Структура школьного самоуправления
методическая разработка по теме

В методической разработке дается описание структуры самоуправления в многопрофильной школе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_samoupravleniya_v_mnogoprofilnoy_shkole.docx59.15 КБ
Файл prezentaciya1.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Яркова Наталья Михайловна,

зам.директора по УВР

Самоуправление в многопрофильной школе

В складывающейся воспитательной системе школы особое место отводится школьному самоуправлению. Самоуправление – это игра, которая позволяет детям осмыслить ситуации, возникающие в жизни коллектива. Ребята в ходе обсуждения высказывают свое мнение и предлагают решение выхода из определенных ситуаций, а значит, учатся принимать решения и нести ответственность за эти решения. В процессе подготовки воспитательного дела работает совет дела, который собирает предложения, идеи среди учащихся, педагогов, обрабатывает их, а затем проводит само дело.

         

Главные принципы  построения и развития самоуправления:

  1. Выборность всех органов самоуправления.
  2. Педагогическое руководство, обеспечивающее развитие детского самоуправления.
  3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
  4. Демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления.

    Это основные принципы системы, которая выстраивается на 2-х уровнях:

 - Первый  уровень – классное, ученическое самоуправление;

 - Второй – школьное ученическое самоуправление.  

Школьная организация  дает каждому ее участнику возможность реализовать свои способности в рамках той деятельности, которая наиболее ему подходит.

Цель – научиться самим:

  1. Осмысливать ситуации, возникающие в жизни коллектива.
  2. Высказывать своё мнение и предлагать решения выхода из определённых ситуаций.
  3. Принимать решения и нести за них ответственность.

Задачи школьного самоуправления:

  1. развитие самостоятельности учащихся, подготовка к самореализации в жизни;
  2. развитие организаторских навыков;
  3. обеспечение широкого выбора форм внеурочной деятельности;
  4. обеспечение возможности реализовать свои способности, таланты.

Согласно нашего проекта,  школа  - это «Академия творчества», в которой работают четыре кафедры: учебная кафедра, кафедра искусства, кафедра социальных технологий, спортивно-оздоровительная кафедра. Структура органов ученического самоуправле ния и их взаимосвязи представлены в  графическом варианте в презентации. Слайд 1.

  1. Содержание деятельности школьного самоуправления

Ориентированная на обеспечение единства учебной и внеучебной деятельности, на органичное включение  образовательного процесса по освоению содержания образования в процессе воспитания, воспитательная деятельность в школе на первом этапе реализации программы осуществлялась в нескольких направлениях:

  1. развитие познавательной активности через интеграцию учебной и внеучебной деятельности в рамках целевой программы «Академия творчества»;  
  2. формирование художественно-эстетической культуры и развития творческих способностей учащихся посредством организации деятельности;
  3. организация спортивно-оздоровительной работы;
  4. создание основы для развития школьного самоуправления учащихся

       В качестве системообразующей формы организации ученического самоуправления была создана «Академия творчества».

Структура «Академии творчества» отражена на слайде 2.

Цель первого направления – учебной кафедры - создание модели научного поиска в школьных условиях. Выполняя работу, ученик занимает активную поисковую позицию, разрабатывает выбранную тему, не ограничивается учебником и учебными материалами, а обращается к дополнительным источникам информации.

Познавательная деятельность выражает доминирующую потребность педагогов школы, она престижна в глазах большей части учащихся и родителей. Победы в олимпиадах, поступление в ВУЗы 80% выпускников стало уже давно традиционным для школы.

Кроме этого, учебный процесс является системообразующей  деятельностью воспитательной системы школы. Реализовать это можно путем интеграции учебной, внеклассной и внеучебной сфер жизнедеятельности учащихся в едином воспитательном пространстве.

Работа учебной кафедры строится по трем направлениям. Слайд 3.

Проектно-исследовательское объединение – это создание проектно-исследовательских групп, участие в городской конференции НОУ, Курчатовских чтениях, дистанционных и очных олимпиадах, проведение школьного фестиваля проектной деятельности. Основная задача - создание модели научного поиска в школьных условиях. Выполняя работу, ученик занимает активную поисковую позицию, разрабатывает выбранную тему, не ограничивается учебником и учебными материалами, а обращается к дополнительным источникам информации.

