Сценарий праздника «Пришла Коляда-отворяй ворота!»
план-конспект

Тупицына Елена Магомедовна

Цель: Знакомство  с традициями и обычаями русского народа, получать радость от совместного проведения-проживания праздника.

Задачи: 

Обучающие:

Учить выразительно, исполнять колядки.

Учить эмоционально, передавать игровой образ  при исполнении русских народных песен, попевок, частушек.

Развивающие:

Развивать певческую технику: дикцию, артикуляцию, певческое дыхание, звукообразование с аккомпанементом и без него.

Развивать положительные эмоции от совместной деятельности.

 

Воспитательные:

Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

 

Предварительная работа:

Разучивание колядок и инсценирование  песен

Информация из истории праздника:

От Рождества Христова до Крещения, 11 дней идёт народный праздник «Святки».  Первая неделя Святок называлась Святые, а вторая – Страшные вечера. На святки гадали, колядовали, пели песни, одевались ряжеными.

Дети несли в руках звезду, которая символизировала Вифлеемскую звезду, а само шествие воспринималось как шествие волхвов. Под окошками они пели песни – колядки. Хозяева одаривали колядовщиков  деньгами или угощением. За это колядовщики  желали хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая, пели  величальные песни.  Если хозяева скупились на угощение, их подвергали насмешкам.

Наибольшее внимание в обрядах этого праздника уделялось хлебу (обряд «посевания» зерна на новый урожай). Посевальщики с зернами ржи, пшеницы, семечек и др. обходили дворы и разбрасывали (посевали) зерна по избе, двору. Эти действия сопровождались словами:

 

«Сею – вею, посеваю, с Новым годом поздравляю.

На телят, на жеребят, на маленьких ребят,

Чтоб здоровы были, много лет жили».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada_2016.docx31.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78  комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

                                                          Утверждаю:  Заведующий ГБДОУ ___________/Т.А. Калистратова/

                                                           Согласовано :  ст. воспитатель_________________/Гасанова О. Б.  /

 Сценарий праздника «Пришла Коляда-отворяй ворота!»

                               

                                                 

                   Составители : музыкальный руководитель: Тупицына Е.М.

                              Старший воспитатель : Гасанова О. Б.

                               Учитель –логопед Макаренкова Е. М.

Санкт-Петербург 2017 г.

 В гости Коляда пришла-отворяй ворота! 

Цель: Знакомство  с традициями и обычаями русского народа, получать радость от совместного проведения-проживания праздника.

Задачи: 

Обучающие:

Учить выразительно, исполнять колядки.

Учить эмоционально, передавать игровой образ  при исполнении русских народных песен, попевок, частушек.

Развивающие:

Развивать певческую технику: дикцию, артикуляцию, певческое дыхание, звукообразование с аккомпанементом и без него.

Развивать положительные эмоции от совместной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

Предварительная работа:

Разучивание колядок и инсценирование  песен

Информация из истории праздника:

От Рождества Христова до Крещения, 11 дней идёт народный праздник «Святки».  Первая неделя Святок называлась Святые, а вторая – Страшные вечера. На святки гадали, колядовали, пели песни, одевались ряжеными.

Дети несли в руках звезду, которая символизировала Вифлеемскую звезду, а само шествие воспринималось как шествие волхвов. Под окошками они пели песни – колядки. Хозяева одаривали колядовщиков  деньгами или угощением. За это колядовщики  желали хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая, пели  величальные песни.  Если хозяева скупились на угощение, их подвергали насмешкам.

Наибольшее внимание в обрядах этого праздника уделялось хлебу (обряд «посевания» зерна на новый урожай). Посевальщики с зернами ржи, пшеницы, семечек и др. обходили дворы и разбрасывали (посевали) зерна по избе, двору. Эти действия сопровождались словами:

«Сею – вею, посеваю, с Новым годом поздравляю.

На телят, на жеребят, на маленьких ребят,

Чтоб здоровы были, много лет жили».

 Дидактический материал и атрибуты:

Шапочки, маски для игр: Петушок, Кот, Коза

Мешки для мехонош

Детские музыкальные инструменты : деревянные ложки, бубенцы, бубны, копытца (тоноблоки)

Лошадка

Русские платки

Чугунок с «гаданием»

Вифлеемская звезда на палочке

Декорации: домик, подсвечники, посуда, самовар и т.д. 

Большой кусок голубой ткани для  игры со снежным  пологом.

Оформление зала:   в фольклорном стиле (рушники, хохлома, печка, домотканые коврики , домашняя утварь, и т. д.

