МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему: «МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ»
учебно-методический материал по музыке

Елена Николаевна Первушкина

В истории педагогики есть проблемы, которые всегда являются актуальными. Такова и проблема соотношения развития мышления и приобретения знаний в процессе обучения, привлекавшая внимание прогрессивных педагогов и психологов с давних времён.

imageПсихология рассматривает мышление как процесс непрерывного взаимодействия человека с окружающим миром, процесс, направленный на изыскание нового, на выявление самых существенных свойств предметов объективной действительности. Важнейшими составными частями процесса мышления являются обобщение и сравнение. Обобщение – это мысленное соединение самых главных связей многих предметов, отражаемых мышлением, в одно понятие. Умение обобщать – один из критериев, определяющих прочность усвоения материала, способность свободно оперировать знаниями в новых условиях. Сравнение – это мыслительная операция, суть которой состоит в умении находить различие в наиболее сходных предметах и сходство в самых противоположных.

Одной из форм человеческого мышления является понятие, которое, будучи продуктом мышления, отражает обобщённое содержание не одного, а целой группы предметов, о каждом из которых, его свойствах, связях и отношениях у человека создаётся ряд суждений, в совокупности составляющих понятие.

Образование понятий – это непрерывный анализ и синтез изучаемых явлений. В результате анализа выделяются самые существенные признаки предметов; благодаря синтезу эти признаки сливаются и означают понятие.

В процессе обучения понятия у учащихся образуются тогда, когда перед ними ставятся познавательные задачи и у них уже имеется запас конкретных представлений, являющихся основой нового понятия. Исследованиями психологов доказано, что сознательно понятия усваиваются учащимися только в определённой системе, которая отражает развитие окружающего мира в логической последовательности. Из этого следует, что процесс обучения эффективен только тогда, когда его стержнем является усвоение систематизированных знаний. Только систематичность усвоения материала может обеспечить развитие познавательных возможностей учащихся, их способность самостоятельно решать встающие перед ними задачи. Знания должны сообщаться в строго выстроенной системе, когда каждое последующее понятие вытекает из предыдущего, а предыдущее находит своё отражение в последующем. Лишь при тесной связи систематичности усвоения знаний и применения их в практической деятельности достигаются положительные результаты в развитии мышления. image

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение №10.3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ВОРГАШОР»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

«МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ»

 

Подготовила Е.Н. Первушкина

Преподаватель по классу гитары

МБОУ ДОД «ДМШ пос.Воргашор»

г. Воркута

2016 год

Введение

В истории педагогики есть проблемы, которые всегда являются актуальными. Такова и проблема соотношения развития мышления и приобретения знаний в процессе обучения, привлекавшая внимание прогрессивных педагогов и психологов с давних времён.

Психология рассматривает мышление как процесс непрерывного взаимодействия человека с окружающим миром, процесс, направленный на изыскание нового, на выявление самых существенных свойств предметов объективной действительности. Важнейшими составными частями процесса мышления являются обобщение и сравнение. Обобщение – это мысленное соединение самых главных связей многих предметов, отражаемых мышлением, в одно понятие. Умение обобщать – один из критериев, определяющих прочность усвоения материала, способность свободно оперировать знаниями в новых условиях. Сравнение – это мыслительная операция, суть которой состоит в умении находить различие в наиболее сходных предметах и сходство в самых противоположных.

Одной из форм человеческого мышления является понятие, которое, будучи продуктом мышления, отражает обобщённое содержание не одного, а целой группы предметов, о каждом из которых, его свойствах, связях и отношениях у человека создаётся ряд суждений, в совокупности составляющих понятие.

Образование понятий – это непрерывный анализ и синтез изучаемых явлений. В результате анализа выделяются самые существенные признаки предметов; благодаря синтезу эти признаки сливаются и означают понятие.

