Технологическая карта 8-класс «Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире»
учебно-методический материал по музыке (8 класс)

Дроздова Лилия Валерьевна

Технологическая карта к уроку музыки 8-класс " Опера " Кармен" Ж.Бизе - самая популярная опера в мире"-, это важный материал для учителя в подготовке к уроку

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 Технологическая карта урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС   

                                                           Авторы: «Музыка 8 классы»  Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.

Тема: «Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире»

Тип урока: урок мини-проект

Цель урока: познакомить школьников с оперой Ж. Бизе «Кармен», побудить к разработке учебного мини-проекта «Образ Кармен»

Задачи:

  • Образовательная: сформировать знания о творчестве гениального музыканта
  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, самовыражения при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, устойчивого интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыку

Проблема урока: кто такая Кармен? На чей сюжет написана опера Ж. Бизе?

Планируемые результаты:

Предметные: постижение музыкальных и культурных традиций разных народов мира; понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности; представление места и роли данной оперы в мировой культуре

Личностные: расширение представлений об оперном спектакле; сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой; наличие эмоционального отношения к опере, более успешные нормы поведения в коллективе, обществе; правильная оценка себя и своих поступков, воспитание чувства патриотизма; умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким, уважение к ценностям культуры других народов

Метапредметные:

познавательные УУД - познание и исследование окружающего мира; овладевание не только общеучебными действиями (умение ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), но и логическими операциями

регулятивные УУД - обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

коммуникативные УУД - обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределение ролей, взаимный контроль действий друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя

Основное содержание темы, понятия и термины: театр, опера, оркестр, дирижер, увертюра, меццо – сопрано, Хабанера, речитатив

Оборудование : музыкальный центр –караоке, мультимедийный проектор, экран,

Образовательные ресурсыучебник «Музыка» для 8 класса под ред. Е.Д. Критской, заготовка к афише (маркеры, лист А – 3), портрет композитора, раздаточный материал (стихотворение А. Блока)

Музыкальный материал: увертюра к опере «Кармен», Хабанера, Сцена гадания из оперы

                                                                              Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

  • - организует начало учебной деятельности: приветствие в форме вокализации учителя и учеников,
  • определение отсутствующих
  • - проверяет готовность обучающихся к уроку

- создает эмоциональный настрой на совместную работу:

  • Звенит, заливается школьный звонок,

Нас ждёт интересный, полезный урок.

Пусть будет хорошим у вас настроенье.

И с радостью вам даётся ученье.

А чтобы настроение было радостным, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям и подарите улыбку мне. На такой радостной ноте начинаем наш урок

- Коллективно исполняют

музыкальное

приветствие

- готовятся к уроку

- погружаются в

благоприятную

атмосферу

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок

- самоорганизация

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке

Коммуникативные:

- согласование своих действий с действиями одноклассников

- проявление доброжелательного отношения к окружающим

2. Актуализация знаний

Организует подводящий диалог:

- давайте закроем глаза, мы представим себя в музыкальном театре. Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений. Мы будем слушать оперу. Это слово в переводе с итальянского, как вы уже знаете, означает «труд», «дело», «сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд… (Задает вопрос) кого?

(Композитора, певцов, хора и оркестра, дирижера)

Опера это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра

- Внимательно

слушают

учителя

- Отвечают на вопрос

- Закрепляют понятие

оперы

Предметные:

- закрепление знаний по предыдущим темам

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений

- умение анализировать, структурировать знания

- умение выделять и формулировать задачи

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыке оперы

- активизация имеющихся ранее знаний

- активное погружение в тему

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель

Коммуникативные:

- вступление в беседу с учителем

- умение точно выражать свои мысли в устной форме

3. Постановка цели, задач урока

Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока:

- наш урок пройдет в форме урока – проекта. Такой урок даст вам возможность сделать что-то интересное. Для этого мы разделимся на группы, а что у нас получится – увидим в конце урока.