Предметные школы – организация школы Пифагора и экономической школы – мы же все-таки математическая и экономическая школа. Поэтому  должны быть разновозрастные лаборатории по математике и экономике, где можно было бы углублять свои знания по этим предметам.

И целесообразно было бы создание Клуба интеллектуальных игр, как третьего направления в работе учебной кафедры. «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и т.д.  Наверно будут интересны и лигвистический турнир, и экономическая игра «Школьная кампания», и «Калейдоскоп открытий». Мы провели  вчера игру «Самый умный третьеклассник» - знаете какой интерес она вызвала?

В конце учебного года  на Фестивале «Школьное созвездие» проводится торжественное подведение итогов работы учебной кафедры и награждение победителей олимпиад, конкурсов и фестивалей.

Главная задача второго направления - попробовать себя в искусстве, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развить интерес к творчеству и стремление вносить красоту в жизнь.

Выделение художественно-эстетического развития личности в одно из главных направлений воспитательной работы не случайно. Именно в процессе художественного развития личности учащиеся обретают очень важную мудрость: ценить все, что рождено жизнью и направлено на продолжение ее, и отрицать все, что несет в себе насилие. Культура и искусство не должны быть "довесками" к учебной программе, а должны пронизывать всю школьную жизнь, создавая условия для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учащихся, способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации. Цель деятельности творческих коллективов – способствовать развитию творческих способностей ребенка, воспитанию у детей художественного вкуса и любви к искусству. Слайд 4.

Здесь работает Творческий дом «Созвездие», который объединяет  все школьные творческие кружки, студии и  мастерские:  театральная и танцевальная студии; студия прикладного творчества;  театр моды, школа экранных технологий и другие.  И в этом доме мы  встречаемся на спектаклях,  выставках, фестивалях, концертах, проводим вечера в школьных  гостиных.

Мастерская интересных дел (МИД) – это объединение творческих школьников, которые организуют и проводят традиционные школьные праздники. Для этого создается школьная игровая кампания, где они учатся составлять сценарии и проводить мероприятия. А их как видим у нас много. А в конце года на ставшем уже традиционным Фестивале «Школьное созвездие»  все коллективы представляют свои лучшие работы.

Кафедра социальных технологий основной задачей считает развитие социальной активности, стимулирование общественной деятельности, формирование навыков делового общения, расширение кругозора учащихся, воспитание гражданской позиции. На этом направлении объединяется  деятельность академического совета, гражданского форума, пресс-центра, игровых компаний, здесь учащиеся становятся организаторами школьных дел, т.е. им предоставляется поле для социальных проб и социальной практики.

Основное направление – организация работы классных активов, которыми руководит старостат, совет старост классов. Они организуют конкурсы «Мой класс, просто Ас» и  «Ученик года», открывают «Биржу полезных дел», которые можно и нужно провести для класса, школы, микрорайона, города.  

На кафедре для каждой категории участников ученического самоуправления работает школа актива, которая обучает азам организаторской работы, тем самым готовит кандидатов в начальники. Здесь обучаются сами старосты классов, организаторы классных дел,  классные редколлегии,  организаторы школьных  коллективных творческих дел.

В программе школы: различные смотры и рейды, "мозговые штурмы", экскурсии, "огоньки", деловые игры, игры по станциям, конкурсы на звание "Лучший на должности" и многое другое.

Все это способствует приобретению опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитию коммуникативных умений, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; позволяет реализовать собственную социально-нравственную позицию.
       И, наконец, спортивно-оздоровительная кафедра. Наша задача - физическое развитие, достижение личных и общих рекордов, формирование представления о здоровом образе жизни и навыков поведения в различных природных условиях. Слайд 5.

Школьный Олимпийский комитет является структурным подразделением ученического самоуправления школы. Председатель спорткомитета входит в состав Академического совета.

Функции спорткомитета:

- пропаганда среди учащихся школы здорового образа жизни.
- организация и проведение школьных соревнований, дней здоровья, походов одного дня.
- участие в проведении спортивных общешкольных праздников и праздников по параллелям.
- выявление и поощрение лучших спортсменов школы.

        Состав спорткомитета: председатель и члены спорткомитета (организаторы соревнований, арбитры по различным видам спорта), физорги классов.