В процессе обучения понятия у учащихся образуются тогда, когда перед ними ставятся познавательные задачи и у них уже имеется запас конкретных представлений, являющихся основой нового понятия. Исследованиями психологов доказано, что сознательно понятия усваиваются учащимися только в определённой системе, которая отражает развитие окружающего мира в логической последовательности. Из этого следует, что процесс обучения эффективен только тогда, когда его стержнем является усвоение систематизированных знаний. Только систематичность усвоения материала может обеспечить развитие познавательных возможностей учащихся, их способность самостоятельно решать встающие перед ними задачи. Знания должны сообщаться в строго выстроенной системе, когда каждое последующее понятие вытекает из предыдущего, а предыдущее находит своё отражение в последующем. Лишь при тесной связи систематичности усвоения знаний и применения их в практической деятельности достигаются положительные результаты в развитии мышления.


Формирование и развитие музыкального мышления

Развитие мышления и усвоение знаний – процессы, имеющие двустороннюю связь: с одной стороны, развитие мышления происходит с помощью усвоения знаний, с другой – наиболее эффективное усвоение нового материала возможно только при определённом уровне развития мышления. Начальным толчком для включения процессов мышления чаще всего оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся средства и возможности не позволяют удовлетворить имеющуюся потребность. В учебной деятельности проблемная ситуация предстаёт в виде противоречия, которое проявляется в несоответствии между имеющимися знаниями и новыми требованиями. То знание, которое учащемуся необходимо усвоить, занимает место неизвестного. Совершая ряд учебных действий, он добывает необходимые знания в процессе самостоятельного мышления.

Общие закономерности развития мышления распространяются и на музыкальные дисциплины. Вместе с тем, своеобразие предмета обусловливает и определённые различия в практической реализации данных закономерностей.

Подчиняясь общим законам психологии о мышлении, музыкальное мышление возникает на основе восприятия звуковых последований в том случае, когда осознаётся содержание музыкального сочинения.

Если рассматривать музыкальное мышление в генетическом аспекте, то истоки его идут к восприятию интонации, именно интонация является первоосновой музыкально-эстетического переживания. В понятие «интонация» входит понимание содержания музыки, средств музыкальной выразительности, то есть осознание интонационной основы, характерной для музыки вообще и для стиля каждого композитора в частности. Музыкальное мышление подразумевает осмысление логики организации различных звуковых структур, от простейших до сложных, умение оперировать музыкальным материалом, находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи. Именно рационально-логическое начало в музыкальном мышлении объединяет его с мышлением в общепринятом смысле этого понятия. Таким образом, музыкальное мышление – это переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.

Формирование и развитие музыкального мышления должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностей музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений.

Музыкальное мышление имеет такую же структуру, как и мышление вообще. Оно включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Овладение данными приёмами умственной деятельности в процессе музыкального обучения способствует развитию музыкального мышления учащихся. Анализ и синтез дают возможность музыканту глубже проникнуть в сущность произведения, точнее понять его содержание, приучают к критическому построению выводов.

Обобщение является сложным мыслительным процессом, который осуществляется в тесной связи с анализом, синтезом и сравнением. Способность к обобщениям является показателем более высокого уровня умственного развития учащихся и основывается на принципе системности знаний.

Большое значение в музыкальном обучении имеет сравнение. Эта мыслительная операция несёт в себе противоречие, основывающееся на различии уровня знаний, имеющихся и необходимых для решения поставленной задачи. Данное противоречие существенно способствует развитию мышления.

Образные красочные сравнения постоянно применяются в музыкально-педагогической практике, помогая раскрыть идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения. Применяются сравнения и при изучении композиторов противоположных направлений, а также близких по своим творческим школам с целью подчеркнуть особенности стиля того или иного автора, лучше осознать самобытность музыкального языка. Таким образом, приём сравнения является основным для приобретения музыкальных знаний.

В основе методов формирования музыкального мышления учащегося лежит идея сквозного курса на постепенную кристаллизацию его собственной точки зрения, тотальный слуховой анализ, целенаправленное накапливание исполнительского, теоретического и эстетического багажа. Комплекс методов формирования музыкального мышления достаточно разнообразен и изначально предполагает воздействие на юных музыкантов в рамках всех исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин программного курса детской музыкальной школы.

