Программа по учебному предмету ансамбль флейт 4 -8 класс ФГТ
рабочая программа по музыке

Мартынова Анастасия Владимировна

Программа по учебному предмету ансамбль флейт 4 -8 класс ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ansambl_fleyt_4_-8_klass_fgt.docx166.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\SandoAV\Desktop\Библиотека 2019 - 2020уч.год\Мартынова А.В\Программы\Программы по ФГТ Мартынова 2019\специальность флейта 8 лет - копия.jpg

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ

Когалым  2019

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                                4

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                                        8

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                                   12

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                         13

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                                15

                        

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

VI.        Списки  нотной и методической литературы                                               17

- Список  нотной литературы;

- Список  методической литературы.

  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Духовые инструменты».

Программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  игры в ансамбле флейт  с 4 по 8 класс обязательной части учебной нагрузки. Флейтовый ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально – эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

План репертуара основывается на объективной оценке индивидуальных возможностей учащихся. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего материала: дуэты, различные переложения для исполнения на две или три партии, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

     Особо следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. Игра в ансамбле делает учащихся равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий даёт возможность выступления на разнообразных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. В ансамблях суммируется  всё то, чему ученик научился в музыкальной школе и в классе специальности, осуществляется практическое применение музыкальных знаний и инструментальных навыков, а также воспитывается коллективная творческая и исполнительская дисциплина.

Нельзя не  отметить целесообразность такого игрового состава, как «ученик и педагог». Помимо того, что подобное единение значительно стимулирует исполнительскую деятельность педагога, неоценимо воспитательное значение такого ансамбля и для учащихся. Дети чувствуют большую ответственность, играя наравне со своими педагогами и стараясь по своему исполнительскому уровню приблизиться к более высокой ступени.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет  пять лет (с 4 по 8 класс).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения/количество часов

4-8  классы

Количество часов (общее на 4 года)

Максимальная нагрузка

412,5  часов

Количество часов на аудиторную нагрузку

165  часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу

247,5  часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

Самостоятельная работа (часов в неделю)

1,5 часа

Консультации (для учащихся 4-8 классов)

8 часов

(по 2 часа в год)

Консультативные часы    являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к  контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и прочим мероприятиям.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Мелкогрупповая: два ученика или дуэт с преподавателем.

 Продолжительность урока - 45 минут.

        

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

•        развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

•        решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

•        стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

•        формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

•        развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

•        обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

•        приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

•        расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

•        формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста струнного  ансамбля.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 Основные методы и принципы, используемые для реализации программы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

       1.  Методы  устного   изложения   знаний   учителем   и   активизации

познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение,   беседа; иллюстративный метод;

      2.  Метод  закрепления  изучаемого  материала:  беседа,  частично – поисковый  метод, метод показа преподавателя;

       3. Методы самостоятельной работы учащихся по  осмыслению  и  усвоению нового материала: работа с  текстом, словарем музыкальных терминов, применение ИКТ;

       4. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: метод  упражнения, репродуктивный метод,  концертные выступления.

Для реализации программы, особенно на начальном периоде обучения, необходимо применение здоровьесберегающих технологий. Этой цели служит:  5.Игровой метод.

Работа  строится по принципу доступности и соответствует уровню интеллектуального развития ребенка и технической подготовки.  

Предложенные методы работы со струнным  ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на струнных инструментах.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для реализации данного курса необходимо иметь:

  • флейты
  • сборники ансамблевых произведений
  • фортепиано
  • пульты
  • метроном
  • музыкальный центр

II.  Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

1

Консультации (часов в год)

-

-

-

2

2

2

2

2

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом технических и художественных задач музыкальных произведений.

Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- подготовка  к  концертным  выступлениям;

- посещение  учреждений  культуры  (филармоний, лекториев, театров,  концертных  залов);

- участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и  других видах  культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения.

Учебный материал распределен  по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

В  ансамблевой  игре  так  же,  как  и  в  сольном  исполнительстве,  необходимо сформировать  определенные  музыкально-технические знания, умения владения  инструментом,  навыки  совместной  игры,  такие,  как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для струнного дуэта, переложений симфонических,  ансамблевых, и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара)  отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений ансамблевой музыки различных эпох;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

4 класс (1 год обучения)

На начальном  этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации данного этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 3-4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1 произведений (возможно по нотам). Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Примерный  репертуарный список:

Э. Келлер Ансамбль

Русская народная песня «Я на горку шла»

И. Шольц «Ария»

Г.Гендель «Серенада»

Ф.Девьен Дуэт № 9

5 класс (2  год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию;
  • умением грамотно и чутко поддерживать игру партнера;
  • совместно работать над динамикой произведения;
  • анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1 произведений (возможно по нотам). Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Примерный  репертуарный список:

Швейцарская Народная песня «Кукушка»

Ф.Девьен Дуэт № 6

Ф.Девьен Дуэт № 7

П.И. Чайковский «Сладкая Грёза»

Н. Бакланова «Хоровод»

6  класс (3  год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и инструментами. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 1-го и  2-го полугодия – зачет, 1 произведение (возможно по нотам).