Эпиграф к нашему уроку звучит так: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель)

Задает вопрос:

- как вы это понимаете? (знать что-то и никому не говорить – это плохо, надо делиться с другими своими знаниями)

Мы ещё вернёмся к этому эпиграфу, и вы сами сможете объяснить, почему именно его я выбрала для нашего урока.

Сегодня мы с вами отправимся во Францию, где в конце 19 века жил и творил свои музыкальные произведения Ж. Бизе, а его опера «Кармен» - одна из самых популярных в мире.

Задает вопрос:

- какая опера популярная? 

(известная, самая лучшая, любимая опера)

- Внимательно

слушают учителя

- Отвечают на вопрос

- Проявляют интерес

к информации

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания

- умение выделять и формулировать задачи, причинно- – следственные связи

поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- развитие интереса к способам получения знаний активное погружение в тему

- смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

Регулятивные:

- самостоятельное формулирование темы

- умение поставить учебную цель

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме

- владение приемами и навыками общения со взрослыми

- готовность к коллективным формам деятельности

Как вы поняли, тема урока…Может кто уже догадался?

( Опера Ж. Бизе «Кармен»)

- верно! А тема сегодняшнего мини-проекта… («Образ Кармен»)

итак, давайте сформулируем вместе цель нашего урока - проекта:

(Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен.)

- Отвечают на вопрос

- Проговаривают тему

урока

- Проговаривают цель

урока, тему мини –

проекта





4. Открытие и усвоение новых знаний

5. Динамическая пауза

6. Первичное закрепление нового материала, применение теоретического знания на практике

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Сообщает новые знания:

- первое исполнение оперы «Кармен» в Париже успеха не имело, автора обвинили в безнравственности. Свободные проявления чувств героев – простых людей из народа – были запрещены в то время. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил

П.И. Чайковский: «Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире», - писал русский композитор. Что же сделало оперу Бизе такой любимой и известной? В ней было все, что нужно, чтобы произведение стало истинно народным – правда жизни, сильные чувства, музыка, полная увлекательности, выразительности, красоты.

Так о чем же говориться в этой опере?

В основу сюжета положена повесть французского писателя Проспера Мериме. В ней рассказывается история любви и трагической гибели её главных героев. Это люди из народа: солдат Хозе и цыганка Кармен. Хозе из-за любви к Кармен забыл свой долг и стал разбойником. От ревности и горя он убил Кармен, когда она предала его любовь и полюбила тореадора. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо получил яркую характеристику.

Задает вопрос:

- ребята, а кто такой тореадор? (Это смелый, сильный человек, он сражается с быками на арене)

События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто говорит за действующих лиц

Знакомит с новым музыкальным материалом:

- в опере 4 действия. Открывается она увертюрой. Вы же знаете что это такое? (Это открытие, начало. По её характеру мы получаем представление об опере в целом)

В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагичной судьбы Кармен. Давайте внимательно послушаем увертюру

Задает вопросы:

- красивая музыка? как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре, вернее сколько тем услышали вы? (2 темы. 1 тема: мощная, яркая, темпераментная, танцевальная, 2 тема: песенно- маршевая).

Дискутирует, продолжает задавать вопросы: 

- это правильно, две эти темы составляют ликующую часть увертюры, но мы с вами слышали музыку и другого характера, какую?

трагическую, сумрачную, грустную, тревожную).

Две темы – это красочный мир жизни, праздника и света. Ему противостоит другой мир, тёмных страстей, трагической судьбы Кармен, мотив «роковой страсти», который преследует Кармен словно тень на протяжении всей оперы.

Вы уже умеете пользоваться музыкальными терминами. Давайте грамотно порассуждаем о средствах музыкальной выразительности. 

(1 тема: мелодия взлетает, непостоянная, характер её меняется, лад – мажорный, жизнеутверждающая музыка, эмоциональная. Регистр – средний и высокий, ритм – и ровный, и прерывист, темп– быстрый, динамика – меняется (громко – тихо).

