Контрольно измерительные материалы и их применение при изучении предмета «Музыка»
статья по музыке

Кузнецова Елена Вадимовна

Контрольно измерительные материалы

 и их применение при изучении предмета «Музыка»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Кузнецова Елена Вадимовна,

учитель музыки

Дубровицкая средняя общеобразовательная школа

им. Героя России А. Монетова

г.о. Подольск

Контрольно измерительные материалы

 и их применение при изучении предмета «Музыка»

Контрольно – измерительные материалы как форма диагностики уровня музыкального развития школьников.

По ФГОС  планируемыми результатами освоения программы по музыке является овладение основами музыкальных знаний, которое должно  обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.  

Важным условием повышения эффективности освоения программы по музыке является систематическое получение учителем объективной информации о результативности  его деятельности. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.  Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе.

 Напомним, что выделяют три  формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Учитель может использовать разноуровневые задания, осуществляя индивидуальный подход.

При проведении группового контроля класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание.  Такую форму контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся.

Также напомним, что существуют  следующие  виды контроля: предварительный, текущий, тематический и  итоговый.

Предварительный контроль проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее – ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета, устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо, повторение материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников.

Тематический контроль проверяет материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета.

 Итоговый контроль – это  проверка и оценка знаний, навыков и умений учащихся. Итоговый контроль  проводится в конце каждой четверти и учебного года. Его цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.  

В этой статье мы будем говорить об итоговом контроле,  который  проводится с помощью контрольно – измерительных материалов. Наша задача  -   выразить свое  мнение по поводу  положительных и отрицательных сторон использования разных  вариантов контрольно  - измерительных материалов в реализации итогового контроля на уроках музыки.  Я работаю по  учебно – методическом комплекту «Музыка»   Е.Д. Критской,  Г.П. Сергеевой.  Поэтому обсуждение будет относиться к использованию   контрольно – измерительных материалов по этому УМК.

Сначала обратимся к  понятию контрольно  - измерительных материалов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение. Контрольно- измерительные материалы предназначены  для оценки уровня освоения образовательной программы по предмету.

Цель  контрольно – измерительных материалов – оценка достижений обучающихся основной школы  и их музыкальной культуры,  общей осведомленности о музыке, уровня ее эмоционального восприятия и приобретенного опыта разнообразной музыкально – творческой деятельности.

Задачи контрольно – измерительных материалов:

  • возможность квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов  школьников.
  • повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки. 
  • «доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.

Структура и содержание  контрольно – измерительных материалов по музыке

Массовое музыкальное образование и воспитание в школе призвано решать задачи музыкального развития школьников, которые позволили бы сформировать универсальные способности личности. По мнению отечественного философа А.Г. Спиркина, к таким способностям следует отнести: способность к целостному видению мира сквозь призму самореализации; способность к «сопереживанию» общему благу, деятельностное «сочувствование» природе, человеку, обществу; способность воплощать свое целостное представление о мире в осмысленной творческой деятельности. В связи с этим вспомним, что освоение предмета «Музыка» направлено на:

 приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

 расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

 развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

 развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

 овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

 Именно поэтому  виды  контрольно – измерительных материалов по  предмету  «Музыка»  отражают особенности содержания  предмета и  носят в основной своей массе творческий характер.

 Контрольно – измерительные материалы по музыке могут быть представлены в нескольких вариантах:

- в виде публичного исполнения музыкальных произведений в классе или в школе, в ходе которого проверяется общий уровень музыкальной культуры обучающихся, опыт эмоционально – ценностного отношения к искусству и опыт музыкально – творческой деятельности.

- в виде реализации какого- либо проекта (коллективного или индивидуального).

-  в  виде теста,

-  в виде реферата,

-  в виде творческого письменного задания,

-  в виде игры.

Подробно остановимся на двух вариантах КИМ:  в форме теста и  реализации музыкального проекта.

Основные требования к КИМ следующие:

  • Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность получать   результат, соответствующий поставленной цели.
  • Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
  • Системность  - качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой образовательных результатов.
  • Значимость  -  в оценочные материалы  должны включаться наиболее значимые элементы содержания,  отражающие запланированные результаты.
  • Объективность –  качество оценочных процедур, исключающее, насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении;   обеспечивается максимальной стандартизацией   проведения таких процедур. 