Постоянное применение разносторонних знаний в процессе музыкального обучения – главное условие эффективности развития музыкального мышления учащихся. Поэтому на занятиях по инструменту необходимо давать ученику весь комплекс знаний, необходимых для изучения произведения. При такой постановке вопроса будут развиваться не только исполнительские, но и музыкально-теоретические познавательные навыки. В процессе разучивания разнообразных музыкальных произведений учащиеся должны приобретать специальные знания, выстроенные в систему, что будет способствовать более эффективному развитию музыкального мышления и оказывать существенную практическую помощь в самостоятельной работе. К таковым относятся знания о стиле композитора, исторической эпохе, музыкальном жанре, форме произведения, об особенностях музыкального языка.

Особого внимания заслуживают вопросы стиля композитора, чьи произведения изучаются. Понятие «стиль» в музыке означает выражение некоторого единства, охватывающего какое-либо множество художественных явлений, произведений одного автора или ряда авторов, включая совокупность произведений, относящихся к целому историческому периоду. Для понимания стиля композитора необходимо изучение всего его творчества в тесной связи с обществом, культурой той исторической эпохи и страны, к которой принадлежит композитор. Таким образом, знания о стиле являются ведущими в процессе овладения музыкальными произведениями, и постоянное накопление, углубление и оперирование ими эффективно содействует развитию музыкального мышления.

Немаловажное значение в процессе интеллектуального развития учащихся имеет изучение музыкальных жанров. Понятие «жанр» входит в иерархию понятий, которыми оперирует музыкальное мышление. Понятие «музыкальный жанр» включает в себя круг образов, определённое идейно-художественное содержание, воспроизводящееся в музыкальных произведениях и являющееся характерным для каждой исторической эпохи. Для раскрытия содержания музыкальных произведений необходимы подробные знания о музыкальных жанрах.

Без осмысления логики развития музыкального произведения невозможно добиться целостности в исполнении. Понятие «архитектоническое» мышление подразумевает умение охватить произведение в целом, осознать каждый элемент как логически подчинённый целому. Поэтому учащимся необходимо давать знания о музыкальной форме.

Многие выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и настоящего придавали большое значение анализу средств музыкальной выразительности, причём акцентировали своё внимание на гармоническом языке произведения. Производя гармонический анализ произведения, учащиеся лучше осознают содержание, структуру произведения, имеют возможность сравнивать особенности гармонического языка разных композиторов, тем самым развивая свои интеллектуальные возможности. Таким образом, понятие «гармонический язык произведения» является существенным компонентом музыкального мышления.

Известно, что процесс работы над музыкальным произведением обычно проходит в несколько этапов, на каждом из которых ставятся вполне конкретные задачи. И очень важно при этом найти такие методы, которые будут способствовать пополнению знаний, расширению кругозора и развитию мышления учащихся.

Работа над произведением.

Условно работу над произведением можно разделить на три этапа. Первый этап – общее ознакомление с музыкальным произведением, охват в целом его содержания, характера, логики развития музыкальной мысли. На данном этапе следует использовать метод целостного анализа музыкального произведения, способствующий обогащению учащихся знаниями. Этот метод подразумевает изучение произведения не только как целого, но и в его существенных связях с другими музыкальными произведениями, со стилем композитора, с общими социально-историческими условиями, породившими данный стиль и такого рода произведения.

Также на данном этапе применим метод сравнительной характеристики стилей композиторов как близких, так и противоположных творческих направлений. Этот метод даст возможность приобрести новые знания, что будет способствовать интенсивному развитию музыкального мышления. Анализируя и сравнивая творчество композиторов двух направлений, учащиеся получают возможность не только изучить их стилевые особенности, но и познакомиться с исторической эпохой и её отражением в искусстве, использовать полученные знания при осмыслении и разборе стилей композиторов других направлений.

С целью максимального задействования полученных знаний в практике следует применять метод обобщения, подразумевающий выявление наиболее характерных стилевых особенностей композитора в нескольких его произведениях.