(2 тема: характер решительный, смелый. Мелодия – ровная, без взлётов и снижения звука).

Лад – мажорный, регистр – средний, ритм – ровный, чёткий, темп – средний, динамика – не громко).

Продолжает беседу:

- мелодия постоянно менялась, менялись громкость, темп и ритм, что держало нас в напряжении, то есть музыка была непредсказуемой. Музыка увертюры создала образ свободной цыганки и ликующего шествия народа.

А теперь поговорим о главной героине. Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики.

Задает вопрос:

- какой вам она показалась, слушая увертюру? (Она красивая, страстная, любит свободу)

Продолжает рассказ:

- Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж. Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Партию Кармен в опере исполняет меццо-сопрано (невысокий женский голос).

Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца.

Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь.

В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем.

В речитативе Кармен большое значение приобретает мотив «роковой страсти».

Речитатив – это род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях, он строится свободно, приближен к речи.

Делает вывод:

- мы с вами познакомились с увертюрой к опере «Кармен» и образом главной героини, слушая её выход с Хабанерой и Сцену гадания с мотивом «роковой страсти»

Организует работу в группах для работы над мини – проектом «Образ Кармен»:

- давайте разделимся на три творческие группы (по желанию).

Музыканты: (3-4 ученика)

Художники: (3-4 ученика) Литераторы: (3-4 ученика)

Мотивирует учащихся на совместную деятельность:

- сейчас вы начнете работать в творческих группах, используя те материалы, которые я раздам каждой группе

Нацеливает на активную работу всех членов группы:

- вы должны работать быстро, чтобы успеть продемонстрировать продукты своего творчества. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, то я вам буду помогать.

Предлагает проанализировать информационные источники и составить устный портрет Кармен, выполнить афишу к опере, разучить и исполнить мелодию Хабанеры

Предлагает заслушать отчет групп:

начнут литераторы, они составляют словесный портрет Кармен. Ребята прочитают нам стихотворение А. Блока, которое он посвятил сцене выхода Кармен. Сравните ваши впечатления с мнением поэта

«Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет, -

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы»

Задает вопрос:

- какова ваша характеристика Кармен? (Кармен очень красивая, гордая, вольная, страстная цыганка). Совпадают ваши впечатления с мнением А. Блока? (Да, понять это нам помогла музыка Бизе).

Обращается к художникам и музыкантам:

- продемонстрируют образ Кармен наши художники и музыканты!

Контролирует и подтверждает правильность выводов

Обобщает полученные результаты:

- молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали в группах и показали нам результаты своего творчества

Создает условия для снятия переутомления у обучающихся:

- давайте представим себя в роли дирижеров в оперном театре на спектакле «Кармен» и продемонстрируем величественную музыку Ж. Бизе!

- Актуализирует полученные на уроке новые знания

- предлагает продолжить фразы:

«Я не знала, что……»

«Я поняла, что……»

«Теперь я смогу……»

Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока

Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке:

- наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой Ж. Бизе «Кармен»: послушали увертюру, Хабанеру, Сцену гадания из оперы «Кармен», выполнили мини- проект «Образ Кармен».

Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия? (Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен).

Ответьте на вопросы:

  1. Достигли мы этой цели? (Да)
  2. Что вы считаете значимым, интересным при выполнении проекта? (То, что мы разделились и работали по группам)
  3. Ваши ощущения, впечатления от участия в проекте? (Было интересно слушать ребят из других групп и самому выступать)
  4. Какой приобрели опыт? (Опыт работы в группе, умения слушать классическую музыку)
  5. Где пригодятся вам полученные знания? (На других уроках, в жизни)

Полученные знания расширят наше представление о мировой музыкальной культуре, пригодятся нам в будущей жизни. Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь применять на практике. И сегодняшний наш проект этому подтверждение. Ведь правда, ребята? (Да)

Оценивает обучающихся за работу на уроке:

- вы сегодня все молодцы! И я каждому из вас ставлю «5»!