Каким должно быть  содержание теста,  чтобы отвечать всем  этим требованиям?  Рассмотрим этот вопрос.

КИМ – это материалы разного уровня сложности. Основная масса вопросов отражает освоение   предмета  музыка на  базовом уровне. Меньшая часть вопросов (обычно 1 -  2) – на   повышенном уровне сложности.

 Первая часть – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету.

Вторая часть  – задания повышенного уровня, проверяющие способность учащихся решать учебные задачи по учебному предмету, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которым они владеют.

Нужно упомянуть, что количество вопросов в итоговом тесте может  быть разным,  но  пропорции   заданий  трех уровней сложности   должна сохраняться.

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:

1) В заданиях с выбором ответа из трех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

2) Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл, повышенного уровня в 2 балла (максимальное количество баллов – 9 за все задания).

За правильное выполнение заданий  базового уровня учащийся получает 1 балл, за правильное  выполнение заданий  повышенной или высокого уровня сложности  учащийся получает 2 балла.

За неправильно выполненное задание учащийся получает «0» баллов.

3) Выполнение каждого задания выполненного уровня сложности оценивается по следующей шкале:

2 балла – приведен полный верный ответ;

1 балл – приведен частично верный ответ;

0 баллов – приведен неверный ответ.

Надо сказать,  что   авторы всех УМК по  музыке   высказывают свои идеи  о том, чтобы ввести безоценочную систему оценки для  предмета музыка.   Например, авторы  УМК «Музыка» Критская Е.Д. и Сергеева Г.П. вот что  говорят по этому поводу: «В настоящее время в некоторых школах апробируется методика безотметочного обучения школьников, которая дает широкие возможности к выявлению позитивной мотивации учащихся,  повышению роли самостоятельной работы в учебном процессе, раскрытию их творческих возможностей, не регламентированных количественной оценкой их деятельности.            Диагностику уровня музыкального развития школьников в системе безотметочного обучения можно проводить с использование следующих процедур:

– анкетирование учащихся с целью выявления жизненно-музыкального опыта, музыкального кругозора, степени проявления интереса к занятиям музыкальными и художественными видами деятельности;

– анкетирование родителей с целью выявления особенностей социальной и эстетической среды учащихся;

– ведение учителем музыки и школьным психологом «Индивидуальных карт музыкального развития учащихся»;

– ведение учителем «Дневника наблюдений» с целью фиксации эффективности музыкального развития учащихся на разных этапах обучения – четверть, полугодие, год, завершающий этап обучения;

– анализ учителем рабочих тетрадей и/или дневников музыкальных впечатлений учащихся;

– использование срезов, тестов для учащихся (констатирующие, промежуточные, выборочные, итоговые) с последующей обработкой ответов;

– проведение самостоятельных работ по итогам изучения темы четверти, полугодия, направленных на констатацию успешности изучения учебной темы, с последующей обработкой результатов;

–  развитие у школьников навыков самооценки собственной музыкально-практической деятельности;

– выявление активности учащихся в проектной исследовательской деятельности;

– учет проявления активности учащихся во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической деятельности».

Но это наше будущее, а настоящее мы творим сами.  Поэтому вернемся к вопросу  обсуждения  вариантов контрольно – измерительных материалов.

Положительные и отрицательные стороны   контрольно – измерительных материалов  в  виде тестов

К положительным моментам диагностики уровня музыкального развития  учащихся  в   варианте теста необходимо отнести:

- стремление авторов как можно шире охватить различные стороны становления музыкальных способностей,

- определить критерии развития музыкальной культуры (музыкальный опыт,

музыкальная грамотность,

- музыкально-творческое развитие).

Также  положительным моментом  можно считать простоту  использования теста  на уроке.

К негативным сторонам разрабатываемых тестов  следует причислить:

- формальные тесты, направленные на фиксацию объема информационных знаний учащихся, подчас далеких от их музыкального опыта, багажа музыкально-слуховых представлений, и что, абсолютно недопустимо – не опирающиеся на звучащую музыку.  