Таким образом, методы, применяемые на первом этапе работы над музыкальным произведением, дают возможность приобретения новых знаний в области исторической эпохи, творческих направлений, стиля и жанра, что положительно воздействует на интеллектуальное развитие учащихся.

На втором этапе работы над музыкальным произведением ставится задача пополнения знаний учащихся в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительности. Учитывая задачи данного этапа, следует рекомендовать метод дифференцированного анализа музыкального произведения.

Для раскрытия авторского замысла большое значение имеет осмысление всей структуры произведения и каждой его части в отдельности, охват музыкальной формы в целом.

Для расширения знаний о музыкальной форме целесообразно использовать метод сравнения одинаковых музыкальных форм у композиторов разных направлений. Например, сравнить формы старинного (куплетного) рондо и рондо зрелого классицизма, обратив внимание учащихся на общие и отличительные моменты. Такая работа способствует качественному исполнению произведения и помогает практически использовать ранее накопленные знания.

На этом этапе работы также можно использовать метод обобщения, то есть нахождения общих черт в аналогичных музыкальных формах у разных композиторов. Данные методы также способствуют эффективному развитию музыкального мышления учащихся.

Но для того, чтобы ярко и убедительно исполнить произведение, надо не только понять, но и пережить его, придать ему свою индивидуальную эмоциональную окраску. Ведь процесс музыкального обучения органически соединяет две главные сферы психической активности – интеллект и эмоции. Неразрывная связь эмоционального и рационального лучше всего обеспечивает усвоение музыкального материала. Эмоциональное восприятие музыкального произведения, воплощение его в звуковом образе является главным на третьем этапе работы, и основой для этого должны послужить ранее приобретённые знания. Направляя мышление учащихся на изучение и осмысление творческих направлений в музыкальном искусстве, стилевых особенностей композиторов, нельзя отрываться от явлений, происходящих в смежных искусствах – литературе, живописи, поэзии, театре.

Творческие связи каждого крупного музыканта многогранны и разнообразны. Известно, что немало инструментальных сочинений создавалось под воздействием поэзии, живописи и это нашло своеобразное отражение в музыке. Исторический экскурс имеет большое значение для общего развития, усвоения специальных знаний. Желательно сопоставление творчества композиторов с творчеством деятелей других видов искусств. Такой подход будет способствовать усвоению знаний и развитию мышления.

Углубленное и разносторонне изучение музыкального произведения открывает учащемуся пути к более развёрнутым ассоциациям. Музыкальные переживания всегда усиливаются и закрепляются благодаря ассоциативным представлениям; в воспитании музыканта большое значение имеет способность к образно-ассоциативному мышлению. Ярким примером связи музыкального искусства и живописи может служить импрессионизм.

Учитывая выше изложенное, целесообразно рекомендовать для третьего этапа метод комплексного анализа исторической эпохи.

Известно, что без словесных пояснений и определений невозможно обойтись в педагогической практике. Для лучшего осмысления содержания музыкального произведения возможно применение метода словесной интерпретации музыкального образа. Этот метод эффективен для развития образного мышления.

На эмоциональную сферу учащихся положительно воздействуют образные сравнения, изложенные в красочной и эмоциональной словесной форме, способные обогащать и творчески направлять процесс работы над музыкальным произведением. Поэтому на данном этапе также применим метод художественного сравнения, который требует от учащегося постоянного творческого поиска самых разнообразных знаний во всех областях искусства, а от педагога – умения литературно излагать мысли.

Таким образом, вышеизложенные методы способствуют накоплению знаний учащихся в области смежных искусств, развитию образного мышления, совершенствованию исполнительского мастерства.

Поэтапная работа над произведением, основывающаяся на предложенных методах, служит базой для систематического приобретения знаний и интенсивно влияет на развитие профессионально-интеллектуальных качеств учащихся.

