Открытое занятие "Работа над ансамблевым унисоном"
план-конспект по музыке

Милютина Светлана Анатольевна

Цель:

  1. Дать понятие пение одноголосно в унисон, многоголосное пение.
  2. Развитие музыкального восприятия, музыкального слуха, совершенствование ансамблевых  умений и навыков, навыков пения в унисон, совершенствование навыков работы в коллективе, закрепление навыков формирования певческого звука.

 

Задачи: работа над правильным звукообразованием и звуковедением в ансамблевом  исполнении, работа над одновременным произнесением текста, работа над унисоном в ансамбле, работа над выразительностью исполнения.

Осознание важности развития вокально-хоровых навыков делает учебный процесс оптимальным. Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что работая над достижением ансамблевого унисонного пения с обучающимися (6,5- 11 лет), наблюдаются:

  1. Развитие музыкально – слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел педагог, сыграл инструмент.
  2. Пробуждению их внутренней активности, появлению ярких идей и образов.
  3. Появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.
  4. К значительному оживлению и увлеченности школьников, повышению их интереса к музыкальным занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_ansamblevym_unisonom.docx34.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Москаленского муниципального района Омской области «Москаленский центр дополнительного образования»

                                                                                                Утверждаю                                                                                                            

Директор ЦДО

______________

М.В. Анкудинов  



Конспект открытого занятия на тему:


«Работа над ансамблевым пением в унисон»







                                                              Автор: Милютина Светлана Анатольевна

                                                         Педагог дополнительного образования


Москаленки октябрь 2019 год        

Цель:

  1. Дать понятие пение одноголосно в унисон, многоголосное пение.
  2. Развитие музыкального восприятия, музыкального слуха, совершенствование ансамблевых  умений и навыков, навыков пения в унисон, совершенствование навыков работы в коллективе, закрепление навыков формирования певческого звука.

Задачи: работа над правильным звукообразованием и звуковедением в ансамблевом  исполнении, работа над одновременным произнесением текста, работа над унисоном в ансамбле, работа над выразительностью исполнения.

Оборудование занятия:

  • фортепиано
  • магнитная доска
  • мультимедийный проектор
  • ноутбук
  • наглядный материал (словарь терминов, таблички с критериями для оценки музыкальных произведений, текст песни «Наш дом»)
  • простые карандаши для работы с текстом
  • - CD проигрыватель
  • микшер, 2 акустические колонки, 3 шнуровых микрофона на стойках, 2 радиомикрофона.

План занятия:

  1. Организационный момент. (3 мин)
  2. Актуализация темы. (3 мин)
  3. Артикуляционная гимнастика. (3 мин)
  4. Дыхательная гимнастика. (3 мин)
  5. Вокальные упражнения. (Вокально-интонационные распевки). (8 мин)
  6. Работа над песней Михаила Смирнова «Наш дом». (10 мин)
  7. Работа над ансамблевым унисоном с ранее выученным репертуаром «Улыбнись», «Детство ты и я». (10 мин)
  8. Итог занятия. (5 мин)
  9. Заключение.
  10. Литература.


Ход занятия.

  1. Организационный момент (3 мин).

Начнём наше занятие со стихотворения, оно наверняка вам всем знакомо:

«Зайка» Агнии Барто

Зайку бросила хозяйка -

     Под дождем остался зайка.

    Со скамейки слезть не мог,

 Весь до ниточки промок.

Знакомое стихотворение? Давайте по очереди попробуем проговорить это стихотворение.

(Дети по очереди читают стихотворение).

А давайте теперь все вместе прочитаем его. (Читают). Ребята, а какая перед нами сейчас стояла задача?

Ответы детей.

  1. Актуализация темы (3 мин).

Да, нам нужно было произносить слова всем вместе, одновременно.

Когда мы поём распевку, стоит перед нами та же задача, что и при произнесении стихотворения?

Ответы детей.

