Разное воздействие музыки на людей (5 класс)
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Влияние музыки на настроение людей. Создание ситуаций эмоциональных переживаний на примере песен М.Матвеева "Матушка, что во поле пыльно?" и Ж.Бреля "Вальс"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: РАЗНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЛЮДЕЙ

Цели: показать на примере песен М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?» и Ж. Бреля «Вальс» влияние музыки на настроение людей; создать ситуации эмоциональных переживаний.

Музыкальный материал: «Матушка, что во поле пыльно?»                     М. Матвеева; «Вальс» Жака Бреля, «Школьная песня» Е. Крылатова,                     сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова (продолжение разучивания).

Дополнительный материал: репродукции картин П. А. Федотова «Сватовство майора» (1848) и В. В. Пукирева «Неравный брак» (1862).

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Вы убедились, ребята, что есть разная музыка: торжественная, бодрая, радостная, веселая, шуточная, которая вызывает в нас хорошее настроение, и грустная, печальная, тревожная. Но любая ли музыка, которую мы слушаем, способна взволновать нас, оказать на нас сильное воздействие? Несомненно, только та, которая нам понятна, созвучна нашим чувствам и мыслям.

2. Слушание двух остроконтрастных произведений: песен М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?» и «Вальс» Жака Бреля.

- Наиболее известными исполнителями этих произведений являются Л. Зыкина и Жак Брель.

3. Обсуждение после первичного восприятия музыки.

Вопросы:

Как повлияли на вас эти песни? Почему? Обратите внимание на средства музыкальной выразительности, на характер музыки, ее содержание, на выразительность минорной интонации (V-III ступени) и смену минора мажором.

4. Повторное звучание песни «Матушка, что во поле пыльно?».

На доску вывешиваются репродукции картин П. А. Федотова «Сватовство майора» и В. В. Пукирева «Неравный брак».

5. Отзыв о песне.

- О чём эта песня?

- Почему вы слушали ее задумавшись? (Поётся о тяжелой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям (выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка...» рассказывает не только о переживаниях дочери-невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.)

6. Работа по картине.

Обратите внимание на доску. Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.

Задание:

- Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.

(Жених — беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжелый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.

Невеста - мягкая женственность, изящество, очарование юности.

Горничная сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за ее судьбу.

Отец - угодлив, с готовностью отдает дочь за старого майора-дворянина.)

Вопросы:

- Почему отец с радостью выдает дочь замуж?

- Почему дворянин женится на купеческой дочери?

- Как художник подчеркивает богатство и роскошь купеческого дома?

Рассмотрите мелкие детали в картине. Какова их роль? Что они детализируют, конкретизируют, подчеркивают?

(Кошка — зазывает гостей. Вино и фужеры на стуле — не успели подготовиться к встрече гостя. Украшения невесты выставлены напоказ, чтобы похвалиться богатством. Стул - ножки стула выгнулись точь-в-точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего свое состояние майора)

- Как художник относится к происходящему? Почему вы так решили? (Художник иронизирует, подшучивает над героями.)

Чтобы понять чувства художника, обратимся к средствам выразительности.

  • Композиция картины.

Действие «идет» следующим образом: майор —>сваха —> отец                —> дочь —> прислуга; герои размещены так, чтобы каждый был связан с соседями. Фигуры расположены симметрично по отношению к центру, как, впрочем, и украшения, и планировка комнат.

- Найдите центр картины. Чья фигура выбивается из центра, из симметричного построения? (Дочь, которая в порыве бежит к «спасительным» дверям, ведущим в глубину комнаты.)

- Найдите парную фигуру, которая дублирует (повторяет) движение невесты. (Сваха, но её действие как будто противоположно «убеганию» невесты. Но это лишь подчеркивает иронию автора: «убегание» не всерьёз, сваха и невеста объединены общим действием - вводят майора извне.)

  • Движения героев.

Попробуйте найти героев, повторяющих движения друг друга. (Мать-майор, отец-кухарка, прислуга, невеста-сваха.)

  • Такое закономерное чередование элементов называется ритмом. Благодаря ему герои картины находятся в движении, как бы оживают. Мы без труда находим главных действующих лиц. Так художник с помощью средств художественной выразительности не только раскрывает тему, но и доносит до зрителей собственное отношение к этому явлению, свою идею.
  • Федотов часто сопровождал чтением стихов демонстрацию (показ) своих картин. Такие стихи называли в то время рацея (устар., длинное наставление, читать рацеи кому-нибудь. С. И. Ожегов).

Честные господа,

Пожалуйте сюда!

Милости просим,

Денег не спросим:

Даром смотри.

Только хорошенько очки протри.

Начинается,

Починается

О том, как люди на свете живут,

Как иные на чужой счет живут,

Сами работать ленятся, -

Так на богатых женятся.

Вот сам хозяин - купец.

Денег полон ларец.

А вот наша невеста -

Не найдет сдуру места:

«Мужчина чужой!

Ой, срам-то какой!»

А вот извольте посмотреть,

Как наша пташка собирается улететь:

А умная мать

За платье хвать!

- Вернемся к музыке.

