Небесно и земное в звуках и красках
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Базилевская Екатерина Юрьевна

Урок музыки. 5 класс. 3 четверть. Раздел "Музыка и изобразительное искусство". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx26.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока

Музыкальное приветствие: Здравствуйте! Добрый день! Как вы думаете, какой настрой на сегодняшний урок у нас будет? Музыкальное приветствие нежное и ласковое.

Сегодня на уроке тем ребятам, которые будут активно и хорошо работать, активно отвечать на вопросы, активно работать  в команде, а также хорошо петь, получат музыкальную нотку, которая будет обозначать тот будет получать нотку, которая будет обозначать 5. На уроке можно получить несколько пятерок: за ответы на вопросы, за хорошо выражженные интересные мысли и рассуждения. за пение. На ваших партах лежат подсказки к которым вы можете обращаться в нужный момент. Если вы чувствуете, что можете хотите опираться только на свои знания, это тоже возможно. В какой момент нужно будет обратиться к этим подсказкам я скажу. Также у вас на партах лежат листочки,где в конце урока вы поставить оценку, по вашему мнению которую заслужили вы, ваш сосед по парте, а также выберете одного из одноклассников, кто работал сегодня на уроке лучше всех. Ребята, набравшие больше всего голосов обязательно тоже получат 5.

Повторение материала прошлого урока. О связи музыки и ИЗО. Давайте вспомним: откуда берут свое начало музыка и изобразительное искусство?

Какие средства музыкальной выразительности перекликаются у музыки и изо?

Таким образом мы можем говорить о том, что эти два вида искусств очень близки друг – другу.

Ответы детей.

Ребята, мы с вами говорили о том, что музыка и изобразительное искусство берут сюжеты из жизни и безусловно являются эмоциональным отражением чувств автора. И сегодня мы с вами встретимся с одним из самых интересных, значимых и образов, который вызывает интерес у большого количества людей, в том числе художников и композиторов. Мы встретим этот в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства. А кто это будет, мы с вами узнаем после того, как я прочитаю вами небольшой рассказ об этом герое.

Две тысячи лет назад, в маленьком селении Назарет в небольшом  домике жила юная девушка по имени Мария. Родители Марии умерли рано. И девочку отдали в Иерусалимский храм. Мария росла и воспитывалась в храме, служа его святыням, и занимаясь рукоделием. Когда она достигла совершеннолетия ей назначили опекуна - старца - Иосифа. У него она проводила дни в тишине за работой, в молитве и чтении священного писания. Сердце Ее всегда обращено к небесному Отцу. Однажды Мария сидела погруженная в глубокие размышления, перед ней лежала книга пророка Исайя, где говорилось о рождении Мессии. Мария думала: «Кто бы не была эта счастливая женщина, которой суждено стать Божьей Матерью, Я готова быть у Нее последней из служанок. Внезапно она озарилась ослепительным светом и услышала голос Ангела. Радуйся Благодатная! Господь с Тобой! Благословенная Ты между женами! Ты обрела благодать у Бога! Ты родишь Сына и наречешь Его Иисус! Он будет великим и Сыном Всевышнего назван! И Царству Его не будет конца! В самую великую ночь  в истории рода человеческого Мария родила сына и назвала его Иисусом

Ребята, с какой героиней мы сегодня встретимся на уроке?

Правильно! Богоматерью! Что в ней сочетается? Вывод на тему.

Прежде чем мы с вами сформулируем тему сегодняшнего урока, мы обратимся к домашнему заданию. На нашем игровом сайте  Learningapps.org. вам нужно было выполнить новое задание, которое я положила для вас в папку 3 четверть. Те, кто справился с этим заданием, а таких ребят много обязательно получат 5 в журнал. Вы могли выбрать каким способом вам узнать о различии иконы и картины , - либо прослушать небольшой подкаст созданный мною для вас, либо прочитать самостоятельно информацию, пройдя по ссылке в интернете, а затем, попробовать сыграть в игру и распределить признаки между иконой. и картиной. Те признаки,  которые позволяют нам отличить картину от иконы.

Сейчас мы с вами обратимся к одному художественному произведению и попробуем определить: это икона или картина? Вы можете самостоятельна дать ответ или поспользоваться облачком-подсказкой и найти на нем признаки иконы и картины, которые позволяют нам определить что перед нами.

СЛАЙД 1.

Здесь справа приближено изображение главных героев этого произведения. Кто перед нами?

Давайте рассмотрим детали этого изображения.

Дети отвечают.

Приводим к мысли, что это икона: прямые линии, обратная перспектива, нет лишних деталей, цветовая палитра ограничена каноническими цветами и т.д. Перед нами икона

Да! Перед нами икона,

Слайд2 (изображение реальной иконы). Так икона выглядит сейчас, по преданию ее написал сам апостол Лука, ученик Иисуса на столе. За которым трапезничали Иисус и дева Мария. Перед нами не просто икона, а самая большая святыня для нашей страны. Наша заступница и защитница, которая не сгорала в пожарах, которая помогала в страшные для нашей страны времена – Икона Владимирской Божией матери.

Какие эмоции вы испытываете глядя на эту икону? Какие чувства она у вас вызывает?

Посмотрите, она обычная земная женщина, а он – небесное создание. Что мы можем сказать, что соединилось на этой картине?

Вывожу на мысль, что небесное и земное. Каким образом, при помощи чего художник выражает свои эмоции? Красками.

Давайте откроем свои тетрадочки, запишем сегодняшнее число и тему нашего урока: Небесное и… земное в звуках … и красках. И запишим название этой иконы в своей тетрадочке. Сегодня эта икона находится в Москве в соборе Святого Николая. Ребята, давайте попробуем представить себя композиторами: какой музыкой. Как вы думаете наполнена эта икона. Вы можете попробовать ответить самостоятельно или опереться на наш эмоциональный словарик. Какими средствами музыкальной выразительности вы бы передали это настроение?