На этой мажорной ноте предлагаю «сюрприз»: всем классом сыграть увертюру к опере «Кармен» (с чего и начался урок) вместе с симфоническим оркестром на наших сподручных музыкальных инструментах! Возьмите их и распределитесь по группам (одна группа – ложки, вторая – треугольники, третья – маракасы и т.д)

Предлагает выбрать дирижера:

- руководит оркестром… (дирижер),

выбирайте сами лучшего музыкального одноклассника (-цу)! Внимание! Начали!

Объясняет выполнение домашнего задания, подготавливает к следующему уроку:

- нарисовать тематический рисунок по слушанию музыкальных фрагментов оперы «Кармен»

- написать в  тетради синонимы к образу Кармен

- Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу всех членов группы;

- Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект;

- Предлагает заслушать отчет групп;

- Контролирует и подтверждает правильность выводов;

- Обобщает полученные результаты

- Фиксируют в

рабочей

тетради основные

мысли

- Отвечают на вопрос

- Слушают рассказ

учителя

- Отвечают на вопрос

- Продолжают

слушать

рассказ учителя

- Слушают увертюру к

опере Ж. Бизе

«Кармен»

- Отвечают на

вопросы

- Продолжают

отвечать на

вопросы

- Слушают рассказ

учителя

- Высказывают свои

впечатления от

прослушанной

музыки

- Продолжают

слушать

учителя

- Отвечают на вопрос

- Слушают рассказ

учителя

- Записывают

определение

меццо – сопрано,

танца Хабанеры

- Слушают «Хабанеру»

- Продолжают

слушать

рассказ учителя

- Записывают

определение

речитатива

- слушают сцену

гадания из оперы

Ж. Бизе «Кармен»

(«Уж если карты мне ответ неверный дали»)

- Делают выводы

вместе с учителем

- Делятся на группы

- Получают

раздаточный

материал

- работают с

информационными

источниками

- Анализируют

информационные

источники

- составляют устный

портрет Кармен

- выполняют афишу к

опере

- разучивают и

исполняют мелодию

Хабанеры

- Озвучивают

полученные

результаты

(презентация

творческих групп)

- Слушают

стихотворение

А. Блока

- сравнивают с

мнением поэта

- Отвечают на вопрос

- Показывают афишу

(художники)

- исполняют мелодию

Кармен (музыканты)

- проверяют работы

друг у друга

(корректируют

при необходимости)

- Слушают учителя

- Повторяют за

учителем

пластическое

интонирование

- высказывают свои

впечатления от

действия

- Слушают учителя

- обобщают новые

знания

- Проводят

самооценку

- оценивают работу

одноклассников

- Слушают учителя,

делают выводы

вместе с

учителем

- Отвечают на

вопросы

- Оценивают работу

каждого на уроке

- Слушают

оценочные

результаты учителя

- Берут музыкальные

инструменты,

распределяются по

группам

- Отвечают на вопрос

- Выбирают дирижера

- исполняют

увертюру

- Слушают

объяснение учителя

- осмысливают

домашнее

задание

- делают

соответствующие

записи

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию

- осмысление основных вопросов, подлежащих

усвоению

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии

с целевой установкой

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации

- умение выражать свои мысли в устной форме

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни




Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к

музыки оперы

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки

- волевая саморегуляция, целеполагние

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений

- сравнение, установление причинно – следственных

связей

Коммуникативные:

- управление поведением партнера

- определение функции участников

- сотрудничество

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников




Предварительный просмотр:

                                 Технологическая карта урока музыки в соответствии с требованиями ФГОС   

                                                           Авторы: «Музыка 8 классы»  Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская.

Тема: «Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире»

Тип урока: урок мини-проект

Цель урока: познакомить школьников с оперой Ж. Бизе «Кармен», побудить к разработке учебного мини-проекта «Образ Кармен»

Задачи:

  • Образовательная: сформировать знания о творчестве гениального музыканта
  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, самовыражения при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, устойчивого интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыку

Проблема урока: кто такая Кармен? На чей сюжет написана опера Ж. Бизе?