Действующие лица:

Взрослые :

Хозяйка Марья

Коза

Зазывалы

Баба Яга

Дети:

Мальчик Иванушка,

Девочка –Дарья

                                      Ход праздника


Дети входят  под фонограмму песни ансамбля  Ивана Купалы «Коляда», приплясывая,  цепочкой, взявшись за руки (грамзапись)

 Садятся на скамейки.

Музыкальный руководитель:

Колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Бабу Коляду нашли.

 Нас баба Коляда

По дороге повела,

По дороге повела,

Да к дому привела.

(под русскую народную музыку  из домика выходит Хозяйка Марья)

 

Хозяйка Марья:

Вы сюда на праздник Святки?

Проходите в дом, ребятки.

Здесь для каждого найдётся

И местечко, и весёлое словечко.

 

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Я о празднике сейчас

Начинаю свой рассказ.

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

От Рождества и до Крещения

Приготовив угощение,

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили,

По дворам ходили в Святки,

Пели разные колядки.

Так давайте же сейчас

Святки встретим мы у нас!


Звучит фонограмма русской народной песни. Одетые в русские костюмы, входят двое Зазывал-скоморохов.

1-й Зазывала. 

Дети! Велено до вас 
Довести в сей час указ, 
Заготовленный самой 
Нашей матушкой — Зимой. 

(Читает указ). 

Каждый год, сего числа, 
Как гласит указник, 
Людям города, села 
Приходить на праздник! 

Непременно все должны 
Быть на празднике Зимы. 

2-й Зазывала:

Эй, спешите все сюда! 
В гости Коляда пришла. 
Будем мы шутить, кривляться, 
Бегать, прыгать, забавляться.

 1-й Зазывала:

К нам на святки 
Пришли колядки!

Пусть сегодня в этом доме

Скучным не сидится.

Будем петь и танцевать!

Дружно веселиться!

Вместе :


Руку дай скорее, друг! 
Ждет нас всех  веселый круг! 

Дети встают в круг. Зазывалы в центре со звездой. 

Дети водят хоровод под фонограмму песни «Пришла коляда, открывай ворота!», 

выполняя движения по показу взрослых. Садятся на места.

Зазывалы :

1-ый: Ой, коляда, 
Открывай ворота, 
Выноси-ка пирога! 

2-ой: Кто подаст лепешки, 
Золоты окошки!

Кто подаст нам каши –

Золотые чаши;

Кто подаст ветчины –

Золотые чугуны?

Хозяйка Марья: 

Спасибо вам, что зашли в мой  дом на Святки!

Но просто так коляду не дам.

Отгадайте-ка, загадки!

Загадки Марьи:

Лежало одеяло мягкое, белое.

Солнце напекло, одеяло утекло. Снег.

Кто без брёвен через реки мосты строит? Мороз. 

Хозяйка : Ай, да, молодцы-все загадки отгадали! А что вы еще умеете?

 Зазывалы :

Вместе : Небылицы будем петь!

1-ый Зазывала :На дубу свинья пасётся,

2-ой : В бане парится медведь!

Хозяюшка Марья: Что? На дубу свинья пасётся?

В бане парится медведь?

Ну, друзья, вы насмешили,

Распотешили!

Зазывалы:

То ли будет сейчас,

Инструменты мы  возьмем,

Небывальщину споем!

 (раздают детям музыкальные инструменты)

Песня «Небывальщина»

Зазывалы:

Слушали внимательно,

Было замечательно.

Навострите ухи,

Расскажем нескладухи!

Дети рассказывают нескладухи :

Чепух, чепух, чепуха

Это просто враки:

Съел петрушка петуха,

А сказал собаки.

 

А у нас во дворе

Поросёнок рылся.

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

 

Шла корова из Ростова,

Под мостом машина спит,

На лугу часы пасутся,

На стене верблюд висит.

 

Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка,

И три поросёнка.

 

Сидит мишка на колоде,

Чепец вышивает.

А зайка – попрыгайка

В скрипочку играет!

 

Хозяйка Марья: Ай, да, дети-молодцы!

1-ый Зазывала:

А сейчас будем мы играть, да пузырь надувать!

Игра "Месим, месим, месим тесто!"

Зазывалы :

 Понравилось тебе, Хозяюшка, как мы с ребятами играли, стихи читали и  пели?  

Уж ты, Хозяюшка, подай, 
Неси целый каравай! 