Да, действительно, как стихотворение, так и распевку мы должны произносить и петь вместе, одновременно, хором. Но так как мы с вами пели сейчас в один голос, старались, чтобы наши голоса слились, такое пение называется: пение в УНИСОН.

УНИСОН - это одновременное звучание двух или нескольких голосов, совпадающих по высоте. Например, унисоном является хоровое исполнение одноголосной песни.

Ансамблевый  унисон - одна из самых сложных задач  в вокале с большим количеством детей.

Для налаживания унисона требуется единая манера пения, умение хорошо слышать не только себя, но и других обучающихся.

Именно поэтому, на начальном этапе обучения мы поём одноголосные произведения. Работая над унисоном в ансамбле, следует добиваться точного интонирования каждого обучающегося. Основная причина фальшивого пения - плохая координация между голосом и слухом. Главным в налаживании координации является полная эмоциональная раскрепощённость, свобода и активность пения. Работа над унисоном начинается с первого занятия и продолжается систематически.

Ребята, вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

  1. Артикуляционная гимнастика (3 мин).

- Кусаем, жуем язык

- «Трубочка, улыбочка»

- «Чистим зубы»

- «Прокалываем» щеку языком

- «Толстый и тонкий» (надуть, втянуть щеки)

- «Кони и жеребята» (цокаем)

- «Лимон» и «Яблоко» (морщим и разглаживаем переносицу)

- Обиделись, обрадовались, удивились (вокальная маска)

- Дышим, как собача (Плечи не поднимаются, дышим животом).

  1. Упражнения на дыхание.

Использование вокального дыхания, управление этим видом деятельности позволяет повысить эффективность достижения унисона в пении.

Работа над дыханием.

- «Задуваем свечи» (количество свеч увеличивается от двух до восьми).

- «Шарик» (по моей руке обучающиеся делают вдох и задерживают дыхание. Далее следует долгий выдох на звук «с». Одновременно с выдохом дети садятся на стул. Я слежу за продолжительностью и равномерностью выдоха).

- «Ветер» (все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков,  длительным).

 - «Спущенное колесо машины» (на длительном выдохе производим выдыхание  согласного  звука «С», при этом мы выдох не только чувствуем, но и слышим. Добавить выталкивание «С» маленькими порциями, пропуская его сквозь зубы, поддерживая активность мышц).

5. Вокальные упражнения. (Вокально-интонационные распевки).

 (8 мин).

- Бык тупогуп, тупогубенький бычок.

-  Дабы, дабы, дабы-бы пошла баба по грибы.

- На горе Арарат, растет дикий виноград.

- Пропеваем поступенный звукоряд из пяти звуков вверх и вниз.

  1. Работа над песней Михаила Смирнова «Наш дом» (10 мин).

(На предыдущем занятии воспитанникам было дано домашнее задание, подготовить информацию об исполнителе песни «Наш дом» Мише Смирнове).

Рассказ детей о биографии и творческом пути Михаила Смирнова.

Для того чтобы нам приступить к работе над текстом, давайте разберем характер музыки и нарисуем схему всего музыкального произведения. Проговорим и разберем непонятные слова или фразы в тексте.

Дети определяют характер музыки (пользуясь словарем терминов), затем проговаривают схему музыкального произведения, а педагог фиксирует на доске. Разбирают с педагогом непонятные слова или фразы в тексте.


        Мы сегодня поработаем над унисоном. Для того чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат давайте все вместе проговорим слова песни, это называется
ритмодекламация. Но проговаривать мы их будем не просто так, а под сопровождение хлопков.

начала можно продекламировать стихи не под музыку, а с хлопками на определённую долю). Не забывайте, что перед нами стоит задача произносить текст одновременно, т.е. в унисон.

При работе с произведением используются следующие педагогические приемы:

- игра «Передай фразу»: ансамбль делится по группам и каждая исполняет последующий куплет с припевом, при этом соблюдая чистое интонирование и унисон;

- игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – ансамбль (или группа детей) в точности старается повторять интонацию педагога (или другой группы детей), а также следить за пением в унисон. Следует отметить определенную роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога и дирижерские жесты.

