Сила героической интонации (6 класс)
учебно-методический материал по музыке (6 класс)

Способствовать восприятию учащимися музыки Л.Бетховена, ее могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий, - "через борьбу - к победе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сила героической интонации94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

СИЛА ГЕРОИЧЕСКОЙ ИНТОНАЦИИ

Цель: способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий, - «через борьбу - к победе!».

Музыкальный материал: I часть 5-й симфонии Л. Бетховена; «Песня о дружбе», муз. В. Иванова, сл. В. Потоцкого.

Ход урока

Безумная любовь моя, Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень...

П. Михня

Это симфония

нависшего над человечеством рока

и напряженного сопротивления ему.

А. Луначарский

Работа по теме урока.

1. Беседа о значении музыки Л. Бетховена.

- На уроках музыки в этой четверти мы уже говорили о влиянии симфонической музыки на людей.

- О каком произведении я сейчас упомянула. Кто его автор? (Симфония № 6 «Патетическая» П. И. Чайковского.)

Мы говорили также о том, что только настоящее, большое искусство, искусство больших мыслей и глубоких чувств способно пробудить в человеке его лучшие качества. Сегодня наш урок посвящен великолепному образцу такого искусства - 5-й симфонии Л. Бетховена.

Имена Чайковского и Бетховена часто ставят в один ряд и связывают друг с другом. Николай Яковлевич Мясковский написал статью, так и назвав её: «Бетховен и Чайковский». Он утверждал, что главное в творчестве обоих гениальных музыкантов заключалось в том, что оба они своей музыкой «покоряли массы». В 5-й симфонии Бетховена, так же как и в 6-й симфонии Чайковского, можно услышать настойчивое, целеустремленное движение к свету. Подчас не просто движение к свету, а напряженная, мучительная борьба за свет. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой», - говорил сам Бетховен. Его девиз - «Через борьбу - к победе!» — очень четко выражен в Пятой симфонии. В ней - картины напряженных боев во имя той светлой жизни, мечта о которой всегда живет в людях и которую они сами хотят создать.

На доске портрет Людвига ван Бетховена (1770-1827 гг.) 

«Люди сами строят свою судьбу!» - утверждал Бетховен.

Всему миру известно имя чешского писателя и журналиста, неутомимого борца против фашизма Юлиуса Фучика, казненного гитлеровскими палачами во время второй мировой войны. Верным и добрым союзником мужественных чешских антифашистов, продолжавших борьбу даже в заточении, была песня. «Мы поём, — писал Фучик. - Поём, когда нам взгрустнется, поём, когда выдается солнечный денек, песней провожаем товарищей, с которыми, наверное, никогда не увидимся, песней приветствуем добрые вести с Востока, поём для утешения и поём от радости, как люди поют испокон веков и будут петь пока существует жизнь. Без песни нет жизни, как нет её без солнца». Рядом с песней был Бетховен! Вот что написал своим родным за несколько дней до казни Фучик - человек, которого всегда наполняла радость, согревавшая всех, кто с ним соприкасался: «...верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живет во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена». А раньше в его дневнике, чудом сохранившемся и дошедшем до нас, он писал: «Сегодня 1 мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать... Какое счастье... снова хотя бы на минуту стать коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира! Не ждите рассказа о развевающихся знаменах... Утренний привет из соседней камеры: оттуда выстукивают два такта из Бетховена, торжественнее, чем обычно, и стены передают их тоже в ином, необычном тоне».

- Что же это за «два такта из Бетховена», которые поддерживали дух заключенных чешских борцов? Это первые два такта, которыми начинается знаменитая Пятая симфония Бетховена. Тот самый мотив из четырех нот, про который сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Всю симфонию, все её четыре части пронизывает этот мотив - её главная интонация.

- Я наиграю две интонации из симфонии - интонации судьбы и интонации героя. Послушайте их:

Быстро, энергично

Энергично

- Сравните интонации. Что в них общее и что отличается? Какой из двух мотивов способен поддержать человека в тяжелую минуту?