По мнению авторов УМК «Музыка» Критской Е.Д. и Сергеевой Г.П. использование тестов может быть эффективным только в том случае, когда тестирование будет опираться на звучащую музыку, а не на словесное упоминание учителем того или иного музыкального произведения.

Тесты могут предполагать также демонстрацию репродукций произведений изобразительного искусства, чтение  учителем (или учащимися) отрывков из литературных сочинений.

Основу тестирования должны составлять различные «пласты» музыкальной культуры:

- произведения «золотого фонда» музыкальной классики, а также фольклора,

- музыки религиозной традиции,

- современных произведений.

Именно широкая культурологическая направленность содержания тестов позволит применять их в качестве контролирующей функции за уровнем музыкального развития учащихся. Пока еще не существует окончательного варианта  содержания тестов   авторами данного и других УМК по музыке. Но появились вот такие варианты КИМ: 

Итоговая стандартизированная контрольная работа 4 класс (май)

1.Прослушай музыкальное произведение. К какому жанру его можно отнести? Вспомни и назови автора этого произведения.

2.Какой праздник называют «Светлым праздником»?

а) Троица

б) Пасха

в) Рождество Христово

г) Масленица

3.Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

4. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:

а) Масленица

б) Троица

в) Пасха

г) Ивана Купала

5.Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»

а) П.И.Чайковский

б) М.П.Мусоргский

в) Н.А.Римский-Корсаков

г) М.И.Глинка

6.Найди лишнее: Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…

а) «Рассвет на Москве-реке»

б) «В пещере горного короля»

в) «Шехеразада»

г) «Садко»

д) «Снегурочка»

е) «Сказка о царе Салтане».

7. Придумайте художественный образ, созвучный настроению прослушанного музыкального произведения (или контрастный ему). Опишите словами образ, придуманный вами, изобразите его с помощью рисунка или в движении.

8. 1.Прослушайте «Песнь об Александре Невском», напойте начало мелодии (первую фразу). О чѐм рассказывает это сочинение?

2. Напойте мелодию Былины о Добрыне и сравните еѐ с «Песней об Александре Невском».

3. Какое из этих произведений является народной музыкой, а какое сочинено композитором? Что их роднит и чем они отличаются?

Обратите внимание  на последние задания: 7 и 8. Они   не «вписываются» в традиционную систему тестовых заданий,  так как ориентированы   на выполнение заданий на основе  прослушивания музыки. И хотя  эти задания проверяют  знания детей,  но требуют  от них   письменного ответа. Это еще не реализации идеи авторов УМК  Критской Е.Д. о  тестах, которые будут опираться на  звучащую музыку и  требовать от детей  высказывания  в свободной форме своего мнения, демонстрации  развития  музыкальных знаний, умений,  УУД.  Но, согласитесь,  уже  и не просто тест, то есть ответ на поставленный вопрос.

Использование   контрольно – измерительных материалов в виде итогового  творческого проекта

Хотелось бы затронуть  вопрос  о  совершенстве  диагностического инструментария  достижения планируемых результатов по ФГОС.  Необходимо учесть, что  диагностика   планируемых результатов освоения программы  по музыке в виде КИМ далеко не совершенна и, по мнению  авторов УМК «Музыка» Критской Е.Д. и Сергеевой Г.П., требует   дальнейшей разработки и коррекции. Авторский коллектив  в течение последних лет  несколько раз предлагал КИМы для итогового контроля учителям музыки,  редактировал их и снова предлагал для апробации   школам, постоянно их редактируя.  В первую очередь это касается  КИМов в  виде тестов.  

Авторы УМК  постоянно  говорят об использовании в  школьной практике  таких  вариантов контрольно – измерительных материалов,  которые основывались бы на исполнении музыки или ее обсуждении   после прослушивания, использования   музыкальных произведений для реализации проектов или театральных постановок  с использованием музыки, создание  стихов, сказок,  рассказов и  т.д. по мотивам прослушивания  музыкальных произведений, творческие работы, где  ребенок описывает свои впечатления  о прослушанной музыке,  высказывает свое мнение о  музыкальном произведении,  жанре музыкального произведения или его  исполнении.