  1. Работа над ансамблевым унисоном с ранее выученным репертуаром «Улыбнись», «Детство ты и я». (10 мин)

Работа над ансамблевым унисоном происходит следующим образом: обучающимся предлагается разбиться на малые группы (трио, квартеты),  две песни на выбор и исполнить музыкальное произведение под музыку и в микрофоны, выполняя определенные задачи. Затем дети-выступающие проводят самооценку и дети-слушатели анализируют выступление по ранее выбранным критериям.

Задачи: работать над унисоном, цепным дыханием и дыханием при смене фраз, развивать внутренний слух при работе над хоровым строем и ансамблем, осмысленно пропевать литературный текст хорошо артикулируя, соблюдать смену темпа, динамический контраст, музыкальную выразительность, использовать вокальную маску.

Главное, чтобы действия обучающихся были объединены, каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, тембру, темпу к общему звучанию.

Критерии оценивания выступления: четкое пропевание текста, синхронные движения, пение в унисон, использование вокальной маски, художественный образ, позитивное настроение.

  1. Итог занятия. (5 мин)

Давайте подведём итог нашего занятия. Какое новое слово мы сегодня узнали?

Унисон, ритмодекламация.

Что это значит?

Ответы детей.

Где может встретиться унисон?

В пении, в декламации, в театральной деятельности тоже может встретиться унисон.

Совершенно верно. Спасибо за занятие, все хорошо поработали. До свидания.

  1. Заключение.

Подведя итог проведенного занятия, можно сказать, что с помощью методик по формированию навыка унисонного пения у обучающихся (6,5- 11 лет), происходит глубокое и точное понимание  содержания учебного процесса. Обучающиеся становятся более раскрепощенными, гармоничными, а их ответы – более грамотными, оригинальными, разнообразными, что усиливает  впечатление детей.

Таким образом, осознание важности развития вокально-хоровых навыков делает учебный процесс оптимальным. Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что работая над достижением ансамблевого унисонного пения с обучающимися (6,5- 11 лет), наблюдаются:

  1. Развитие музыкально – слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел педагог, сыграл инструмент.
  2. Пробуждению их внутренней активности, появлению ярких идей и образов.
  3. Появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.
  4. К значительному оживлению и увлеченности школьников, повышению их интереса к музыкальным занятиям.

Итак, осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво; осознание каждым из них того, что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем, если бы он спел её один, - осознание всей этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Методические и педагогические приемы стали прекрасным средством научения детей работать вместе слаженно, способствовали их сближению между собой.

  1.  Литература.

  1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. - 272 с.
  2. В. Попов «Школа хорового пения».
  3. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».
  4. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  5. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
  6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М.,  2002.
  7. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека.  – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...

Открытый урок "Ансамблевое исполнение как одна из форм воспитания учителя музыки"

Выпускник, получающий квалификацию учителя музыки, должен быть готов способствовать социализации, формирования общей культуры личности обучающихся(возраст учащихся 15-19 лет), использовать разнообразн...

Открытое занятие на тему: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению».

Тема: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению»....

Открытый Урок по предмету гитара. На тему формирование комплекса исполнительских навыков для ансамблевого музицирования на первоначальном этапе.

Открытый Урок по предмету гитара. На тему формирование комплекса исполнительских навыков для ансамблевого музицирования на первоначальном этапе....

Презентация Методическая разработка "Открытый урок по классу вокала. Ансамблевое (дуэтное) музицирование"

Методическая разработка с кратким описанием основных важных этапах работы с вокальным дуэтом  на примере нескольких высокохудожественных произведений....

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования

ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...

Конспект открытого занятия "Унисон в младшем хоре"

Методы и приемы овладения пения в унисон....