«Тьютор в структуре школьной жизни».
статья по музыке
Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Тьютор в структуре школьной жизни». | 27.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Тьютор в структуре школьной жизни».
Коломиец Елена Дмитриевна
Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.
Тьютор должен иметь (требования к квалификации): высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.
Тьютор должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Тьюторское сопровождение в школе - тьюторское сопровождение ребенка в школе на любой ступени образования состоит из следующих последовательных этапов:
- диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
- проектировочный (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск сферы интереса);
- реализационный (проект, исследование, презентация результата);
- аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей деятельности).
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- Сбор информации о ребенке;
- Анализ полученной информации;
- Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
- Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)
- Решение поставленных задач;
- Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.
Предварительный этап или этап установления контакта:
Предварительный этап.
Включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирование социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива». Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми и ученики начнут им следовать.
Адаптационный этап .
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Помощь тьютора ребенку с ОВЗ в инклюзивном классе:
В социализации ребенка:
- способствует развитию интересов ребенка с ОВЗ в классе;
- способствует развитию интереса ребенка с ОВЗ к общению со сверстниками;
- помогает ребенку с ОВЗ справиться с конфликтными ситуациями;
- способствует развитию самостоятельности ребенка с ОВЗ;
- информирует родителей ребенка с ОВЗ о его успехах, трудностях.
В учебной деятельности ребенка:
- помогает учителю в адаптации учебной программы;
- осуществляет поиск способов эффективного усвоения материала учеником с ОВЗ. (Осуществляет подбор карточек, компьютерных программ, специальных дидактических пособий и канцтоваров).
В адаптации образовательной среды: организует рабочее и другие места для ученика с ОВЗ, в соответствии с его особенностями. Адаптация образовательной среды – залог успешного включения учащегося с ОВЗ в жизнь школы. К нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещение школы, режим дня, учебные программы и методические пособия. Адаптация среды подразумевает выявление и возможное устранение барьеров: физических (пандусы, дверные проемы, туалетные комнаты, освещенность, акустика и т.п.), психологических (отношение детей, педагогов, родителей и др.).
Устранение барьеров делает обучение ребенка с ОВЗ более эффективным для него.
Важно продумать маршрут сопровождения подопечного, устранить физические барьеры; выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подготовить место в соответствии с потребностями и особенностями ребенка (маркировка, высота сидения, наклон парты, свет, вспомогательные приспособления и т.п.).
Роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ заключается в создании условий для его успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Социальная среда, в которой находится ребенок представлена на рисунке.
В первое время отношения с тьютором являются для ребенка наиболее значимыми, но со временем, с развитием самостоятельности, на первый план для ученика должны выйти отношения со сверстниками и с преподавателями.
Для формирования гармоничных отношений с социумом школы тьютор выстраивает работу по основным направлениям: тьютор – подопечный; тьютор и учитель; тьютор и другие дети, тьютор и родители.
Список использованных источников:
- Битова А.Л. - Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000
- Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008
- В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm
- Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
- Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
- Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.
- Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009
- Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски1-4
- «Инклюзивное образование» выпуск 1 - 2 – Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н.Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2010
- «Инклюзивное образование» выпуск 3 -4 Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т.П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)
В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...
Структура школьного самоуправления
В методической разработке дается описание структуры самоуправления в многопрофильной школе с презентацией....
Test 8 Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены
Тренировочный тест по подготовке к ГИА в 9 классе...
Урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Введение школьной формы"
Урок построен по технологии проблемного обучения. В течении урока учащиеся должны обсудить необходимость введения школьной формы и предложить свои модели....
Структура школьного самоуправления в малокомплектной школе.
В структуру школьного самоуправления "Школьное единство" входит президент, отдел "Учись учиться", отдел "Чистота и порядок" и отдел "Затейники"...
Структура школьного самоуправления
Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве.Деятельность школьного коллектива строится и осуществляется ...
Структура школьного курса физика. Материал для обобщающего повторения в 9, 11 классе.
представлен курс физики основной школы....