Именно поэтому авторы УМК  предлагают использовать такой вариант   КИМов, как  реализация творческого  музыкального проекта с представлением его результатов.   Причем результатом реализации такого проекта может быть любая из следующих работ учащегося/учащихся:

1.Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.)

2.Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, танца, театра ,изобразительного искусства, экранных искусств): прозаическое или стихотворное произведение, инсценировка, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация и др.

3.Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, имеющее отношение  к музыкальным  инструментам или  музыкальному звучанию и т.д.  

4.Отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Тематика учебных проектов может быть задана учителем, предложена учащимися класса или выбрана каждым школьником в соответствии с собственными музыкальными интересами.

Условно творческие музыкальные проекты по предмету можно разделить на  три группы:

1.Музыковедческие проекты. Эти проекты носят сугубо теоретический характер. Такие проекты способствуют более глубокому изучения темы, развитию исследовательского подхода в обучении.

2.Концертное исполнение музыки. Это может быть пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально - творческая практика с применением информационно – коммуникативных технологий. Это проекты с предварительной подготовкой. В данном случае проект носит по большей части коллективный характер и подразумевает непосредственно или опосредованно руководство учителем.

 3.Универсальные проекты. В них сочетается теория и практика. Рассуждение о музыке, осведомленность в этой области и непосредственное исполнение произведения, а возможно и сочинение (вокальное или инструментальное) музыки. Например, к теме авторская песня школьник сам пытается реализовать свои творческие возможности в исполнении или сочинении текста и музыки. Выбор того или иного вида проекта для дальнейшей реализации остается за учеником. Это позволит каждому обучающемуся вне зависимости от наличия и уровня развития специальных способностей прикоснуться к духовному опыту поколений и почувствовать себя причастным к сохранению и продолжению культурных традиций своей страны.

Примерная тематика итоговых проектов  учащихся:

1.Видеоконцерт классической музыки. Основная задача проекта – активное знакомство учеников в видеопорталами. Составление и обсуждение со сверстниками программы видеоконцерта с дальнейшей демонстрацией видеотрансляций в классе. Здесь возможно сравнение различных исполнительских трактовок произведения. Размышление над тем, какие произведения вызовут наибольший интерес у одноклассников. Возможны самые разные варианты содержания видеоконцерта. Одна группа может подобрать видеотрансляции отечественной классической музыки, другая – зарубежной. Такие проекты могут быть посвящены и творчеству какого – либо одного выдающегося композитора ,что станет своеобразным обобщением полученных знаний о различных явлениях отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

2. Виртуальный музей музыкальных инструментов. Целесообразно распределение детей по интересам к какой- либо группе музыкальных инструментов, либо к одному из них. Периодически виртуальный музей музыкальных инструментов можно пополнять. В этом проекте можно исследовать историю происхождения и развития музыкальных инструментов.

3. Музыкальный фестиваль нашего класса. Проект достаточно традиционный. Тем не менее, год от года именно в рамках подготовки организаций и проведения музыкальных фестивалей в 5 -7 классах очевиден личностный рост каждого участника. При реализации данного проекта происходит развитие музыкально – эстетического чувства, наличие устойчивых предпочтений к исполняемым музыкальным произведениям разных стилей и жанров, сотрудничество в решении разных музыкально – творческих задач. Приобретаются устойчивые навыки содержательной учебной деятельности. Данный проект особенно значим в плане дальнейшего возможного участия школьников в культурной и музыкальной жизни общества.

 4.Музыкальный журнал класса. Цель данного проекта – создание периодического музыкального журнала класса. Это требует четкой организации и продуманности. Ученики придумывают название журнала и его обложку, периодичность выпуска). Здесь важен поиск в музыкально - образовательном пространстве Интернета различных обработок народной музыки, видеотрансляции выступлений всемирно известных ансамблей народной музыки, что позволит сформировать у молодого поколения уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира.