Ответы детей. Приходим к выводу, что сдержанной, спокойной просветленной, регистр и высокий и низкий, тембр скорее человеческие голоса. Ит.д.

Слайд 3 Сикстинская мадонна Рафаэль.

Ребята, давайте посмотрим на это произведение:

Это икона или каритна? Как мы это определили. Что вы видите на этой картине?

Кто увидел что-то такое, чего еще никто не видел?

- Посмотрите на это произведение искусства. Как вы думаете: это икона или картина. По каким признакам мы можем это определить? Мы сейчас поработаем в парах на или картина (Сикстинская мадонна и икона. Анализ и сравнение)

-По каким признакам вы это определили? (Метод Фасилицированной дискуссии)

• Что происходит на этой картине? • Что еще вы видите?

Кто видит что-то такое, о чем еще никто не говорил?

• Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?

• Что еще мы можем сказать об этом человеке? Какими чертами она наделена?

• Что еще мы можем сказать о том месте, где это происходит?

 • Как вы думаете, когда это происходит?

 • Что еще мы можем сказать о времени, когда это происходит?

 • Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

 • Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?

• Как вы думаете, какое настроение (состояние) хотел передать художник?

Какие эмоции вызывает у нас эта картина, этот образ?

• О чем бы вы хотели спросить художника?

• Как бы вы назвали эту картину?

Давайте в своих тетрадочках запишем, - Это картина «Сикстинская мадонна» 1754 год Автор итальянский живописец Рафаэль. Называется она Сикстинская мадонна. полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II. За основу взят религиозный сюжет, библейская легенда, которая повествует о великом подвиге материнства. Мадонна идет по небесам, чтобы отдать людям самое дорогое, что у нее есть. Сына. Она знает, что на земле его ждут страдания и гибель, но она жертвует им во имя счастья всех людей на земле! 

Давайте вслушаемся в эту картину. Какой музыкой она наполнена?

Какими средствами выразительности можно отобразить эти чувства?

Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Автор его наш великий русский композитор П. И. Чайковский. Это  фрагмент из произведения «Всенощное бдение», который называется «Богородице дево, радуйся». Картина или икона?

Мы поработаем в парах, обсудим вопросы, которые обозначены на доске и обсудим это с классом.

Сейчас прозвучит другое произведение посвященное образу Богоматери. Попробуем ответить на тот же вопрос. Это совместное творчество композиторов, кторые жили в разных веках: сначала И.С. Бах написал свое произведение, исполняя которое Шарль Гуно, случайно, импровизируя через 150 лет после смерти Баха дополнил потрясающей мелодией. Это произведение называется «Аve  Маria» на текст одной из самых известных молитв. И авторов у нее двое И. С. Бах и Ш. Гуно. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у композиторов, живших в разных веках удивительным образом совпало восприятие одного и того же образа. Образа Богоматери. Икона или картина

Обсуждаем в парах. Поднимите ручки те пары. У которых образ Богоматери в музыке  Чайковского и в  иконе совпали? Поднимите ручки те, у кото другое мнение. Давайте попробуем обсудить. Предлагаю визуально посмотреть на эти два фрагмента на нотную запись, что для нее характерно?

Выводим на обсуждение того, что музыка ровными длительностями, размеренная, а в картине и в произведении

Вместе с ребятами приходим к мысли, что русской, православной культуре присуща сдержанность

Благоговеяние, трепетное отношение к образу Богоматери. А  у художников эпохи возрождения присутствует свободый, полный эмоций и чувственности образ земной женщины, пережившей много страданий на своем пути, той, которой не чужды волнения и переживания. Вот оно еще раз небесное и земное в звуках и красках.

.

Мы задавались вопросом: может ли человек, живший 100, 200, 300 и больше лет назад чувствать то же, что и мы, думая об образе Богоматери? Можем ли мы ответить на этот вопрос сегодня на уроке? Да. Безусловно. Образ Богоматери всегда, во все времена у верующих людей вызывал трепет волнение благоговейное преклонение перед это заступницей. Почему именно женский образ выбирают верующие, когда молятся и просят о чем –то высшие силы? Образ какого самого близкого и дорогого для нас человека напомиает нам образ Марии? Правильно. Мамы. Мама, это тот человек, которому мы можем доверить все свои тайны, все свои переживания, попросить о чем-то важном. Этот образ во все времена является самым ценным для человечества. И эти чувства могли испытывать люди жившие задолго до нас.

Мы с вами продолжаем отвечать на вопрос, что роднит музыку и изо и можем ли мы увидеть музыку. Давайте же дадим ответ на этот вопрос в нашей песенке. Распевание и вокально-хоровая работа над песней.  

А теперь я попрошу вас оценить работу свою и работу, работу вашего соседа по парте и написать фамилию того ученика, который по вашему мнению был сегодня самым лучшим. Все, кто получил нотки сегодня получат 5. Подойдите ко мне с нотками и оценочки я поставлю вам в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...

Небесное и земное в звуках и красках

Открытый урок по музыке в 5 классе...

Небесное и земное в звуках и красках

Презентация содержит иллистративный материал к уроку в 5 классе "Небесное и земное в звуках и красках"по программе программе  «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Данный материал представляет...

"Небесное и земное в звуках и красках"

Урок раскрывает отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно...

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь».

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства....


 

Комментарии

Базилевская Екатерина Юрьевна

Перед уроком был записан Подкаст на тему "Чем отличается икона от картины". В качестве домашнего задания, ребята выполнили задания на портале Learningapps, нашли различия между иконой и картиной. И получили музыкальный подарок.