Примерный  репертуарный список:

В. Ребиков «Вальс»

Э.Вальдтейфельд «Полька»

Г.Ф. Гендель Дерзость

7- 8 класс (4-5  год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Развитие музыкального мышления и средств выразительности, работа над агогикой. Воспитание артистизма и  чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце первого полугодия и в конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1 произведение (возможно по нотам).

Примерный  репертуарный список:

Я.Ванхаль «Престо»

Ф.Девьен Дуэт № 9

Ф.Девьен Дуэт № 10

Г. Пёрсел «Ария»

Я. Ванхаль «Адажио»

III. Требования к уровню подготовки  учащихся

По окончанию курса выпускник должен:

-владеть основными навыками игры в ансамбле;

-уметь читать с листа инструментальные партии (ансамблевые, оркестровые);

-понимать музыку, исполняемую как всем составом ансамбля, так и его группами;

-уметь находить в произведениях основу, подголоски, сопровождение, а также выстраивать интонационно чисто и ритмически грамотно не только свою партию (по горизонтали), но и совместно с остальными партиями (по вертикали);

 -понимать художественный образ произведения, своеобразие различных стилей, жанров, форм, характера исполняемой музыки;

-исполнять свою партию в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижёра;

-иметь достаточный объём пройденных произведений ансамблевой/оркестровой музыки;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года в  4 и 5 классе, в конце каждого полугодия с  6  по 8 класс. В 8 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости  проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формой аттестации  может  быть  контрольный  урок,  зачёт,  а также - прослушивание,  выступление  в  концерте  или  участие  в  каких-либо  других  творческих  мероприятиях.

По завершении изучения предмета  "Ансамбль" проводится итоговая аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" -  подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

Особое внимание следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (флейтовый дуэт) является формирование правильной постановки с инструментом при совместной игре  и эмоциональное  взаимодействие  обоих партнеров.

         Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения ансамблевой – оркестровой  музыки, так как слушание музыки развивает музыкальную наблюдательность, интеллектуальную активность, обостряет работу воображения, способствует пониманию тонкостей выразительных средств и воспитывает эстетический вкус учащихся.

        Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться  работа над звуковым балансом  партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

         Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

         Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

        Важной задачей преподавателя   должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры  становятся совместные регулярные репетиции  с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей на две партии (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для 3-4 исполнителей.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

С учетом того, что образовательная программа «Флейта» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством на инструменте - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль»  - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по  ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая  их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью фразировки, над общими штрихами  и динамикой (там, где это предусмотрено).

VI. Списки  нотной и методической литературы

1.Список  нотной литературы

Музыка для флейты  Ансамбли составитель Е.Зайвей 1тетрадь Санкт-Петербург 2004г.

Музыка для флейты  Ансамбли составитель Е.Зайвей 2тетрадь Санкт-Петербург 2004г.

В.П. Голиков Пьесы для солирующих духовых инструментов и ансамблей

Хрестоматия по камерному ансамблю выпуск 3 Классика XXI

Н. Мордасов Сборник ансамблей

Хрестоматия для флейты Ансамбли составитель Ю. Должиков

Сборники ансамблей составитель  И. Стучинская «Вдвоём веселее»

Популярные произведения «Шире круг» составитель Н.В. Нежинской

А. Диабелли – Я. Ванхаль Сочинения для дуэта Москва 2005г.

2. Список методической  литературы

1.        Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19

  1. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.
  2. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
  3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
  1. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956
  2. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
  3. Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно-практической конференции. М., 1997. С 45-47.
  4. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
  5. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
  6. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.
  7. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
  8. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М.,  1986. С. 65-81
  9. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
  10. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

18. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. 19. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

20. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979

21. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986

  1. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998
  2. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
  3. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
  4. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982
  5. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
  6. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982
  7. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
  8. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989
  9. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986
  10. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
  11. Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Ансамбль" ПО.01.УП.02.В.02

Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся 1-8(9) классов фортепианного отделения детской школы искусств....

Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"

Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...

Примерная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ (фортепиано / ФГТ / 3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (срок реализации 3 года)....

Программа по учебному предмету "Ансамбль" ФГТ

Дополнительная предпрофессиональная  программа в области музыкального искусства «Фортепиано» по предмету "Ансамбль"...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"...

Программа по учебному предмету ансамбль флейт 4-9класс ФГТ

программа  по учебному предмету ансамбль флейт 4-9класс ФГТ...

Программа по учебному предмету Ансамбль (флейта)

ПРОГРАММА по учебному предметуАнсамбль(флейта)...