Планируемые результаты:

Предметные: постижение музыкальных и культурных традиций разных народов мира; понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности; представление места и роли данной оперы в мировой культуре

Личностные: расширение представлений об оперном спектакле; сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой; наличие эмоционального отношения к опере, более успешные нормы поведения в коллективе, обществе; правильная оценка себя и своих поступков, воспитание чувства патриотизма; умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким, уважение к ценностям культуры других народов

Метапредметные:

познавательные УУД - познание и исследование окружающего мира; овладевание не только общеучебными действиями (умение ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), но и логическими операциями

регулятивные УУД - обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

коммуникативные УУД - обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределение ролей, взаимный контроль действий друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя

Основное содержание темы, понятия и термины: театр, опера, оркестр, дирижер, увертюра, меццо – сопрано, Хабанера, речитатив

Оборудование : музыкальный центр –караоке, мультимедийный проектор, экран,

Образовательные ресурсыучебник «Музыка» для 8 класса под ред. Е.Д. Критской, заготовка к афише (маркеры, лист А – 3), портрет композитора, раздаточный материал (стихотворение А. Блока)

Музыкальный материал: увертюра к опере «Кармен», Хабанера, Сцена гадания из оперы

                                                                              Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

  • - организует начало учебной деятельности: приветствие в форме вокализации учителя и учеников,
  • определение отсутствующих
  • - проверяет готовность обучающихся к уроку

- создает эмоциональный настрой на совместную работу:

  • Звенит, заливается школьный звонок,

Нас ждёт интересный, полезный урок.

Пусть будет хорошим у вас настроенье.

И с радостью вам даётся ученье.

А чтобы настроение было радостным, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям и подарите улыбку мне. На такой радостной ноте начинаем наш урок

- Коллективно исполняют

музыкальное

приветствие

- готовятся к уроку

- погружаются в

благоприятную

атмосферу

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок

- самоорганизация

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке

Коммуникативные:

- согласование своих действий с действиями одноклассников

- проявление доброжелательного отношения к окружающим

2. Актуализация знаний

Организует подводящий диалог:

- давайте закроем глаза, мы представим себя в музыкальном театре. Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений. Мы будем слушать оперу. Это слово в переводе с итальянского, как вы уже знаете, означает «труд», «дело», «сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд… (Задает вопрос) кого?

(Композитора, певцов, хора и оркестра, дирижера)

Опера это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра

- Внимательно

слушают

учителя

- Отвечают на вопрос

- Закрепляют понятие

оперы

Предметные:

- закрепление знаний по предыдущим темам

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений

- умение анализировать, структурировать знания

- умение выделять и формулировать задачи

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыке оперы

- активизация имеющихся ранее знаний

- активное погружение в тему

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель

Коммуникативные:

- вступление в беседу с учителем

- умение точно выражать свои мысли в устной форме

3. Постановка цели, задач урока

Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока:

- наш урок пройдет в форме урока – проекта. Такой урок даст вам возможность сделать что-то интересное. Для этого мы разделимся на группы, а что у нас получится – увидим в конце урока.

Эпиграф к нашему уроку звучит так: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель)

Задает вопрос:

- как вы это понимаете? (знать что-то и никому не говорить – это плохо, надо делиться с другими своими знаниями)

Мы ещё вернёмся к этому эпиграфу, и вы сами сможете объяснить, почему именно его я выбрала для нашего урока.

Сегодня мы с вами отправимся во Францию, где в конце 19 века жил и творил свои музыкальные произведения Ж. Бизе, а его опера «Кармен» - одна из самых популярных в мире.

Задает вопрос:

- какая опера популярная? 

