Жизненное содержание и форма музыкальных произведений (7 класс)
учебно-методический материал по музыке (7 класс)

Понятие симфонии, как музыкальной формы, области ее применения на примере "Симфонии № 40" В.А. Моцарта

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: ЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Цели: дать понятие «симфонии» как музыкальной формы, области ее применения на примере «Симфонии № 40» В. А. Моцарта.

Музыкальный материал: «Симфония № 40» В. А. Моцарта, «Облака», сл. и муз. В. Егорова.

Ход урока

Среди других жанров большая

симфоническая музыка стоит

как бы первой среди равных. Она

 насыщена наиболее глубоким

содержанием и является владычицей

музыкального царства.

Д. Шостакович

I. Объяснение нового материала.

- С фрагментами симфонических произведений мы встречаемся давно. Вспомним «Симфонии № 4, № 6» П. И. Чайковского, «Симфонию № 5»                            Л. Бетховена, «Симфонию № 7» Д. Шостаковича.

- Что такое «симфония»? Почему композиторы обращаются к этому жанру? На эти и другие вопросы мы ответим сегодня на уроке.

Симфония (в переводе с греческого означает «созвучие») - произведение для симфонического оркестра. Жанр симфонии зародился более 2-х столетий тому назад. Основателем классической симфонии стал австрийский композитор Иозеф Гайдн. Он придал симфонии стройную форму и закрепил за ней 4 части.

I часть симфонии - быстрая, активная, чутко откликается на противоречие и контрасты.

II часть - исполняется в свободном темпе. Это центр симфонии.

III часть - оживленная, изображает жизненные ситуации, «игровой и танцевальный досуг человечества».

IV часть - финал - звучит как итог, чаще всего жизнеутверждающий, со стремлением вперед.

В симфонии композитор может выразить всю глубину чувств, передать душевную борьбу.

Знаменитый русский композитор и ученый С. И. Танеев отметил, что если бы на Земле появились жители с других планет, которым надо было бы за один час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Л. Бетховена.

Мировую известность приобрели симфонии И. Гайдна, В. Моцарта, П. Чайковского, А. Бородина, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева.

На этом уроке и следующем мы обратимся к «Симфонии № 40»                  В-A. Моцарта.

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт,

Музыкой я несказанно обласкан,

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья.

                                                 В. Боков

Симфония соль-минор (№ 40) написана композитором в период расцвета его таланта, после создания опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

Моцарту шел тогда 33-й год. В этот период условия жизни композитора были особенно тяжелыми, семья его жила в бедности, ему доводилось исполнять частные заказы. Он работал дни и ночи напролет, обгоняя время, стараясь преодолеть возрастающую физическую усталость, преодолевал тысячи преград и сомнений.

За шесть недель он закончил три симфонии, среди которых была и симфония соль-минор.

Внешне симфония написана просто: I часть - аллегро, II часть - анданте, III часть - менуэт, IV часть - стремительный финал.

Но если внешняя сторона достаточно проста, то внутреннее содержание богато, сложно и широко развито. Слишком сложная для любителей легкой, развлекательной музыки, затрагивающая очень глубокие, драматические, даже трагические чувства человеческой души, эта музыка многим казалась странной, непонятной. Моцарт, в детстве познавший успех всемирной славы, постепенно становится почти забытым музыкантом. Но его душа продолжала оставаться поэтической, он по-прежнему стремился к счастью, гармонии человеческих чувств и мыслей.

В центре внимания в творчестве Моцарта - Человек, его счастье, уважение к человеку.

II. Прослушивание и обсуждение симфонии соль-минор                                № 40 Моцарта.

Давайте обратимся к музыке. Она расскажет сама.

Итак, I часть. Обратите внимание на темы I части:

Экспозиция. Первая (главная) тема.

Вторая (побочная) тема.

Струнные (дерев. дух.)

- Знакомы ли они вам? В чем заключается их контраст? Сравните лад, размер, интонации. Дайте словесную характеристику каждой (главная тема - нежная, лиричная, с некоторым оттенком печали; побочная - чистая, светлая).

Слушание экспозиции в грамзаписи.

- Какая тема имеет преобладающее развитие в разработке? (Главная. Она постепенно наталкивается в своем развитии на драматические препятствия. Смягчается лишь при появлении побочной темы.)

- Как появляется реприза? Чем она отличается от экспозиции? Обратите внимание на лад побочной темы. Есть ли в музыке контрасты? Что это означает?

Слушание I части «Симфонии № 40».

- Оставила ли в вашей душе полный покой эта музыка? (Нет, что вызывает потребность в дальнейшем движении, в дальнейшем ее развитии.)

II часть.

Познакомить с началом главной темы.

Пропеть начало главной темы.

- Куда стремится мелодия? Какое настроение она создает?

Слушание II части «Симфонии № 40»

- Сравните ее с другими мелодиями, которые вы услышите в этой части. Какие между ними соотношения (контраст, конфликт или еле заметный контраст)? («Столкновение» контрастов, объединенное в целом движении к общей цели.)

Музыка доходит моментами до драматически напряженного, почти трагического звучания. Две темы из I части здесь в том или ином-виде сопутствуют друг другу в их общем развитии.

Трехчастная форма.

Внимательно послушайте фрагменты стихотворений. Которое из них больше подойдет к каждой их этих двух частей?

(Фрагменты прилагаются к следующему уроку.)

Знакомство с другими двумя частями мы продолжим на следующем уроке.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма музыкального произведения (рондо).

открытый урок по теме "Форма музыкального произведения".  Описание хода урока....

доклад "Освоение музыкального произведения в классе фортепиано"

В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением,  успех которой зависит от  организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...

Содержание и форма художественного произведения

Короткий теоретический материал о форме художественного произведения....

Презентация на тему: "Развитие аналитических способностей учащихся при работе над формой музыкальных произведений"

В жизни нас окружают предметы разнообразной формы. Яблоко, апельсин, солнце - круглые; дома, машины - квадратные или прямоугольные и т.д. Музыкальные произведения тоже имеют форму, только не визуальну...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...