Практическое применение комплекса методов, способствующих развитию музыкального мышления, можно рассмотреть на примере пьесы П. И. Чайковского «Ноктюрн»

Прежде всего, нужно познакомить учащегося со стилем композитора и здесь необходимо отметить, что стиль Чайковского отличает необыкновенная мелодическая насыщенность. Его предельно выразительные мелодии характеризуются широтой дыхания и распевностью, они основаны на интонациях городской бытовой и крестьянской песни. В музыке Чайковского широко и многогранно представлен мир поэтической лирики. Композитор очень хорошо знал человеческую душу, порой очень сложную, противоречивую. Как верно он умел передать состояние человека музыкой элегически грустной или полной радости и счастья. Произведения Чайковского раскрывают духовный мир человека и одновременно служат зарисовкой прекрасного пейзажа. Не стал исключением и его нежный, мечтательно-задумчивый «Ноктюрн».

Здесь необходимо дать учащемуся понятие о ноктюрне как о жанре и начать следует с того, что слово «ноктюрн» в переводе с французского языка означает «ночной». В XVIII веке так называли многочастные произведения, обычно для духовых или струнных инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. Основоположником нового музыкального жанра – ноктюрна был ирландский композитор и пианист Джон Филд.

Создателем русского классического ноктюрна стал М.И. Глинка. В этой связи для углубления знаний учащегося о жанре ноктюрна и для развития мышления следует применить метод сравнительной характеристики двух произведений одинакового жанра, написанных композиторами близкими по стилю. Следует отметить, что поэтичный ноктюрн Глинки, так же как и произведение Чайковского, отличается искренним лиризмом, глубокой эмоциональностью. Его мелодика близка русскому бытовому романсу.

Таким образом, используя метод целостного анализа произведения, мы познакомили учащегося со стилем композитора, расширили знания о ноктюрне как о жанре и провели сравнительную характеристику произведений композиторов, близких по стилю.

На следующем этапе работы следует познакомить учащегося с формой произведения, средствами музыкальной выразительности, гармоническим языком, и, используя метод сравнения, найти общие характерные для данного жанра черты в обоих ноктюрнах.

Итак, для начала обратимся к ноктюрну П. И. Чайковского. В основе произведения лежит один музыкальный образ. Это романтическая лирическая миниатюра, воплощённая в трёхчастной форме. Музыка первой части подчёркивает вокальное происхождение этого жанра. Налицо все признаки: во-первых, гомофонная фактура изложения. Напевную мелодию сопровождает мерное движение аккомпанемента и лишь изредка фортепиано вступает в диалог с солирующим инструментом. Тема распевная, в ней слышна тихая нежная грусть. В мелодии присутствуют элементы мелодекламации: романсовые скачки на сексту и квинту, а также такой принцип соотношения кратких построений, как суммирование (две короткие фразы и одна длинная). Спокойствие и безмятежность первой части подчёркивает динамика, которая колеблется от pp до mf. Появление взволнованного триольного движения в последних тактах вводит нас в контрастную вторую часть.

Здесь душевное спокойствие человека сменяется тревогой и волнением. Представляется, будто налетел резкий порыв ветра. Он породил в душе взволнованное устремление куда-то ввысь. В этой части меняется размер, тональность, фактура изложения становится полифонической, октавное удвоение в партии фортепиано усиливает тревожность. Дробление мотивов и яркая динамика также вводят нас в мир душевных переживаний человека. Момент кульминации подчёркнут насыщенной аккордовой фактурой аккомпанемента, беспокойным триольным движением мелодии, динамикой, звучащей на ff. Следующая затем речитативная фраза и длинный пассаж у виолончели смягчают напряжённость предшествующего звучания. Душевное волнение успокаивается. Начинается третья часть – реприза. В ней опять возвращается умиротворение первой части и лишь в аккомпанементе остаётся волнение, которое также постепенно успокаивается, как бы растворяясь в ночной тишине…

Вот так образно, используя метод словесной интерпретации, мы знакомим учащегося с особенностями формы и выразительного языка ноктюрна П. И. Чайковского.