(известная, самая лучшая, любимая опера)

- Внимательно

слушают учителя

- Отвечают на вопрос

- Проявляют интерес

к информации

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания

- умение выделять и формулировать задачи, причинно- – следственные связи

поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- развитие интереса к способам получения знаний активное погружение в тему

- смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

Регулятивные:

- самостоятельное формулирование темы

- умение поставить учебную цель

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме

- владение приемами и навыками общения со взрослыми

- готовность к коллективным формам деятельности

Как вы поняли, тема урока…Может кто уже догадался?

( Опера Ж. Бизе «Кармен»)

- верно! А тема сегодняшнего мини-проекта… («Образ Кармен»)

итак, давайте сформулируем вместе цель нашего урока - проекта:

(Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен.)

- Отвечают на вопрос

- Проговаривают тему

урока

- Проговаривают цель

урока, тему мини –

проекта





4. Открытие и усвоение новых знаний

5. Динамическая пауза

6. Первичное закрепление нового материала, применение теоретического знания на практике

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Сообщает новые знания:

- первое исполнение оперы «Кармен» в Париже успеха не имело, автора обвинили в безнравственности. Свободные проявления чувств героев – простых людей из народа – были запрещены в то время. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил

П.И. Чайковский: «Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире», - писал русский композитор. Что же сделало оперу Бизе такой любимой и известной? В ней было все, что нужно, чтобы произведение стало истинно народным – правда жизни, сильные чувства, музыка, полная увлекательности, выразительности, красоты.

Так о чем же говориться в этой опере?

В основу сюжета положена повесть французского писателя Проспера Мериме. В ней рассказывается история любви и трагической гибели её главных героев. Это люди из народа: солдат Хозе и цыганка Кармен. Хозе из-за любви к Кармен забыл свой долг и стал разбойником. От ревности и горя он убил Кармен, когда она предала его любовь и полюбила тореадора. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо получил яркую характеристику.

Задает вопрос:

- ребята, а кто такой тореадор? (Это смелый, сильный человек, он сражается с быками на арене)

События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто говорит за действующих лиц

Знакомит с новым музыкальным материалом:

- в опере 4 действия. Открывается она увертюрой. Вы же знаете что это такое? (Это открытие, начало. По её характеру мы получаем представление об опере в целом)

В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагичной судьбы Кармен. Давайте внимательно послушаем увертюру

Задает вопросы:

- красивая музыка? как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре, вернее сколько тем услышали вы? (2 темы. 1 тема: мощная, яркая, темпераментная, танцевальная, 2 тема: песенно- маршевая).

Дискутирует, продолжает задавать вопросы: 

- это правильно, две эти темы составляют ликующую часть увертюры, но мы с вами слышали музыку и другого характера, какую?

трагическую, сумрачную, грустную, тревожную).

Две темы – это красочный мир жизни, праздника и света. Ему противостоит другой мир, тёмных страстей, трагической судьбы Кармен, мотив «роковой страсти», который преследует Кармен словно тень на протяжении всей оперы.

Вы уже умеете пользоваться музыкальными терминами. Давайте грамотно порассуждаем о средствах музыкальной выразительности. 

(1 тема: мелодия взлетает, непостоянная, характер её меняется, лад – мажорный, жизнеутверждающая музыка, эмоциональная. Регистр – средний и высокий, ритм – и ровный, и прерывист, темп– быстрый, динамика – меняется (громко – тихо).

(2 тема: характер решительный, смелый. Мелодия – ровная, без взлётов и снижения звука).

Лад – мажорный, регистр – средний, ритм – ровный, чёткий, темп – средний, динамика – не громко).

Продолжает беседу:

- мелодия постоянно менялась, менялись громкость, темп и ритм, что держало нас в напряжении, то есть музыка была непредсказуемой. Музыка увертюры создала образ свободной цыганки и ликующего шествия народа.

А теперь поговорим о главной героине. Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики.

Задает вопрос:

- какой вам она показалась, слушая увертюру? (Она красивая, страстная, любит свободу)

Продолжает рассказ:

- Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж. Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Партию Кармен в опере исполняет меццо-сопрано (невысокий женский голос).

Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца.

Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь.

В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем.

В речитативе Кармен большое значение приобретает мотив «роковой страсти».

Речитатив – это род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях, он строится свободно, приближен к речи.

Делает вывод:

- мы с вами познакомились с увертюрой к опере «Кармен» и образом главной героини, слушая её выход с Хабанерой и Сцену гадания с мотивом «роковой страсти»

Организует работу в группах для работы над мини – проектом «Образ Кармен»:

- давайте разделимся на три творческие группы (по желанию).

Музыканты: (3-4 ученика)

Художники: (3-4 ученика) Литераторы: (3-4 ученика)

Мотивирует учащихся на совместную деятельность:

- сейчас вы начнете работать в творческих группах, используя те материалы, которые я раздам каждой группе

Нацеливает на активную работу всех членов группы:

- вы должны работать быстро, чтобы успеть продемонстрировать продукты своего творчества. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, то я вам буду помогать.

Предлагает проанализировать информационные источники и составить устный портрет Кармен, выполнить афишу к опере, разучить и исполнить мелодию Хабанеры

Предлагает заслушать отчет групп:

начнут литераторы, они составляют словесный портрет Кармен. Ребята прочитают нам стихотворение А. Блока, которое он посвятил сцене выхода Кармен. Сравните ваши впечатления с мнением поэта

«Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет, -

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы»

Задает вопрос:

- какова ваша характеристика Кармен? (Кармен очень красивая, гордая, вольная, страстная цыганка). Совпадают ваши впечатления с мнением А. Блока? (Да, понять это нам помогла музыка Бизе).

Обращается к художникам и музыкантам:

- продемонстрируют образ Кармен наши художники и музыканты!

Контролирует и подтверждает правильность выводов

Обобщает полученные результаты:

- молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали в группах и показали нам результаты своего творчества

Создает условия для снятия переутомления у обучающихся:

- давайте представим себя в роли дирижеров в оперном театре на спектакле «Кармен» и продемонстрируем величественную музыку Ж. Бизе!

- Актуализирует полученные на уроке новые знания

- предлагает продолжить фразы:

«Я не знала, что……»

«Я поняла, что……»

«Теперь я смогу……»

Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока

Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке:

- наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой Ж. Бизе «Кармен»: послушали увертюру, Хабанеру, Сцену гадания из оперы «Кармен», выполнили мини- проект «Образ Кармен».

Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия? (Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен).

Ответьте на вопросы:

  1. Достигли мы этой цели? (Да)
  2. Что вы считаете значимым, интересным при выполнении проекта? (То, что мы разделились и работали по группам)
  3. Ваши ощущения, впечатления от участия в проекте? (Было интересно слушать ребят из других групп и самому выступать)
  4. Какой приобрели опыт? (Опыт работы в группе, умения слушать классическую музыку)
  5. Где пригодятся вам полученные знания? (На других уроках, в жизни)

Полученные знания расширят наше представление о мировой музыкальной культуре, пригодятся нам в будущей жизни. Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь применять на практике. И сегодняшний наш проект этому подтверждение. Ведь правда, ребята? (Да)

Оценивает обучающихся за работу на уроке:

- вы сегодня все молодцы! И я каждому из вас ставлю «5»!

На этой мажорной ноте предлагаю «сюрприз»: всем классом сыграть увертюру к опере «Кармен» (с чего и начался урок) вместе с симфоническим оркестром на наших сподручных музыкальных инструментах! Возьмите их и распределитесь по группам (одна группа – ложки, вторая – треугольники, третья – маракасы и т.д)

Предлагает выбрать дирижера:

- руководит оркестром… (дирижер),

выбирайте сами лучшего музыкального одноклассника (-цу)! Внимание! Начали!