5. Постановка музыкального спектакля. Данный проект зависит от наличия у учащихся художественных умений и навыков, а так же от уровня развития их общих музыкальных способностей. В данном проекте может быть исполнение постановки музыкального спектакля, мюзикла или их фрагментов для показа в классе либо на школьной сцене. Возможен вариант объединения для постановки детей из разных классов. Хорошо спланированные действия учителя помогут ученикам в выборе музыкального произведения, распределении ролей, артистичном и выразительном исполнении, воплощении различных музыкальных образов и т. д. Более распространенный вариант – это литературно – музыкальная композиция. Реализация такого проекта может объединить исполнителей и музыковедов для достижения запланированных результатов. Данный проект способствует формированию у школьников способность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

6. Web –музей музыкального народного творчества. Проектная деятельность по созданию такого музея народных песен и танцев является крайне важной для осмысления школьниками художественных и музыкальных традиций родного края, своего народа и народов мира. Здесь могут рассматриваться основные жанры музыкально – поэтического народного творчества, музыкальная культура своего региона, истоки и интонационное своеобразие народного искусства, образцы традиционных обрядов – все это поможет школьникам понять значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Здесь возможно распределение учеников на группы по интересам для работы ,возможна реализация проекта в различных временных рамках (от нескольких уроков, домашней самостоятельной работы в течении одной – двух недель до презентации по итогам обучения). Здесь важен поиск в музыкально - образовательном пространстве Интернета различных обработок народной музыки, видеотрансляции выступлений всемирно известных ансамблей народной музыки, что позволит сформировать у молодого поколения уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира.

7. Музыка для школьной дискотеки. Осуществление этого коллективного или индивидуального проекта расширяет представление обучающихся о современной музыкальной жизни страны, в частности о современной популярной музыке. Здесь рассматриваются современные стили, жанры музыки. Рок – музыка и ее отдельные исполнители, направления, диско - музыка, джаз, и т. д. Могут быть представлены в рамках одного танцевального вечера, либо, наоборот ,на каждой дискотеке может звучать музыка только одного направления. Как вариант этого проекта, может быть предложено найти и записать музыку для целого ряда мероприятий традиционно проводимых в школе. День знаний, последний звонок, выпускной бал, новогодний вечер, и т.д. Выбор музыки, составление программы танцев или песен, поиск записей необходимых музыкальных произведений покажут музыкальные увлечения учащихся, их многообразный музыкальны опыт, и придадут значимость проектной деятельности в целом.

8. Мой музыкальный портрет. Воплощение такого проекта доступно каждому обучающемуся. Этот проект не зависит от уровня развития музыкальных способностей . В одном из вариантов это импровизация (вокальная, танцевальная, инструментальная) . Цель этого проекта – умение передать, продемонстрировать свое любимое музыкальное произведение в записи и/или составить небольшой рассказ о его авторе, истории появления. Такой проект рекомендуется проводить несколько раз в год. Например, в начале года, и в конце с целью посмотреть учебные достижения обучающихся.

9. Моя авторская песня. Воплощение творческого замысла в стиле авторско песни. Сочинение стихов и музыки. Это может быть групповой проект и индивидуальный.

10. Наша музыкальная коллекция. Цель проекта – собрать информацию о музыкальных произведениях наиболее любимых в классе. В коллекцию могут войти видеофильмы, видеотрансляции щироко известных отечественных и зарубежных опер и балетов в традиционной постановке с участием выдающихся исполнителей.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5 классов общеобразовательных организации для проведения итогового проекта можно посмотреть в Приложении  2 статьи. Соответственно, такие проекты  оцениваются  по определенной шкале. Например,  вот такая шкала для 5 класса:

Система оценивания выполнения отдельных заданий проекта  и работы в целом

№ п/п

Содержание  критерия

Баллы

1

Содержательность и художественная ценность собранного материала.

1.1

Наличие интересных и привлекательных для одноклассников сведений, выходящих за пределы учебного курса музыки в основной школе, имеющих достаточно высокое значение и художественную ценность.

10

1.2

Наличие интересных и достаточно ценных для одноклассников сведений, не выходящих за пределы учебного курса музыки в основной школе.

4

1.3

Отсутствие содержательных материалов либо наличие нехудожественной ,примитивной информации.

1-3

2

Владение основными ключевыми знаниями изучаемого предмета

2.1

Осмысленное и уместное применение всех ключевых знаний в области музыки по программе.

