебством, тайной и поэтической силой.

Сквозь многие века звучит бессмертной песнью каждая сказка, каждая легенда, воспевающая бесконечно разнообразные лики природы.

Вот почему мир сказок и древних мифов относится к вечным темам, к которым искусство всех времен вновь и вновь обращает свои вопросы.

Сл.2. Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства, так или иначе, использовали мифологию, ибо миф – это очень интересный, яркий, образный материал. Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как театр, опера, кинематограф.

Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.

В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым условием восприятия мифа.

Сл. 3. В известном высказывании Аристотеля «Искусство начинается мифологией» подтверждается глубокое родство мифа и художественного творчества, в основе своей имеющих одну общую задачу – понять и отобразить загадку мира, ее потаенный смысл.

Запишем в тетрадях значение слова «мифология»

Сл. 4. Мифоло́гия (греч. μυθολογία,— предание, сказание и греч. λόγος — слово, рассказ, учение):

1)Это система восприятия мира, основанная на традиционных преданиях, образах, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.

2)Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в котором человек как бы подражает им.

Сл. 5. Миф - синтез земной реальности с реальностью потусторонней.

Примеры использования мифов в музыке

  1. Классические мифы – мифы Древней Греции и Древнего Рима – К. Глюк «Орфей»
  2. мифы Северо-Запада (германо-скандинавские, кельтские) – Г.Пёрселл опера «Король Артур», оперы Р.Вагнера.
  3. Славянская мифология – Н.А. Римский-Корсаков оперы «Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Сл.6. Важные элементы мифа

  1. Образы природы
  2. Волшебные города: замок Монсальват для Северо-Запада, Китеж для России.
  3. Персонажи
  4. Идейное содержание мифа – его сюжет

Сегодня я предлагаю вам послушать несколько музыкальных произведений, в которых прослеживается мифологическая тема. Первое произведение – Сл. 7.  Рихарда Вагнера «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»

Сл.8.  Кто такая валькирия?

Вальки́рия — в скандинавской мифологии дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и собирает души павших воинов. Погибшие солдаты отправляются в небесный чертог — Валгаллу. С грив их коней (облака) капает роса, а от их мечей сияет свет. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. Образ валькирии используется в современных литературных произведениях жанра фэнтези, а также в компьютерных играх, от их имен даже произошел наркотик валькирин. Как звучит музыка, вы скажете мне после прослушивания.

( прослушивание «Полёт валькирий»)

Беседа по характеру и содержанию.

Как изобразил композитор полет? Какими средствами музыкальной выразительности он пользовался?

Р. Вагнер подражает вихревым потокам: «порывы ветра», «визг и свист», окружающие основную тему, создают впечатление подлинности действия. Однако для основной темы композитор избрал другой прототип: здесь проступает образ длинных прыжков, следующих друг за другом.

Мелодия построена так, что каждый следующий мотив как бы отталкивается от предыдущего, каждая фраза выступает сначала в роли «приземления», акцента, и сразу же служит кратким и энергичным толчком для следующей фазы движения. Так Вагнер показывает полет-прыжок, полет дев-воительниц, отягченных тяжелыми доспехами.

Музыка Вагнера настолько оказалась близка немецкому народу, героические образы вагнеровских опер настолько сильны, что в ХХ веке немецкий фашизм в лице А. Гитлера присвоил себе вагнеровский образ юного неустрашимого Зигфрида и сделал его символом нации. Композитор, следовательно, художественно талантливо вызвал к жизни мир коллективных национальных представлений.

А         сейчас вы услышите фрагменты из оперы «Снегурочка»   Сл. 9. Н.А. Римского-Корсакова: ария Снегурочки и ария Леля. Я вам кратко расскажу сюжет

Короткое изложение либретто оперы. Слушание. Беседа по характеру музыки в каждой арии.

Обращаются ли к сказочной мифологической теме современные композиторы? Приведите примеры.

Посмотрим видеоклип на песню «Заболела Баба Яга» в исполнении ВИА «Ариэль».

Просмотр видеоклипа, обсуждение.

Вывод по теме урока: Во все времена – и в древних народных сказаниях, и в классическом, и в современном искусстве – к природе часто обращаются как к одухотворенному началу. Это дает нам возможность говорить о том, что искусство начинается с мифа.

А теперь настало время проверить, насколько хорошо вы запомнили музыку прошлых уроков. Приготовьте тетради и ручки. 


Музыкальная викторина (фрагменты):

  • И. С. Бах «Токката и фуга ре минор» (в обработке Ванессы Мэй)
  • С. С. Прокофьев хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»
  • Н. Паганини «Каприс № 24» (в обработке В. Зинчука)
  • Л. Бетховен «Лунная соната»
  • С. С. Прокофьев «Вальс» из оперы «Война и мир»
    Оценивание результатов: 5 ответов верно – «5», четыре – «4» и т.д.

Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:

Найти в современном искусстве произведения, обращенные к теме мифологии, легенды или сказки, записать в тетрадь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство начинается с мифа

Слайд 2

Миф

Слайд 3

«Искусство начинается мифологией » Аристотель

Слайд 4

Мифоло́гия (греч. μυθολογία,— предание, сказание и греч. λόγος — слово, рассказ, учение ): 1)Это система восприятия мира, основанная на традиционных преданиях, образах, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное. 2)Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в котором человек как бы подражает им.

Слайд 5

Миф - синтез земной реальности с реальностью потусторонней.

Слайд 6

Важные элементы мифа Образы природы Волшебные города: замок Монсальват для Северо-Запада , Китеж для России. Персонажи Идейное содержание мифа – его сюжет

Слайд 10

Искусство начинается с мифа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и жизни"

На данном уроке речь идет о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи, у разных народов...

конспект урока "Как начиналась галерея"

конспект урока "Как начиналась галерея"...

Конспект урока (классного часа) - "5 мифов о курении"

Конспект урока + презентация к уроку...

Конспект урока искусства. 9 класс. "Искусство и власть"

Данный конспект урока является материалом первого урока темы "Искусство и власть" по программе Г.П. Сергеевой "Искусство.8-9 класс"....

Презентация к уроку музыки в 8 классе на тему "Искусство начинается с мифа"

урок музыки в 8 классе , в 1 четверти на тему " Искусство начинается с мифа"...

План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс

План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс...