урок в 7 классе "Героико-патриотическая тема в музыке русских композиторов"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

конспект по ФГОС  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель.

Сформировать знания об особенностях характера героической музыки, способах передачи героических образов в классических и современных музыкальных произведениях, показать значение данной музыки в жизни людей.

Задачи.

Обучающие.

Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического характера.

Воспитывающие.

Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.

Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.

Развивающие.

Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах  музыки.

Основные понятия, изучаемые на уроке: кантата, выразительные средства музыки, героический музыкальный образ, образ Родины.

Уч. Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. И вы видите, что сегодня здесь присутствует много гостей – давайте улыбнемся им и начнем работать. Прошу всех садиться.

Уч.  Начнем мы наш урок по традиции с исполнения одного куплета и припева  Гимна Российской Федерации.

                                  Исполнение Гимна.

Уч.  Спасибо, садитесь. На сегодняшнем уроке мы будем много слушать музыкальных произведений, высказывать свое мнение об услышанной музыке и конечно же петь.

Но что же за тема урока у нас сегодня? Мне бы хотелось чтобы вы сами назвали ее мне, когда прослушаете музыкальный фрагмент.

                                Слушание-ролик «От героев былых времен»

Уч.  О чем эта песня? Характер у музыки каков? Подумайте и скажите как может называться тема нашего урока? Верно, тема нашего урока «Героико- патриотическая тема в русской музыке». С давних времен люди прославляют и восхваляют героев, радуются победам и поют торжественные, хвалебные песни. Давайте прослушаем музыкальное произведение и вы мне скажите, что это : симфония, опера, песня, романс….(песня)

             Ролик  Нар. Песни «Солдатушки- бравы ребятушки»

(не большой фрагмент )

Уч.  Что вы можете сказать о прослушанной песне? Какой характер у музыка? Как вы думаете, кто написал эту песню? Верно это русская народная песня. Об истории создание этой песни нам расскажет……..

                            Выступление  ученика

"Солдатушки, бравы ребятушки" — русская военная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых популярных в XIX веке. Отличается большим количеством вариантов. Построена по принципу «призыв-отклик»; в качестве призывов используются родственные связи, в качестве откликов — различные военные термины или идеологические, реже бытовые символы. В качестве запева вместо «бравы ребятушки» может использоваться , например ,  «други дорогие».

Уч.   Ребята, как вы думаете, только ли народ сочинял героические и патриотические песни?(еще композиторы) Скажите , пожалуйста, это современная песня или нет.? (нет не современная). А какие современные песни вы знаете о героях и Родине?      (называют 2-3 песни)  Мы с вами тоже знаем песню.  «Россия»

Исполнение песни «Россия»1 куплет и припев -фонограмма

Уч. Ребята, но ведь не только героические и патриотические  песни сочиняют композиторы.

 Сейчас прозвучит  фрагмент музыкального произведения известного русского композитора А. П. Бородина. Название я пока не скажу. Ребята, я прошу Вас внимательно послушать и проанализировать характер музыкального фрагмента.,(используем таблицу музыкальных характеристик на столе)

                   Слушание  симфония «Богатырская »

Уч. : Какие Ваши впечатления, и что за характер у этого музыкального фрагмента. Как мы его охарактеризуем. (героическая, решительная, грозная, мужественная, суровая ,отважная).

Уч. Я согласна, с Вами. Это фрагмент симфонии №2 или по-другому ее называют Богатырская. Давайте, вспомним, а что это за жанр – симфония? (большое произведение для симфонического оркестра)…….. Выступление ученика

Уч . Ребята, посмотрите на картину известного русского художника Василия Васнецова и назовите имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Давайте послушаем небольшие сообщения о богатырях.

(сообщения детей). Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица « на добрые дела. Нравится его  уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.

Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца . Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.

Алеша Попович - статен, красив, умен, сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам, добр к своим друзьям, внимателен и уважителен к людям.

