Урок - конспект по музыке для 5 класса «Фольклор в музыке русских композиторов»
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Еленина Наталья Сергеевна

в 5 классе ребята размышляют вместе с учителем, на сколько же взаимосвязана музыка с другими видами искусства, например, с литературой. Для учащихся  наиболее ярким примером может послужить сказочный персонаж, а именно образ, взятый из литературного фольклора   и выраженный в музыке. На примере Лядовской "Кикиморы" ребята учатся слышать музыку, анализировать её, характерировать. Кроме того, данная тема позволяет познакомиться с редкими инструментами, пополнить свой музыкальный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку2.66 МБ
Microsoft Office document icon конспект урока44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель:

познакомить и заинтересовать народным фольклором в русской классической музыке.

Задачи:

1.Проследить вместе с учащимися взаимодействие литературы и музыки, на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального образа.

2. Познакомить учеников с русским композитором - А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора».

3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка».

4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её.

Ожидаемый результат:

1.Знать понятие программная инструментальная музыка.

2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».

3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие.

2. Беседа с детьми:

Учитель: Ребята, а что такое фольклор? Какие литературные произведения вы знаете фольклорного жанра? Каких героев вы знаете фольклорного жанра?

Фольклор – устное народное творчеств, зародившееся глубоко в древности. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведением Антона Константиновича Лядова, так как  основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. А.К.Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил:«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Учитель включает произведение и начинает читать:

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной."

 Слушание музыки.

Учитель: Понравилась ли вам произведение? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?

Ответы учащихся.

Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили?

Учащиеся сначала описывают словами образ, а потом выбирают на слайдах Кикимору, которую услышали в музыке Лядова.

Учитель:  Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?

Показ слайда с изображением челесты

Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют Кикиморе.

Показ слайда с изображением английского рожка.

Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)

- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)

Какие инструменты услышали?

Показ слайдов флейты и гобоя.

Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части картины.

Какая она? Попробуйте описать ....

Ребята описывают образ.

Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей--то визг).

Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.

Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?

Но ведь не все верят в сказки.

Работа над песней Г.Гладкова «Песня спор»

Тест-викторина

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Программная музыка

Колыбельная

Кикимора  

Кто автор произведения «Кикимора»  

Что лежит в основе «Кикиморы» А.КЛядова?

 Фольклор

злое маленькое существо,

живет у кудесника в каменных горах.

инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

устное народное творчество,

зародившееся глубоко в древности.

сказание

тихая, плавная, певучая мелодия

А.К. Лядов

Заключение:

Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс «Фольклор в музыке русских композиторов»

1 четверть (урок № 6 ) «Фольклор в музыке русских композиторов» Тема урока: "Что за прелесть эти сказки…"   Цель урока: развитие восприятия музыки, интереса учащихся к  музыкальной деяте...

Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....

Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"

Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Презентация к уроку музыки в 5кл. «Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит, гремит Кикимора»

Презентация к уроку музыки 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов" - А.К.Лядов "Стучит, гремит Кикимора"...