Объясняет выполнение домашнего задания, подготавливает к следующему уроку:

- нарисовать тематический рисунок по слушанию музыкальных фрагментов оперы «Кармен»

- написать в  тетради синонимы к образу Кармен

- Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу всех членов группы;

- Предлагает проанализировать информационные источники и составить опорный конспект;

- Предлагает заслушать отчет групп;

- Контролирует и подтверждает правильность выводов;

- Обобщает полученные результаты

- Фиксируют в

рабочей

тетради основные

мысли

- Отвечают на вопрос

- Слушают рассказ

учителя

- Отвечают на вопрос

- Продолжают

слушать

рассказ учителя

- Слушают увертюру к

опере Ж. Бизе

«Кармен»

- Отвечают на

вопросы

- Продолжают

отвечать на

вопросы

- Слушают рассказ

учителя

- Высказывают свои

впечатления от

прослушанной

музыки

- Продолжают

слушать

учителя

- Отвечают на вопрос

- Слушают рассказ

учителя

- Записывают

определение

меццо – сопрано,

танца Хабанеры

- Слушают «Хабанеру»

- Продолжают

слушать

рассказ учителя

- Записывают

определение

речитатива

- слушают сцену

гадания из оперы

Ж. Бизе «Кармен»

(«Уж если карты мне ответ неверный дали»)

- Делают выводы

вместе с учителем

- Делятся на группы

- Получают

раздаточный

материал

- работают с

информационными

источниками

- Анализируют

информационные

источники

- составляют устный

портрет Кармен

- выполняют афишу к

опере

- разучивают и

исполняют мелодию

Хабанеры

- Озвучивают

полученные

результаты

(презентация

творческих групп)

- Слушают

стихотворение

А. Блока

- сравнивают с

мнением поэта

- Отвечают на вопрос

- Показывают афишу

(художники)

- исполняют мелодию

Кармен (музыканты)

- проверяют работы

друг у друга

(корректируют

при необходимости)

- Слушают учителя

- Повторяют за

учителем

пластическое

интонирование

- высказывают свои

впечатления от

действия

- Слушают учителя

- обобщают новые

знания

- Проводят

самооценку

- оценивают работу

одноклассников

- Слушают учителя,

делают выводы

вместе с

учителем

- Отвечают на

вопросы

- Оценивают работу

каждого на уроке

- Слушают

оценочные

результаты учителя

- Берут музыкальные

инструменты,

распределяются по

группам

- Отвечают на вопрос

- Выбирают дирижера

- исполняют

увертюру

- Слушают

объяснение учителя

- осмысливают

домашнее

задание

- делают

соответствующие

записи

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию

- осмысление основных вопросов, подлежащих

усвоению

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии

с целевой установкой

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации

- умение выражать свои мысли в устной форме

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни




Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к

музыки оперы

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки

- волевая саморегуляция, целеполагние

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений

- сравнение, установление причинно – следственных

связей

Коммуникативные:

- управление поведением партнера

- определение функции участников

- сотрудничество

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс опера "Кармен" Жорж Бизе

Тема урока: Опера Ж.Бизе «Кармен»Цель: знакомство с музыкальными образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.Дети прослушают музыку из оперы "Кармен", дадут характеристику музыкальным фрагмента...

7 класс Презентация к уроку по теме: опера "Кармен" Жоржа Бизе

Орера "Кармен" Жоржа Бизе. В презентации: портрет композитора; история создания оперы Кармен; названия и изображения из сцен оперы, которые являются приложением к музыкальному материалу; вопросы по те...

Тест к уроку музыки "Опера "Кармен" Жоржа Бизе" в 7 классе

Тест позволяет выявить уровень усвоения теоретического материала урока. Можно дополнительно к тесту дать музыкальную викторину....

конспект урока по теме "Опера "Кармен" Ж.Бизе.Самая популярная опера в мире"

Цельурока:Знакомство с образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе   Задачи урока:—  Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальны...

Презентация к уроку "Опера "Кармен" Ж.Бизе. Самая популярная опера в мире"

Цельурока:Знакомство с образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе   Задачи урока:—  Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальны...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе "Самый популярный язык в мире"

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе "Самый популярный язык в мире"...