Уч. А кто такой богатырь? Какими качествами он должен обладать? Защищать свою Родину, беречь её.

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

- Любить свою родную землю, свой народ, свою Родину.

Скажите, а в современной жизни у нас есть богатыри, который , не жалея своей жизни защищают свою Родину? ( В НАШЕМ СЕЛЕ – ЭТО САША ДОЛГИХ).А наши мальчики могут быть богатырями? Да, совершать хорошие поступки, защищать слабых. Давайте мальчики исполним песню «Богатырская наша сила»

      Звучит фрагмент песни  « Богатырская наша сила» в исполнении мальчиков.(фортепиано)

Уч. Многие композиторы создавали героические образы в своей музыке, посвящали ее подвигу прославленных полководцев и простых людей. 

Русский композиторов С. Прокофьев, также посвятил свою музыку одному из наиболее почитаемых и любимых в народе героев - защитников земли Русской Князю Александру Невскому. Посмотрите(фото на экране) на портрет и скажите, каким был Александр Невский? Какими качествами на ваш взгляд он обладал? (сильным, мужественным, волевым, решительным. ) Чем прославился Александр Невский нам расскажет ……

(Он со своей дружиной, одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский. (А ведь ему было всего 20 лет). А ещё, он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.) Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».

 В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Давайте посмотрим небольшой фрагмент.

                   (фрагмент «Кто с мечом к нам придет»).

 Уч. Каким здесь предстал перед нами А. Невский? Как Вы можете объяснить слова А. Невского?

Позднее, в 1939 году - композитор создал кантату «Александр Невский». Давайте вспомним, что же такое кантата? (крупное музыкальное произведение, из нескольких частей, которое исполняют хор, солисты и оркестр).

 Сейчас мы с вами послушаем и посмотрим  фрагмент фильма  «Вставайте, люди русские!» Послушайте и  дайте  характеристику музыке.(таблица)

Просмотри и  слушание. «Вставайте, люди русские!»

Что происходило в фрагменте фильма (народ собирался на битву). 
- В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
- Как этот звон называется?  (набат), когда звучит набат?
- Какая песня по характеру?  (мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка?  (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
- Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призыв на битву).

 1941 году Германия напала на нашу страну. В годы войны все также становятся на защиту Родины наши богатыри. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Слушание  фрагмента песни: «Вставай, страна огромная!»

1 куплет и припев

Уч. Что общего у этих песен? ( призыв, патриотизм, призыв защитить Родину). Песни вызывали у  людей патриотические чувства, вели на битвы, помогали совершать подвиги.

Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.

Уч. Ребята, образы каких героев- защитников Родины мы сегодня с вами рассматривали? (солдаты, Невский и богатыри). С музыкой каких композиторов мы сегодня познакомились? (Бородин, Прокофьев, ).

Ребята, что же объединяет всех композиторов ? Сочиняли героическую музыку, прославляли подвиг русского народа, защитников Родины. А с помощью каких средств музыкальной выразительности эти композиторы передавали характер музыки? Вспомните, пожалуйста, что такое средства муз. выразительности, что к ним относится? Перед вами таблички, нужно вспомнить звучание всех музыкальных фрагментов и заполнить эту таблицу..

                          Самостоятельная работа-блиц опрос.

 Правильные ответы на экране.

Уч. Какими качествами должен обладать защитник Родины: ум, смелость, отвага, доброта, любовь к Родине, мужество.

Уч. Создавая свои произведения композиторы прославляют героев, но и своей музыкой призывают конечно же к миру, и не только народ нашей страны стремится к миру, но и жители других стран… и мне хотелось бы закончить урок  известной всем песней композитора… Аркадия Ильича Островского «Пусть всегда будет солнце»

       Исполнение песни «Пусть всегда»

Уч. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России.  Поставьте, пожалуйста, себе оценку на листке с таблицей, за работу на уроке, усвоили ли вы сегодняшний материал. Все оставьте на партах. Всем спасибо за активную работу. На этом наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"

Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"

Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...