Хозяйка Марья:

Вот вам, гости дорогие, 
Пряники да леденцы, 
Да тепленький пирог, 
Да маслице, творог, 
Да денежка копьем, 
Да рубль серебром! 

Зазывалы складывают гостинцы в сумочку (мехоношу)



1-й Зазывала 

Спасибо тебе, Хозяюшка, хорошо у тебя, да пойдем дальше колядовать! 

Идут по кругу и поют
«Ой, коляда» (1-й куплет)

2-й Зазывала

Коляда-молода 
Зашла в новы ворота, 
А за ней и Мороз 
Через тын перерос. 

1-й Зазывала

Принес он холод, 
Так что дед Архип стал молод. 
Мороз не велик, 
Да стоять не велит. 

Вы не стойте, не скучайте, под мосточком пробегайте!

Игра с тканью «Снежный полог»

Зазывалы  держат ткань, как полог, три раза взмахивают ею, затем образуют крышу, под которой пробегают дети, и в какой-то момент опускают ткань. Дети должны успеть пробежать, чтобы не оказаться накрытыми

Вместе:

Не велит мороз стоять, 
Нам пора колядовать! 

Выходи, хозяин, 
Выходи, боярин, 
Встречай гостей 
Со всех волостей. 

Из домика  выходит
хозяин  Иванушка.



Мальчик Иванушка : Здравствуйте, люди добрые! 

Зазывалы: Здравствуй, Иванушка!

1-ый: Коляда, коляда!
Открывай ворота, 
Выноси нам  пирога! 

2-ой :А мы тебе за это песню споем!,

Зазывалы:  Про Ивана  песню знаем!

Слушай же, мы начинаем!

(встают с детьми в круг)

Инсценирование песни «Как на тоненький ледок» 

Иванушка: 

Вот вам угощенье: 
Сыр да печенье, 
Пряники, конфетки — 
Покушайте, детки! 


Зазывалы вместе с детьми:» Спасибо!»



1-ый Зазывала:

Хвалебная

Пусть у хозяина в дому.

Велись бы:

Поросятки,

Козлятки,

Цыплятки…

Чтоб ходили ребятки,

И пели бы колядки!


2-ой Зазывала : 


Сеем, веем, посеваем, 
С колядой всех поздравляем! 
На телят, на жеребят 
И на маленьких ребят, 
Чтоб здоровы были, 
Много лет жили!



1-ый  Зазывала :Дети, а хотите пирога? 
С луком, с перцем, 
С комариным сердцем? 

Давайте еще поиграем!


Игра «Пирог» 

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог».

Зазывалы : 

Пирог у нас  высокинький, 
Да вот такой  широкинький, 
Да очень  он мякошенький, 
Режь его да ешь. 

При словах «высокинький» , дети  поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». 

Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов». 

Зазывалы:

1-ый: :Набрала Коляда: 
Два пшеничных пирога, 

:Черепушку творога, 
Блинов стопку, оладушек сотню,
 
Маслица каточек, ветчины шматочек, 

2-ой: Что с ногами, не пойму! 
Вправо, влево носятся, 
Не стоят они на месте, 
В пляску так и просятся! 

Плясуны хороши. 
Выходи, да попляши.!


Пляска  «Камаринская»

(или игра «Плетень»)

1 -ый Зазывала :

А сейчас мы предлагаем вам игру — 
Мерить силу, как бывало в старину. 
Самых сильных приглашаем мы ребят, 
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд. 

Перетягивание каната  (фонограмма песни "Богатырская наша сила")

(пока дети играют, один из Зазывал , надевает на голову шапочку Петушка, садится на пенек и делает вид, что пригорюнился)

2-й Зазывала. 

Петушок, Петушок, 
Золотой гребешок, 

Что пригорюнился, дружок? 

1-й Зазывала. 

Как же, братец, не грустить? 
Петухом хочу я быть. 

2-й Зазывала. 

Петухом? Вот так да! 
Это горе, не беда! 
Бой устроим мы всегда. 
Эй, ребята, встаньте в  круг! 
Пусть летят здесь перья, пух! 

Проводится игра «Петушиный бой»

(стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.)

Играют сами  Зазывалы, дети болеют за них!  

1-й зазывала

Вот еще одна игра, 
Собирайся, детвора! 
Не толкайтесь, не спешите, 
В круг скорее становитесь. 


Игра «Жмурки»

«Жмурке Зазывале  надевают маску кота, в круг выбираются дети-мышки, остальные дети стоят в кругу.Жмурке  завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают. 

— Кот, кот, на чем стоишь? 