- Вы видите, как из одного зерна-интонации вырастают два разных мотива - возвышающий и угнетающий. Каким образом композитор достигает этого? В чем его мастерство?

2. Слушание I части 5-й симфонии Л. Бетховена.

3.Отзыв о музыке Пятой симфонии Л. Бетховена.

- Почему узники фашистской тюрьмы обратились именно к Пятой симфонии? Чем она для них была?

Девиз жизни и творчества композитора - «через борьбу — к победе!» означает: побеждает тот, кто сражается.

Вера Л. Бетховена в жизнь, в победу удивительная. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы столько ударов: безрадостное детство (пьяные оргии отца, болезнь и смерть любимой матери, опостылая служба с одиннадцати лет), постоянные неурядицы, потеря друзей и, наконец, самый страшный удар - глухота. Чтобы понять всю меру несчастья глухого композитора, достаточно представить себе слепого художника. Но Л. Бетховен не сдавался. Он сочинял музыку. И какую! «Аппассионата», Пятая, Девятая симфонии и т. д. В самый трудный час он писал: «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». Жизнь подтвердила девиз композитора. Он сражался и победил. Победил потому, что сражался.

Р. Роллан писал: «Он - самый лучший, самый боевой друг всех, кто страдает и борется».

Я прочитаю вам высказывания ваших сверстников о восприятии ими музыки Пятой симфонии:

«... Музыка сначала затихает, потом налетает, как ураган. Она как бы стучит в барабан и всем говорит: «Не бойтесь! Правда и добро победят! Только не опускайте рук и сражайтесь за свое счастье!»

«... По-моему, эта музыка написана о человеке, который находился в опасности. Он вспоминает свое детство. В сумрачный музыке наступает просвет, словно солнце выглянуло из-за туч».

- А как вы воспринимаете музыку Пятой симфонии Л. Бетховена? Какое воздействие оказывает она на вас?

- В чем сила музыки Л. Бетховена? Напишите в своих тетрадях.

4. Повторное слушание симфонии.

5. Разучивание «Песни о дружбе» В. К. Кириллова.

- Песню, которая сейчас прозвучит, написал белорусский композитор Валерий Кириллович Иванов для кинофильма «Тихие троечники». Послушайте её.

Звучит в исполнении учителя.

- Что вы можете сказать о содержании, характере песни, особенностях её мелодии и ритма?

- Какие слова выделяет композитор в каждой фразе и как он это делает?

Разучивание по фразам.

II. Итог урока.

«Музыка симфонии так могуча и так сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!» - Д. Б. Кабалевский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сила тока. Напряжение" 8 класс

Учебно-методическое пособие для контроля знаний по теме "Сила тока. Напряжение" в 8 классе. Представлены 4 варианта тестов для кратковременной работы....

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «Сила. Решение задач».7 класс.

Цель урока: систематизировать и закрепить полученные знания по теме «Сила», совершенствовать умения решать задачи....

Викторина по физике "Архимедова сила. Плавание тел"(7 класс)

Данная разработка выполнена в виде презентации. Может использоваться при проведении внеклассных мероприятий и декады физики, а также как обобщающе-повторяющий материал....

Практическая работа "Определение подъемной силы соснового бруска". 7 класс

В ходе изучения темы  «Сила Архимеда»  ученикам предлагается решить задачу  по определению подъемной силы сосновых брусков.  Необходимо определить – выдержат ли бруски плюшев...

Урок "Обобщение материала по теме "Силы в природе". 7 класс.

Рекомендуется провести урок-обобщение материала по теме Силы в природе" с использованием  данной презентации....

Презентация к уроку Силы. Равнодействующая сил. Сила трения. Физика 7 класс

Презентация к уроку Силы. Равнодействующая сил. Сила трения. позволяет провести проверочную работу...

Предложение, порядок слов в предложении, интонация (8 класс)

1. Предложение как единица синтаксиса2. Виды предложений по цели высказывания3. Порядок слов в предложении4. Особенности интонации в предложении...