Рабочая программа "Искусство. Музыка". 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс)

Денисова Вера Борисовна

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: Т.И.Науменко, В.В.Алеев) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, 2010 г, авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010); концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx56.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: Т.И.Науменко, В.В.Алеев) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, 2010 г, авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010); концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования.

Цель программы – духовно-нравственное воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи:        

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
  • целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
  • умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;
  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

УМК:

Науменко Т.И. искусство: Музыка. 5 класс: учебник /Т.И.Науменко, В.В.Алеев.-3-е изд.стереотип.-М.: Дрофа, 2014.-191 с.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов , 1 час в неделю.

Содержание учебного предмета.

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства. Сформировать представления о песне, как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и литературы. Знакомство с жанром вокализ, кантата, опера, балет. Сформировать представление о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров.

1.Музыка рассказывает обо всем.

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Показать как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в трудную минуту. Проанализировать каким образом музыкальные звуки помогают дорисовывать поэтический текст. Помочь учащимся выбрать более вдумчивое отношение к жизни. Проследить каким образом музыка воздействует на человеческие чувства, мысли.

Слово и музыка

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»

Песня

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».

1.Песня — верный спутник человека.

2.Мир русской песни.

3.Песни народов мира.

Романс

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

1.Романса трепетные звуки.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

1.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.

1.Самый значительный жанр вокальной музыки.

2.Из чего состоит опера.

Балет

Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».

1.Единство музыки и танца.

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

1.Музыкальность слова.

2.Музыкальные сюжеты в литературе.

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни., разные искусства по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и тоже жизненное содержание. Проанализировать каким образом в музыкальном и изобразительном искусстве создают одни и тот же образ. Сопоставить произведения живописи и музыки. Ввести понятие «Музыкальный пейзаж».

Образы живописи в музыке

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».

1.Живописность искусства.

2.«Музыка — сестра живописи».

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».

1.Может ли музыка выразить характер человека?

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

1 «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов

2. «Льётся музыка, музыка, музыка…»

3. Пусть музыка звучит нам во благо.

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Контрольные работы.

1

Музыка рассказывает обо всем

1

2

Музыка и литература

10

1

3

Музыка и изобразительное искусство

4

Итого

34

1

Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Содержание тематического планирования

Дата

  5   а         5   б            

план

факт

1.

1.

Музыка рассказывает обо всём.

Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке.

Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения.

Методы наблюдения. Сравнения, сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

4.09

2.

2.

Песня – верный спутник человека.

Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева.

11.09

3.

3.

Мир русской песни.

О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях  (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова).

18.09

4

4.

Песни народов мира.

Для чего мы изучаем народную культуру других  стран  (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как  источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»).

В чем состоит своеобразие жанра песни без слов  (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).

25.09

5.

5.

«Романса трепетные звуки…»

Мир образов, запечатленных в звуках романса.

Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки).

2.10

6.

6.

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть  на Волге утес»).

Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва  «Отче наш» (на примере хорового 17.произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова).

9..10

7.

7.

Опера - самый значительный жанр вокальной музыки.

Опера – синтетический вид искусства.

Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений.

Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»).

16.10

8.

8.

Из чего состоит опера?

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» и  инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского - Корсакова  «Сказание о невидимом граде Китеже  и деве Февронии».

23.10

9.

9.

Единство музыки и танца.

Чем отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»).

Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф Шопена, соч17 №4).

6.11

10.

10.

Музыкальность слова.

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка. Развитие действия. кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях ещё пролог и эпилог.

13.11

11.

11.

Музыкальные сюжеты в литературе.

Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие.

Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».

20.11

12.

12.

Живописность искусства.

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца»,  Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке  (на примере хора О.Лассо «Эхо»).

27.11

13

.

13.

«Музыка – сестра живописи».

«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики  произведений живописи и музыки ( на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и  фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского).

Контраст в живописи и музыке (на примере  картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла  «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки.

4.12

14.

14.

Может ли музыка выразить характер человека?

Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского).

Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из

фортепианного цикла  «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

11.12

15

15.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов.

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…»

18.12

16

16.

«Льётся музыка, музыка, музыка…»

Понятие об эпизоде в музыке. Повторение знаний, понятий и определений. Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков.

25.12

17.

17

Пусть музыка звучит нам во благо.

Творческий отчёт о проделанной работе за год работе. Исполнение любых песен. Слушание понравившихся произведений.

25.12

По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:

  • содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
  • знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
  • знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
  • знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
  • выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
  2. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
  3. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
  4. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
  5. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
  6. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие

Список литературы

  1. Авторская программа «Музыка» В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2010-50с;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....