— На квашне. 

— Что в квашне? 

— Квас. 

— Лови мышей, а не нас! 

Участники игры разбегаются, «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой». 

1-ый Зазывала :Праздник не велит стоять,

Пойдем еще колядовать!

2-ой Зазывала:

Ребята, праздник не велит стоять,

Нам пора колядовать.

По каким дворам пойдём,

Расскажут звёзды нам о том!

(под музыку «Коляда» идут с детьми змейкой, подходят к домику, там колокольчик обращает внимание детей, предлагает позвонить. Звонит. Из домика выходит Баба Яга.)

 

Баба Яга : Вы в мой дом пришли на Святки?

Проходите все ребятки.

Будут кушанья  вам сладки,

Но сначала  поиграйте со мной, ребятки!

 

Игры с Бабкой – Ёжкой

Бабка – Ёжка выполняют движения по тексту песни Т.Морозовой. По окончании песни Бабка – Ёжка догоняет детей. Дети убегают, садятся  на скамейки.

Баба Яга :Слышите, кто-то к нам стучит?

Кто копытцем бьёт, рогами стучит?

Да это ж моя коза на праздник спешит.

 (входит Коза)  

 

Коза заходит, обходит зал и падает.

 

Баба Яга: Упала коза, обессилила.

Ей бы решето овса, да наверх колбаса,

Да  ещё сала, чтоб коза встала!

Подкрепись коза, вставай,

Вместе с нами поиграй!

 

Игра «Шла коза по лесу»

Цель: Развивать коммуникативные качества, выразительно выполнять движения по тексту игры.

Бабка Ежка :

Расскажу, как в старину бывало,

Колядное угощенье на стол попадало.

У стола ножки красной лентой вязали,

Чтобы горести, беды все пропали.

Красная лента оберегала от нечистой силы, сглаза.

(Баба Яга обвязывает  ножки стола, на котором стоит самовар, чугунок  красной лентой)

Каждый праздник – угощенье,

                Ну, а в Святки как всегда

                Угощенье не простое,

               А с гаданьем Коляда. (берёт чугунок)

               Баба Яга:

               Чугунок с вершок, скажи нам, дружок,

               Что сбудется, станется, плохое пусть на дне  останется

Гадание:

Баба Яга  предлагает детям  доставать из чугунка коробочки с сюрпризами.

Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

Если достали…

Ниточка:

Ниточка далеко расстелется. Ждёт тебя путешествие.

Вата:

Кому станется, мягкая жизнь достанется.

Пуговичка:

Кому попадётся, обновой обернётся.

Зёрнышко:

Мышь по горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме том достаток будет, благополучие.

Монетка:

Монетка к достатку. Жить будешь богато.

Щепка:

Щепка деревянная к крепкому здоровью, хорошей жизни.

 

Баба Яга :

Гаданьем все довольны?

Пусть они все сбудутся.

Ну, а вот моё гаданье:

Лучше нету радости, для ребят, чем сладости.

Вытащу конфетки,

Будет сладко деткам.

Мехоноши, подходите,

Угощенье получите.

Спасибо гости и ребятки,

Что пришли в мой  дом на Святки.

Колядное угощенье забирайте,

Чаепитие начинайте!

(раздает детям угощение)

 

Зазывалы :

Наш праздник подошел к концу. 
Будьте здоровы, 

Счастливы будьте, 
Живите без бед много-много лет! 

Иди, народ, 
Солнышко встречать, 
Мороз прогонять. 

Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Пришла Коляда - отворяй ворота!" Фольклорное развлечение для старшей подготовительной группы

В  материале размещен сценарий проведения колядок в детском саду, даны тексты колядок, народных игр на Рождество, гаданий, на суженого. Материал представлен в игровой интересной форме. Рекомендуе...

Пришла Коляда - отворяй ворота!(Рождественские колядки)

Сценарий урока-концерта для 5-7 классов....

Пришла Коляда-отворяй ворота

Внеклассное мероприятие посвященное Колядкам...

Фольклорный праздник "Пришла коляда - отворяй ворота"

Коляды — очень древний языческий праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские земли, произошедшим в раннем Средневеков...

Сценарий Рождественских посиделок «Пришла коляда, отворяй ворота».

Сценарий Рождественских посиделок для учащихся среднего звена...

Внеклассное мероприятие "Пришла Коляда-отворяй ворота!" для 6-7 классов

Разработано для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Презентация "Пришла Коляда - отворяй ворота!".

Составлена для внеклассного мероприятия в СКОШИ...