Но для того, чтобы сравнить два произведения, нужно иметь представление и о ноктюрне М.И. Глинки. Поэтому следует предоставить возможность учащемуся, опираясь на знания, полученные при разборе предыдущего произведения, самостоятельно разобраться в форме этой пьесы. Сравнивая два ноктюрна, ученик, конечно же, отметит схожесть выразительной мелодии, льющейся как песня. Также он отметит характерные для ноктюрна скачки на сексту и квинту, ритмические фигурации триолей, которые создают волнение, и секстолей, создающих импульс ускорения движения. Схожи эти ноктюрны ещё и тем, что состояние спокойствия и умиротворения сменяется состоянием тревожности и взволнованности.

Однако ученик непременно заметит и разницу: ноктюрн М.И. Глинки написан в двухчастной куплетной форме и ему присущ характерный для романсов разложенный гитарный аккомпанемент.

Таким образом, получая знания о форме и выразительных средствах произведения, находя сходные черты в произведениях одного и того же жанра, учащийся развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать, то есть практически применять на практике полученные знания.

И, конечно же, ничто так не способствует эмоциональному восприятию музыки как образное слово. Здесь следует обратиться к поэзии и прочитать ученику стихотворение С. Никитина, которое можно определить как своего рода «поэтический ноктюрн».

Можно предложить ученику выучить данное стихотворение.

Также можно познакомить учащегося с репродукцией картины А.И. Куинджи «Ночь на Днепре». Удивительным покоем и тишиной веет от этого полотна. Тёмные, почти чёрные берега, тёмное зеркало реки. Спокойное небо и на нём огромная зеленоватая луна. Её отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся неподвижной воду. Эта картина не оставит учащегося равнодушным и поможет глубже проникнуть в содержание исполняемого им музыкального произведения.

Этой информации учащемуся будет достаточно и, обобщив полученные знания, он сможет без труда составить представление о данном жанре и впоследствии, встречая в своём репертуаре ноктюрны, он будет с лёгкостью воплощать мысли композитора в своей исполнительской практике.


Заключение

Итак, завершая свою работу, хочется ещё раз подчеркнуть важность развития музыкального мышления учащихся в процессе обучения в детской музыкальной школе. Музыкальное мышление складывается в процессе получения новой информации, новых знаний. Постоянно возникающее противоречие между получаемыми знаниями и уровнем интеллектуального развития учащихся является движущей силой развития мышления, поэтому расширение музыкального и общего кругозора юных музыкантов должно стать постоянной заботой педагогов детских музыкальных школ. Однако учащиеся должны не только получать знания, но и уметь применять их на практике, используя такую мыслительную операцию как обобщение. Поэтому не стоит давать учащимся готовых решений, важно ставить перед ними проблему, которую они должны решать, используя ранее накопленные знания. Лишь при таком подходе обеспечиваются лучшие предпосылки последовательного развития музыкального мышления учащихся.

 


Используемая литература:

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971

  1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. – СПб. – М.: Издательство «Музыка», 1998

  1. Дилоян М. Синтетические методы формирования художественного вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта. / Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002

  1. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2006

  1. Попова Т. Музыкальные жанры и формы. – М.,1954

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический Проект; Трикста,2008

  1. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. – М.,1964


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...

Методическая разработка на тему "Внеклассные формы работы, как средство развития музыкального образования"

Одной из наиболее актуальных проблем не только педагогики, но и всего общества в целом сегодня является проблема  музыкального образования учащихся. Современное общество как никогда ранее нуждает...

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...

Доклад на тему: "Музыка – как средство всестороннего развития ребёнка».

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по - своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому - либо музыкальному жанру, люби...

Доклад "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках обществознания"

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...

Доклад: Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель"

Цель данного доклада «Бумагопластика как средство развития пространственного мышления у детей. Мастер – класс «Кепка в росписи гжель» является подробное описание всех этапов со...

Методический доклад на тему: "Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ (фортепиано)"

В данном методической работе рассматриваются основные направления в работе над музыкальным произведением....