10

2.2

Осмысленное и уместное применение отдельных ключевых знаний в области музыки по программе.

4

2.3

Отсутствие основных ключевых знаний в области музыки по программе.

1-3

3

Последовательность, логика изложения собственных мыслей

3.1

Логичное  и  последовательное  представление  собранного  материала, наличие собственной точки рения.

5

3.2

В основном логичное и последовательное представление  собранного материала

4

3.3

Непоследовательное и нелогичное изложение собственных мыслей

1-3

4

Форма представления проектной работы.

4.1

Собранный материал оформлен в виде презентации и печатной работы.

5

4.2

Собранный материал оформлен только в виде презентации или печатной работы.

4

4.3

Представленная работа не соответствует требованиям проектной работы(отсутствие или ненадлежащие выполнение оформления в работе)

1-3

Максимальное количество баллов

30

Согласитесь,  что  в этом перечне перечислено  много возможностей ребенка выразить себя,  использовать    знания и умения, УУД,  приобретенные на уроках музыки.   Творческие музыкальные проекты  с их системой оценки позволят более точно определить  результаты обучения по предмету.

 

Роль контрольно – измерительных материалов в отслеживании результатов обучения по предмету «Музыка»

Систематический  контроль знаний, умений, УУД  учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы итогового контроля, но и систематически изобретать, внедрять новые  контрольно – измерительные  материалы, если   предложенные ранее  не полностью выполняют  свою функцию или имеют много негативных  аспектов использования. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.        В результате использования  КИМ  в форме  творческих проектов раскрываются индивидуальные особенности детей, формируется мотивация к обучению,  расширяется кругозор учащихся.

«Систематическое и всестороннее использование различных форм контроля знаний и умений приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета музыки, в следствии которого будет повышаться степень усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры» (Д.Б. Кабалевский).

Список использованной литературы и ресурсов:

  1. УМК «Музыка» для 1–4 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева (руководитель проекта), Т.С. Шмагина; УМК для 5–7 классов (авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская).
  2.  Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе/ В кн.:. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Редакция и вступ. Статья Е.М. Орловой. – Л.,1973. С.59
  3. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / В кн: Асафьев  Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2-е. – Л.,1973. С.91-92
  4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.,2004
  5. Музыкальное образование в школе /Под ред. Л.В. Школяр. – М.,2001
  6. Сергеева Г.П. Поурочные разработки. «Музыка». 1-4  классы.// В сб.: «Уроки в начальной школе». Пособие для учителя. – М., 2002 – 2005.
  7.  Сергеева Г.П. Материалы к аттестации по предмету «Музыка» / Аттестация учителей предметов художественно-эстетического цикла: «Музыка». «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура». Методические рекомендации. Вып. 8. Отв. ред. Л.Я. Олиференко. – М.,2001  С. 4 – 30;
  8. Учебно-методический комплект «Музыка». 5 класс. (авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская). Тема «Музыка и литература».
  9. Музыка. 2-4 классы: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. О. П. Лагунова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 74 с.
  10.  Алексеева Л. Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
  11. http://school.uni-altai.ru/m_confo01/ofonina.pdf - Стандарты и тесты в образовании. Родионов Б.У. Татур А.О.  /-М.,1995 с.8  
  12. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. . Встречи с музыкой. дневник – М.: Просвещение, 2013 г
  13. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. БРО, Томск, 1993. - №7.
  14. Контроль и оценка как предмет психолого-педагогического исследования. Психологические критерии качества знаний школьников. Под. ред. И.Я. Якиманской. – М., 1990. – с. 5 – 20.
  15. Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001
  16. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  17. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  18.  «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
  19. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по музыке за курс 3 класса....

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по предмету « Родной язык»

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестациипо предмету « Родной язык» (5-8 классы)...

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по предмету « Родная литература»

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по предмету « Родная литература» для 5-8 классов...

Контрольно - измерительные материалы для 8 класса по предмету "Профильный труд" по профилю "Штукатурно - малярное дело"

Конторольно-измерительный материал для 8-го класса по штукатурно-малярному делу...