Урок - конспект по музыке для 5 класса «Фольклор в музыке русских композиторов»
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
в 5 классе ребята размышляют вместе с учителем, на сколько же взаимосвязана музыка с другими видами искусства, например, с литературой. Для учащихся наиболее ярким примером может послужить сказочный персонаж, а именно образ, взятый из литературного фольклора и выраженный в музыке. На примере Лядовской "Кикиморы" ребята учатся слышать музыку, анализировать её, характерировать. Кроме того, данная тема позволяет познакомиться с редкими инструментами, пополнить свой музыкальный словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 2.66 МБ |
конспект урока | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель:
познакомить и заинтересовать народным фольклором в русской классической музыке.
Задачи:
1.Проследить вместе с учащимися взаимодействие литературы и музыки, на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального образа.
2. Познакомить учеников с русским композитором - А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора».
3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка».
4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её.
Ожидаемый результат:
1.Знать понятие программная инструментальная музыка.
2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие.
2. Беседа с детьми:
Учитель: Ребята, а что такое фольклор? Какие литературные произведения вы знаете фольклорного жанра? Каких героев вы знаете фольклорного жанра?
Фольклор – устное народное творчеств, зародившееся глубоко в древности. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведением Антона Константиновича Лядова, так как основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. А.К.Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил:«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).
– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.
Учитель включает произведение и начинает читать:
Народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной."
Слушание музыки.
Учитель: Понравилась ли вам произведение? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?
Ответы учащихся.
Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили?
Учащиеся сначала описывают словами образ, а потом выбирают на слайдах Кикимору, которую услышали в музыке Лядова.
Учитель: Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание.
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?
Показ слайда с изображением челесты
Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют Кикиморе.
Показ слайда с изображением английского рожка.
Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)
- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)
Какие инструменты услышали?
Показ слайдов флейты и гобоя.
Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части картины.
Какая она? Попробуйте описать ....
Ребята описывают образ.
Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей--то визг).
Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.
Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?
Но ведь не все верят в сказки.
Работа над песней Г.Гладкова «Песня спор»
Тест-викторина
– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
Программная музыка
Колыбельная
Кикимора
Кто автор произведения «Кикимора»
Что лежит в основе «Кикиморы» А.КЛядова?
Фольклор
злое маленькое существо,
живет у кудесника в каменных горах.
инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
устное народное творчество,
зародившееся глубоко в древности.
сказание
тихая, плавная, певучая мелодия
А.К. Лядов
Заключение:
Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс «Фольклор в музыке русских композиторов»
1 четверть (урок № 6 ) «Фольклор в музыке русских композиторов» Тема урока: "Что за прелесть эти сказки…" Цель урока: развитие восприятия музыки, интереса учащихся к музыкальной деяте...
Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"
Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....
Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"
Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...
урок в 7 классе "Героико-патриотическая тема в музыке русских композиторов"
конспект по ФГОС...
Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов
Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...
Презентация к уроку музыки в 5кл. «Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит, гремит Кикимора»
Презентация к уроку музыки 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов" - А.К.Лядов "Стучит, гремит Кикимора"...