Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке

Данная статья поможет создать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_romm_on_06.04.2019.docx29.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Ромм Ольга Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ д/с № 306

Заложенная природой в ребенке потребность в получении впечатлений, стремление к радости и движению – это отправная точка музыкального образования детей дошкольного возраста. Дети радуются, вслушиваясь в шорохи и звуки в своем окружении, производят звуки сами, активно исследуют акустические свойства материалов. Музыка стимулирует чувства и открывает доступ к различным формам выражения собственных мыслей и эмоций.

Основным требованием, необходимым для успешного вхождения ребенка в мир музыки, является непосредственная личная причастность ребенка к процессу творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем опыте, непринужденность вовлечения детей в музыкальную деятельность, стремление взрослых доставить детям радость и удовольствие от соприкосновения с прекрасным миром звуков, поддерживать и укреплять у них потребность в музицировании (в любых формах), побудить их к познавательной и творческой активности.

Поддержка творческой активности, способности к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности, как одна из целей развития музыкальных способностей и интересов ребенка определена в образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение», реализуемой в нашем детском саду с 2016 года, в разделе «Художественно-эстетическое развитие. Программа «Музыка, музыкальное движение, танец».

Эффективность организации образовательного процесса в детском саду во многом зависит от создания насыщенной музыкально-творческой среды и профессиональной компетентности педагогов в области знания содержания программ и методик музыкального воспитания, владения способами их реализации в соответствии с требованиями ФГОС ДО, касающимися поддержки детской инициативы.

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только специальными занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе нашего детского сада оборудованы «Музыкальные центры».

При организации данного центра активности необходимо соблюдать определенные требования:

  • Важно, чтобы «Музыкальный центр» находился в освещенном, легкодоступном для детей месте.
  • Он должен быть по возможности изолирован от других центров активности, так как музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, и в тоже время «звучащая» деятельность не должна мешать занятиям другим детей.
  • При оформлении музыкального центра нужно   помнить   о   возрастных   и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
  • Все инструменты и пособия должны быть расположены очень удобно, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
  • Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо регулярно обновлять пособия и оборудование, которые могут быть ориентированы на пройденный материал музыкальных занятий, а также соответствовать изучаемой в группе теме.

Все материалы и оборудование в центрах организуется по трем основным блокам:

  • Восприятие музыки (магнитофон; фонотеки с разнообразной музыкой, соответствующей данному возрасту детей; портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям).
  • Воспроизведение музыки (детские музыкальные инструменты и самодельные шумовые инструменты).
  • Музыкально-творческая деятельность (музыкально-дидактические игры и пособия не озвученные (плоскостные) инструменты (балалайки, гармошки, клавиатуры); атрибуты для песенного, танцевального и театрального творчества).

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской деятельности.

Воспитателям необходимо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволит детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Важнейшим компонентом насыщенной музыкальной среды являются детские музыкальные инструменты. Инструменты не должны быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных собственных манипуляций. Такими инструментами для дошкольников является все разнообразие шумовых, а также доступные им звуковысотные инструменты (ксилофоны, металлофоны). Ксилофоны и металлофоны, являясь «звуковысотными ударными», позволяют развивать у детей также звуковысотный, ладовый и гармонический компоненты слуха в их элементарном виде. Разнообразие шумовых и ударных инструментов, представленных в «Музыкальных центрах» групп для музицирования, трудно даже перечислить: погремушки, треугольники, бубенцы и  колокольчики, а также браслеты с ними, пальчиковые тарелочки и ручные тарелки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы, маракасы, деревянные ложки, трещотки, различные виды свистулек, дудочек и рубель, барабаны и бонго, литавры, детские аккордеоны, пианино и гусли…Много шумовых инструментов сделано самими детьми с помощью взрослых: воспитателей и родителей. Такие музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Дети с большим интересом экспериментируют со звуками, их свойствами, вместе со взрослым постигают зависимость тембра, высоты и громкости звука от формы и размера музыкального инструмента, от того, из какого материала он сделан.

        Музыка в группах детского сада обогащает жизнь детей и развивает в самых разных аспектах.

Для развития танцевальных движений детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются образно-игровые, имитационные движения (например, дети изображают, как летают птицы, как кружится снег, как прыгает зайчик и т.д.).

Использование различных материалов и предметов (например, воздушных шаров, мячей, цветов, снежинок, платочков, султанчиков и т.д.) позволяет совершенствовать ловкость, точность, выразительность движений.

Наслаждаясь прекрасной музыкой, получая удовольствие от пения и танца, ребенок развивает эмоциональную сферу, способность к эстетическому переживанию.

Получая возможность исполнять знакомую песню или мелодию, ребенок укрепляет самооценку, уверенность в себе, ощущение собственной эффективности.

Необходимо, чтобы в детском саду музыка звучала ежедневно — не только на музыкальных занятиях, но и в различных режимных моментах. Например, при одевании малышей на прогулку, укладывании спать, после дневного сна, песня перед едой и т. д. Очень важно, если при этом воспитатель любит и умет чисто петь а-капелла (без музыкального сопровождения), ритмично и выразительно танцевать, поскольку дети подражают взрослому, видя его пример.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группах позволяет стимулировать и поддерживать развитие ребенка, вследствие чего он:

  • с удовольствием поет знакомые песни, танцует и импровизированно двигается под музыку, с энтузиазмом участвует в любом активном музицировании; слушает и узнает небольшие по объему образные музыкальные произведения;
  • знает и пользуется детскими музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов; умеет исполнять небольшое произведение в детском шумовом оркестре;
  • прислушивается и проявляет интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям и интонациям;
  • учится различать контрастные средства выразительности (высоту звучания, темпоритм, динамику, простейшую музыкальную форму);
  • учится контролировать свое исполнение в процессе пения, движения, игры, игры в шумовом оркестре и координировать его с другими;
  • слушает и узнает небольшие по объему образные музыкальные произведения при условии их повторного прослушивания, вспоминает знакомую песенку по вступлению или мелодии;
  • овладевает элементарными вокально-хоровыми навыками: поет естественным голосом, четко артикулируя все слова, удерживая на дыхании небольшую фразу;
  • передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета;
  • согласовывает движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполняет разнообразные ритмические движения, исполняет различные элементы народных и современных танцев (например, «Ковырялочка», «Присядка», «Приставной шаг», и др.);
  • выполняет движения с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, шарфами, лентами, зонтиками, обручами;
  • выполняет несложные перестроения в пространстве, повторяя движения взрослого и самостоятельно, а также ориентируясь на схему танца (построение в кругу, в колонну парами и по одному, парами по кругу, врассыпную);
  • выражает в свободном движении свое переживание музыки разных стилей — народной, классической, современной, старинной.

Таким образом, развивающая   музыкальная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать музыкально-сенсорные и музыкальные способности, песенное и танцевальное творчество, а также свою индивидуальность, активность, инициативность. Эта основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

Компьютер и современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста ( консультация для родителей)

в работе даны практические рекомендации родителям дошкольников по использованию компьютера для музыкального воспитания ребенка...

Консультация "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

В консультациях раскрывается вопрос роли ведущего на детских праздниках, развлечениях в детском саду и вопрос о роли воспитателя в процессе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Роль воспитателя на музыкальном занятии,его функции, сотрудничество с музыкальным руководителем.Ряд правил, которые не стоит нарушат...