Рабочая программа "Искусство. Музыка".
рабочая программа по музыке (6 класс)

Денисова Вера Борисовна

Рабочая  программа по  музыке для учащихся  6-х классов  составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).

3. Образовательной  программой образовательного учреждения;

 4. Положением о рабочей  программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», М.: «Дрофа», 2012г.  под редакцией   Т.И.Науменко, В.В.Алеев  и ориентирована на использование учебника «Музыка. 6класс», М.: «Дрофа», 2013г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx48.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

Рабочая  программа по  музыке для учащихся  6-х классов  составлена в соответствии с нормативными документами:

1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).

3. Образовательной  программой образовательного учреждения;

 4. Положением о рабочей  программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», М.: «Дрофа», 2012г.  под редакцией   Т.И.Науменко, В.В.Алеев  и ориентирована на использование учебника «Музыка. 6класс», М.: «Дрофа», 2013г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).

Цель курса:

 - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;

Задачи курса:

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

                                 

                              Общая характеристика учебного курса

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному  и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван  формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенность построения курса состоит в том, что  основная  школа  обусловлена спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога  с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

                       Место учебного курса в учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение музыки  в 6 классе в объёме  35 часов, в неделю-1час.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

                                   Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести  в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

                                       Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:

-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

                                                    Предметные результаты

Предметными результатами изучения музыки являются:

-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

                                                        Содержание учебного курса

Тема года: «В чём сила музыки»

Урок №1.  Наш вечный спутник

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Урок №2. Волшебная сила музыки

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.

Урок №3.  Единство музыкального произведения

В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Урок №4.  «Вначале был ритм»

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).

Урок №5. Диалог метра и ритма

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Урок №6. «Мелодия – душа музыки»

Мелодия – важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Урок №7. Что такое гармония в музыке

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

Урок №8. Два начала гармонии

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Урок №9. Красочность музыкальной гармонии

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения..

Урок №10. Какой бывает музыкальная фактура

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 – 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Урок №11. Тембры – музыкальные краски

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Урок №12. Соло и тутти

Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).

Урок №13. Динамика. Громкость и тишина в музыке.

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике.

Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной»  симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).

Урок № 14. Тонкая палитра оттенков.

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Урок №15. По законам красоты.

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы Лебедь из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.

Урок №16. «В чём сила музыки?»

Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков, связаного, плавного пения.

Урок №17. «Музыка радость нашей стала»

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?».

                                                  Тематический план курса

основные разделы

количество часов

1

Музыка души.

1

3

Как создаётся музыкальное произведение.

11

4

Чудесная тайна музыки.

3

В соответствии с надпредметой   программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как:

-самостоятельная  работа с текстом учебника, выделение главной и второстепенной информации;

-составление кластера;

-выполнение творческих  заданий, результатом которых являются панно выполненные индивидуально и коллективно;

Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока.

Содержание тематического планирования

Дата

6  а                

6  б

план

факт

план

факт

1.

1.

Наш вечный спутник – музыка.

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение  материального и духовного в жизни человека)

14.01

15.01

2.

2.

Волшебная сила музыки.

Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнообразие вокальной,  вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания  и формы. Интонационно-образная,  жанровая и стилевая основы музыкального искусства.

21.01

22.01

3.

3.

Единство

музыкального

произведения 

 

С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их

роль в создании музыкального

произведения (на примере

Антракта к III действию из оперы

«Лоэнгрин» Р. Вагнера).

28.01

29.01

4.

4.

«Вначале

был ритм» 

Урок изучения и

первичного

закрепления

новых знаний

Ритм в музыке – неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) их последовательностей. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма.

4.02

5.02

5

5.

«Диалог метра и

ритма»

Метр в музыке – порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ)

11.02

12.02

6

6.

«Мелодия

— душа

музыки»

Мелодия  —  важнейшее

средство музыкальной

выразительности. Мелодия

как синоним прекрасного.

Проникновенность

лирической мелодии в

«Серенаде» Ф. Шуберта.

Интонационная и временная основы музыкального искусства.

18.02

19.02

7.

7.

Что такое

гармония в

музыке?

Многозначность понятия

гармония. Что такое

гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной

гармонии в Прелюдии до

мажор из I тома «Хорошо

темперированного клавира»

И. С. Баха.

25.02

26.02

8.

8.

Два начала

гармонии  

Гармония как единство

противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная при-

рода музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

3.03

4.03

9

9.

Красочность

музыкальной гармонии.

Усиление красочности

музыкальной гармонии в

произведениях, написанных

на сказочно-фантастические

сюжеты. Мозаика красок и

звуков в «Шествии чуд

морских» из оперы «Садко»

Н. Римского-Корсакова.

Всегда ли гармонична

музыкальная  гармония.  

Что такое дисгармония?

Причины ее возникновения.

10.03

11.03

10.

10.

Какой бывает

музыкальная

фактура.

Фактура как способ

изложения музыки.

Различные варианты

фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной

записи в учебнике, с. 99 — 100).

Одноголосная, фактура

(на примере Первой

песни Леля из оперы

«Снегурочка»

Н. Римского-Корсакова).

Мелодия с сопровождением (на примере романса С.

Рахманинова «Сирень»).

17.03

18.03

11.

11.

Тембры.

Музыкальные

краски.

Выражение настроений окружающего

мира в музыке через тембры.

Характерность тембров  скрипки  (напримере темы Шехеразады из

симфонический сюиты «Шехеразада»

Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова);

виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении дл виолончели и фортепиано); флейты

(на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

7.04

8.04

12.

12.

Соло и тутти.

Сочетания тембров

Музыкальных инструментов.

Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и

изобразительные возможности

отдельных тембров и

тембровых сочетаний (на

примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Н. Римского-Корсакова).

14.04

15.04

13

13.

Динамика. Громкость

и тишина в музыке.

Выражение композиторами

звуков природы в

музыкальной динамике.

Динамические нарастания и

спады в Шестой «Пасторальной»  симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).

21.04

22.04

14.

14.

Тонкая

Палитра.

оттенков.

Выразительные возможности динамики в

литературе и музыке.

Роль динамических нюансов в создании

образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике

музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

28.04

29.04

15.

15.

По законам

красоты.

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере

пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла

«Карнавал животных» К. Сен-Санса).

Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и бла- городства художественного образа в Адажио

Т. Альбинони.

Созидание по законам красоты.

5.05

6.05

16.

16.

«В чём сила музыки?» (заключительный урок)

Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков, связаного, плавного пения.

12.05

13.05

17.

17.

Подводим

итоги «Музыка

радость нашей

стала»

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года:

«В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»;

«В чем причина долговечности искусства?».

19.05

20.05

 Планируемые результаты.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 6 класса обучающиеся должны уметь:

  • применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
  • продемонстрировать владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • аргументированно высказывать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.
  • определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
  • отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
  • проявлять навыкив вокально-хоровой деятельности - исполнение одно- двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

знать:

  • главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
  • имена, фото, основные произведения изученных композиторов, а также художественные особенности музыкальных стилей;
  • Методические пособия для учителя:
  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
  • 2. Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство 5-9 классы» Предметная линия учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой –М.: Просвещение, 2013.
  • 3. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М.: Просвещение, 2014 г.
  • 4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.
  • 5. Музыка 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2016.
  • 8. Комплекс уроков по музыке CD диск 6 класс.
  • 9. Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....