Отдельным проектом является  творческое объединение младших школьников  «Цветик-семицветик». Основные задачи объединения:

1.Развитие творческих интересов, способностей и дарований в процессе сотрудничества и сотворчества со взрослыми;

2. Формирование интереса к изучению истории родного края, культуры и быта, традиций;

3. Научить детей сотрудничать в коллективе.

4. Формировать навыки культуры общения, товарищества, милосердия, доброжелательности, умение сопереживать, прийти на помощь.

«Цветик-семицветик» - это длительная ролевая игра, которая проходит под девизом: «Цветик-семицветик» пусть ярче горит, скучать и грустить никому не велит»,  суть которой в путешествии классов по островам, заливам, долинам и горам. Во время путешествия они побывают на Острове эрудитов, Море творчества, Площади Победы, в Долине чудес, в Заливе добра и тепла, на Реке здоровья, на Скале раздумий. Слайд 6.

        На каждом привале их ждут коллективные творческие дела, беседы, лектории, встречи с интересными людьми, игры на развитие умственных и творческих способностей, праздники, утренники, конкурсы, викторины и многое другое. В школе создан отряд вожатых, добрых, отзывчивых, энергичных и творческих  ребят, которые с удовольствием играют с малышами.    

  1. Организация деятельности Академического совета

Руководит всей работой Академический совет, который

  1. Координирует деятельность всех кафедр и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу.
  2. Организует дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
  3. Устанавливает шефство старшеклассников над малышами, учащихся над ветеранами, инвалидами.
  1. Рассматривает и утверждает положение, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в классах.
  1. Организует выпуск школьных газет.
  2. Организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги.
  3. Утверждает состав делегации учащихся школы на городские мероприятия.

       В состав Академического совета входят все руководители подразделений кафедр.

Руководит советом  Президент – глава  «Академии творчества».

Президент:

  1. Обеспечивает согласованность действий всех органов ученического самоуправления.
  2. Координирует деятельность кафедр.
  3. Следит за соблюдением правил организации деятельности всеми участниками, в том числе взрослыми кураторами.

Самоуправление в классах во многом повторяет общешкольное самоуправление, но отличие в объеме и масштабах работы, кроме того, ребята часто планируют и проводят работу, которая интересна конкретно этому классу.

Собрание класса:

  1. Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
  1. Рассматривает и утверждает план работы класса.
  2. Выбирает совет класса и направляет своих представителей в школьные органы самоуправления.
  3. Заслушивает отчет о выполнении решений класса отдельными учениками.

       Любой учащийся школы  имеет возможность участвовать в работе любой кафедры, войти в состав Академического совета, а также занять должность в классном самоуправлении.

Представители школьной Академии (в лице ее Президента),  руководители кафедр входят в состав совета школы, имеют право представлять интересы школьников на заседаниях педагогического совета.

Работа школьного самоуправления строится на основе перспективного (на каждую четверть) планирования в виде календаря коллективных творческих дел (КТД). 

Разнообразная творческая деятельность, направленная на приобретение воспитанниками социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации, организуется на уровне класса и по параллелям. Такая деятельность позволяет вооружить учащихся, опытом эмоционально-ценностных переживаний и социально ценных отношений. Формы работы варьируются в соответствии с возрастом: для младших – разнообразие игровой деятельности, для подростков – формы состязаний, позволяющие самоутвердиться каждому, узнать себя и повысить самооценку, для старшеклассников – это интеллектуальные диспуты, беседы о любви, о выборе жизненного пути. Воспитательные воздействия на уровне класса всегда эффективнее, потому что позволяют дойти до каждого, предоставить возможность каждому самореализоваться. А  межклассная воспитательная деятельность способствует созданию общего коллектива детей одного возраста и расширяет рамки коммуникаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная « Академия творчества» Учебная кафедра Кафедра искусства Кафедра социальных технологий Спортивно-оздоровительная кафедра

Слайд 2

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ АКАДЕМИЕЙ ТВОРЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИЙ СОВЕТ Президент Совет кураторов Учебная кафедра Ученый совет Председатель Клуб интеллектуальных игр Администратор Кафедра искусства Спортивно-оздоровительная кафедра Мастерская интересных дел МИД Директор Старостат Председатель Творческий дом «Созвездие» Руководитель Кафедра социальных технологий Отдел воспитания Руководитель Олимпийский комитет ШОК Председатель Служба правопорядка Начальник Пресс-центр Шеф-редактор Активы классных коллективов Школа актива