Вопросы и задания:

  1. Какие средства музыкальной выразительности используются в песне «Матушка, что во поле пыльно?»
  2. Сколько действующих лиц? А исполнителей? Почему композитор построил песню в форме диалога (разговора) матери с дочерью? (Это придает ей особо драматический характер.)
  3. Сколько музыкальных интонаций в песне? (Две. Встревоженная, порывистая, вопросительная, взволнованная интонация характеризует дочь. Успокаивающая интонация слышна в ответе матери.)
  4. Что происходит с темпом? Какой прием развития использует композитор?
  5. Определите лад и звуковедение, форму построения в музыке. (Переменный лад: минор, мажор; легато; куплетная.)
  6. Похожа ли песня на русскую народную?
  7. Почему композитор использует эти средства выразительности? (Чтобы глубже передать содержание и своё отношение к происходящему.)
  8. Удалось ли музыке изменить ваше настроение, ваши чувства?

В 1848 г. в сентябрьском номере «Отечественных записок» был опубликован небольшой рассказ Ф. Достоевского «Елка и свадьба». Герой рассказа - чиновник в больших чинах Юлий Мастако- вич начинает ухаживать за маленькой девочкой, узнав, что она дочь откупщика-миллионщика, пугая бедное дитя до слёз. Рассказ написан от первого лица, и завершает его Достоевский нечаянно увиденной им свадьбой: «Несколько лет «почтенный чиновник», как хищник, стерег свою добычу. И, наконец, настиг её».

А судьба Ларисы из «Бесприданницы» А. Островского (к/ф «Жестокий романс») трагически заканчивается тоже из-за брака по расчету, которым любимый ею Паратов намерен укрепить своё состояние.

- Обратите внимание на репродукцию В. В. Пукирева «Неравный брак». Скажите, какое из произведений, на ваш взгляд, созвучно с песней             М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?».

И песня совершенно другая по характеру. Послушайте «Вальс» Жака Бреля в исполнении автора, одного из талантливейших шансонье Франции.

7. Слушание песни «Вальс» Ж. Бреля.

1) Объяснение значения терминов (записаны на доске).

  • Шансон (франц, chanso) франц, песня - народная, проф. полифоническая XV-XVI вв., а также современная эстрадная (из репертуара шансонье}-, шансонье (франц, chansonier) - французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, как правило, сам сочиняющий и слова, и музыку исполняемых им песен.
  • Вальс (от нем. walzer, бальный танец (прокатывать), вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными - рождался вальс. Музыкальный размер 3/4, реже 3/8, 6/8. (Значение терминов учащиеся записывают в тетрадь.)

2) Повторное слушание.

- Что необычного услышали?

Наиграть вступление.

3) Обсуждение «Вальса» Ж. Бреля.

- Какой мотив напоминает? (Мотив старинного вальса, исполняемого на шарманке.)

- Какую особенность заметили в произношении текста при пении? (Быстрое произнесение слов - скороговорка.)

- Что повлияло на характер музыки? (Средства музыкальной выразительности. Вальс французский. Отсюда и характерные национальные черты: изящество, особая танцевальная форма, легкость. Быстрое произнесение слов - влияние французской разговорной речи.)

Есть такое выражение: «закружился в вальсе». Именно вальс Ж. Бреля может закружить.

...Вальс можно танцевать на два «па», можно на четыре, а можно на 10, 15, 20, 100... Вот тогда хорошо всем! Тогда кружится весь Париж!

А начинает свой вальс Ж. Брель очень просто, словно нарочито подчеркивает, что он певец улицы, певец площади, певец простого народа, и перед тем, как он запоёт, в оркестре прозвучит, совсем как будто на шарманке, начальный мотив старинного вальса. А потом. .. Следите, что будет потом... (продолжение слушания).

- Какое настроение у вас вызвал вальс?

- В чём секрет Ж. Бреля? (Великолепное мастерство Бреля- певца. Музыкальный образ вальса, полного неукротимой жизненной энергии.)                (См. Приложение 22)

II. Вокальная работа.

- Продолжим работу над песней «Школьная песня» Е. Крылатова.

1. Исполнение песни учащимися.

2. Отработка вокально-певческих навыков: плавное звуковедение, «полетность» звука, точное интонирование ч4, б3, поступенного движения, вводных звуков, четкое произношение согласных звуков на конце фраз, фразировка.

III. Итог урока.

- С каким настроением вы уйдете с урока?

- Почему нам понятно и близко музыкальное содержание песни, написанной на иностранном языке?

- Нужен ли перевод настоящей музыке?

- Мастерство композитора и заключается в том, насколько он способен выразить мысли и чувства многих людей и передать их музыкальными средствами. Действительно талантливая музыка не нуждается в переводе, не знает ни территориальных, ни временных границ. Она общечеловечна и бессмертна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ"

Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли ...

Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка

Консультация для педагогов о влиянии музыки в процессе игры на организм ребенка....

Радиопередача «Воздействие музыки на человека».

Эту мою методическую разработку я рекомендую использовать 1 Октября, в День музыки....

Импровизация и форма движения под воздействием музыки (исследование с точки зрения качества)

Импровизация и форма движения под воздействием музыки (исследование с точки зрения качества)...

" Сила воздействия музыки на человека"

сила воздействия музыки на человека...

Конспект урока "Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории". 6 класс.

Показать учащимся, как песня проявляла себя в переломные моменты истории....

Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка».

Методическая разработка на тему: «Лечение музыкой. «Благотворное воздействие музыки на ребенка»....