«Тьютор в структуре школьной жизни».
статья по музыке

Коломиец Елена Дмитриевна

    Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

    Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Тьютор в структуре школьной жизни».

    Коломиец  Елена Дмитриевна 

    Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

    Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

   Тьютор должен иметь (требования к квалификации): высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

   Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

   Тьютор должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;  
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;  
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

   Тьюторское сопровождение в школе - тьюторское сопровождение ребенка в школе на любой ступени образования состоит из следующих последовательных этапов:

- диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);

- проектировочный (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск сферы интереса);

- реализационный (проект, исследование, презентация результата);

- аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей деятельности).

    Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • Сбор информации о ребенке;
  • Анализ полученной информации;
  • Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
  • Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)
  • Решение поставленных задач;
  • Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

   Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.

   Предварительный этап или этап установления контакта:

   Предварительный этап.

   Включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).

   На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

   Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.

   На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

   Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирование социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива». Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми и ученики начнут им следовать.

   Адаптационный этап .

   На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.

    Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.

   На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.

  На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.    

   Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

   Помощь тьютора ребенку с ОВЗ в инклюзивном классе:

   В социализации ребенка:

  • способствует развитию интересов ребенка с ОВЗ в классе;
  • способствует развитию интереса ребенка с ОВЗ к общению со сверстниками;
  • помогает ребенку с ОВЗ справиться с конфликтными ситуациями;
  • способствует развитию самостоятельности ребенка с ОВЗ;
  • информирует родителей ребенка с ОВЗ о его успехах, трудностях.

   В учебной деятельности ребенка:

  • помогает учителю в адаптации учебной программы;
  • осуществляет поиск способов эффективного усвоения материала учеником с ОВЗ. (Осуществляет подбор карточек, компьютерных программ, специальных дидактических пособий и канцтоваров).

   В адаптации образовательной среды: организует рабочее и другие места для ученика с ОВЗ, в соответствии с его особенностями.  Адаптация образовательной среды – залог успешного включения учащегося с ОВЗ в жизнь школы. К нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещение школы, режим дня, учебные программы и методические пособия. Адаптация среды подразумевает выявление и возможное устранение барьеров: физических (пандусы, дверные проемы, туалетные комнаты, освещенность, акустика и т.п.), психологических (отношение детей, педагогов, родителей и др.).

   Устранение барьеров делает обучение ребенка с ОВЗ более эффективным для него.

   Важно продумать маршрут сопровождения подопечного, устранить физические барьеры; выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подготовить место в соответствии с потребностями и особенностями ребенка (маркировка, высота сидения, наклон парты, свет, вспомогательные приспособления и т.п.).

   Роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ заключается в создании условий для его успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Социальная среда, в которой находится ребенок представлена на рисунке.

   В первое время отношения с тьютором являются для ребенка наиболее значимыми, но со временем, с развитием самостоятельности, на первый план для ученика должны выйти отношения со сверстниками и с преподавателями.  

   Для формирования гармоничных отношений с социумом школы тьютор выстраивает работу по основным направлениям: тьютор – подопечный; тьютор и учитель; тьютор и другие дети, тьютор и родители.

Список использованных источников:

  • Битова А.Л. - Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000
  • Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008
  • В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm 
  • Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
  • Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
  • Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.
  • Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009
  • Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски1-4
  • «Инклюзивное образование» выпуск 1 - 2 – Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н.Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2010
  • «Инклюзивное образование» выпуск 3 -4 Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т.П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)

В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...

Структура школьного самоуправления

В методической разработке дается описание структуры самоуправления в многопрофильной школе с презентацией....

Урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Введение школьной формы"

Урок построен по технологии проблемного обучения. В течении урока учащиеся должны обсудить необходимость введения школьной формы и предложить свои модели....

Структура школьного самоуправления в малокомплектной школе.

В структуру школьного самоуправления "Школьное единство" входит президент, отдел "Учись учиться", отдел "Чистота и порядок" и отдел "Затейники"...

Структура школьного самоуправления

Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работаю­щих в тесном сотрудничестве.Деятельность школьного коллектива строится и осущест­вляется ...