Слайд 3

Учебная кафедра Учебно-познавательное творчество Формы деятельности Мероприятия: - конференции; - олимпиады; - предметные недели; - проекты; - экскурсии. Клубы, кружки, объединения: - предметные - нтеллектуально-игровые ; - компьютерные. Ученый совет Председатель Клуб интеллектуальных игр Администратор Фестиваль проектной деятельности Проектно-исследовательское объединение Предметные школы Олимпиады, конкурсы Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» «Маленькие академики» 1-4 классы Калейдоскоп открытый День творчества начальной школы Игра «Школьная кампания» День экономических наук Городская конференция НОУ Дистанционные олимпиады Курчатовские чтения Школа Пифагора Экономическая школа Фестиваль «Школьное созвездие». Торжественное подведение итогов работы Лингвистический турнир День филологических наук

Слайд 4

Кафедра искусства 19.09.2012 Культурно-эстетическое творчество Формы деятельности Студии, мастерские: - театральная; - изо; - танцевальная; - музыкальная; - школа экранных технологий. Мероприятия - спектакли; - выставки; - конкурсы; - фестивали; - концерты; - гостиные. Творческий дом «Созвездие» Руководитель Мастерская интересных дел МИД Директор Литературно-музыкальная гостиная «Наш вернисаж» Выставка творческих работ Литературный альманах Фестиваль сказок «Дорогами добра». Театральная гостиная Вечер солдатской песни Заключительный фестиваль творчества «Школьное созвездие». Отчет творческих объединений Конкурс «Мисс школы» и «Мистер школы» День Валентина Вахта Памяти Школьная игровая компания «День благодарения учителей» Последний звонок.

Слайд 5

Кафедра социальных технологий Общественное творчество личности Формы деятельности Клубы, советы объединения: -академический совет; -гражданский форум; - школьная газета; - радиостудия - ШИК; - клуб деловых игр Мероприятия: - конференции; - ролевые игры; - деловые игры; - круглые столы; - экскурсии; - рейтинговая система. Отдел воспитания Руководитель Пресс-центр Шеф-редактор Служба правопорядка Начальник «Школьная газета» «Школьное телевидение» «Биржа полезных дел» Школа актива «Школьная радиостудия» Конкурс «Мой класс, просто Ас» Конкурс «Ученик года» Старосты классов Классные редколлегии Организаторы классных дел Организаторы школьных КТД Творческое объединение « Цветик-семицветик » Старостат Председатель Активы классных коллективов

Слайд 6

Спортивно-оздоровительная кафедра Образ жизни как личное творчество Формы деятельности Секции, клубы Мероприятия: - туристические походы; - эстафеты; - традиционные игры; - показательные выступления; - соревнования. Городская спартакиада школьников Олимпийский комитет ШОК Председатель День здоровья «Папа, мама, я - спортивная семья» Школьные спортивные соревнования и праздники «Зарница – школа безопасности»

Слайд 7

Игра « Цветик-семицветик » Остров эрудитов Долина добра Скала раздумий Долина чудес Площадь Победы Море творчества Река здоровья

Слайд 8

Академический совет Координирует деятельность всех кафедр и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу. Организует дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе. Устанавливает шефство старшеклассников над малышами, учащихся над ветеранами, инвалидами. Рассматривает и утверждает положение, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в классах. Организует выпуск школьных газет. Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решение об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями. Организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги. Утверждает состав делегации учащихся школы на городские мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цель школы – формирование  высоконравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и обучающихся разных во...

Структура школьного самоуправления в малокомплектной школе.

В структуру школьного самоуправления "Школьное единство" входит президент, отдел "Учись учиться", отдел "Чистота и порядок" и отдел "Затейники"...

Структура Ученического самоуправления

Модель Ученического самоуправления...

Структура классного самоуправления

Структура классного самоуправления...

Структура школьного самоуправления

Представленная ниже модель самоуправления рассчитана на достаточно большой коллектив взрослых и детей, работаю­щих в тесном сотрудничестве.Деятельность школьного коллектива строится и осущест­вляется ...

Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.

В условиях демократизации школы учащихся должны иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих проблем, удовлетворение потребностей и  интересов в образовательном  процессе. Дл...