Конспект урока музыки "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Подробный план-конспект урока поможет не растеряться, грамотно провести урок. Подобраны все виды народных песен.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Учитель: Балобанова Светлана  Леонидовна.

Класс: 4

Тема урока: "Ты откуда русская, зародилась, музыка?"  Жанры русских народных песен.

Цель урока: 

  • Рассказать, как создавалась русская народная песня.
  • Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен.
  • Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать  развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
  • Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
  • Воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ

Знать:

содержание понятий – русская народная песня, жанр.

Уметь:

  • вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.
  • определять на слух жанры народных песен.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

познавательные:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию;

коммуникативные:

  • адекватно отвечать на поставленный вопрос;
  • работать в паре и группе;
  • участвовать в невербальном диалоге (с помощью танца (движений), игры на музыкальных инструментах);

регулятивные:

  • устанавливать последовательность действий по выполнению заданий;
  • контролировать выполнение задания;
  • оценивать результат и планировать дальнейшее его развитие.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • проявлять интерес к учебной теме;
  • проявлять позитивное отношение к чувствам и мнению других, и готовность к сотрудничеству;
  • осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию учебной темы.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • методы слуховой наглядности (звукозапись, показ голосом);
  • метод зрительной наглядности (ритмическая партитура, показ движений танца);
  • словесные (беседа, диалог, разъяснение);
  • практические (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмическая и пластическая деятельность).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • р. н. п. «Как у наших у ворот»;
  • колыбельная «Серенькая кошечка»;
  • трудовая песня «Эй, ухнем»;
  • игровая песня «Дрема»;
  • р. н. п. «Светит месяц»;
  • р. н. п. «Во поле береза стояла»;
  • р. н. п. «Солдатушки, браво  ребятушки»;
  • лирическая песня «У зари-то, у зореньки».

ОБОРУДОВАНИЕ: классная доска, фортепиано, баян, компьютер, проектор.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • участвовать в музыкально игре «Дрема»;
  • определять жанр народных песен;
  • научиться водить хоровод;
  • поиграть на музыкальных инструментах;
  • определять на слух музыкальные интонации в новых и ранее изученных произведениях;
  • исполнять вокальные фрагменты;
  • устно отвечать на вопросы.

СТРУКТУРА УРОКА:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Время

I

Организационный момент

Р. н. п. «Как у наших у ворот»

3

II

Певческая деятельность

Распевание и дыхательная гимнастика

«Раскачайте меня, разбаюкайте»

15

Работа над песней

Колыбельная «Серенькая кошечка».

III

Музыкально-слушательская деятельность

Трудовая песня «Эй, ухнем»

2

IV

Музыкально-дидактическая игра «Дрема».

Игровая песня «Дрема»

5

V

Инструментальное музицирование.

Р. н. п. «Светит месяц»

5

VI

Музыкально-ритмическая деятельность

Р. н. п. «Во поле береза стояла», «Солдатушки, браво ребятушки»

10

VII

Музыкально-слушательская деятельность

Р. н. п. «У зари-то, у зореньки»

3

VIII

Обобщение

Рефлексия

Р. н. п. «Как у наших у ворот»

2

ХОД УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Задачи:

  • актуализировать знания детей по теме урока;
  • ввести детей в эмоциональную атмосферу урока.

Вход в класс  под р. н. п. «Как у наших у ворот».

Музыкальное приветствие (мелодия свадебной песни «Не было ветру»):

Здравствуйте, дети, доброе утро! Я рада вас видеть, урок начался!

У.: Скажите, сейчас звучала музыка народная или композиторская?

Д.: Народная.

У.: Почему вы так думаете?

Д.:  Русские народные инструменты, манера исполнения, слова, которые сейчас так не произносят, ритмические частицы «ой», «люли».

У. Правильно. Тема урока - "Ты откуда русская, зародилась, музыка?"  Жанры русских народных песен.

У.:  А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Песня – древний жанр вокальной музыки. В ней отражена жизнь и история русского народа. Песни создавались на протяжении многих столетий. Поэтически обаятельные и задушевные, они глубоко раскрывают в своем содержании внутренний мир  человека, являются примером высокой талантливости русского народа. Ребята, какие народные песни вы знаете?

Д.:  «Во поле береза стояла», «Ой, блины», «Калинка».

У.: Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Слово жанр – французское – обозначает исторически сложившийся вид, тип произведения в искусстве. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

II. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Распевание и дыхательная гимнастика.

Задачи:

  • подготовить певческий аппарат учащихся к пению;
  • исполнить колыбельную «Серенькая кошечка».

У.:  Давным-давно русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами. Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя… А первые годы жизни ребенок проводил в колыбели (зыбке) и с малых лет слышал колыбельные песни. Наверное, вы представляете звучание колыбельной песни?

Д.:  Да, оно должно быть негромкое, спокойное, убаюкивающее.

У.:  Сейчас мы с вами споем на одном звуке:  «Раскачайте меня, разбаюкайте». Поем мягко, напевно, тянем гласные, начиная с примарной зоны, потом по полутонам вниз.

2. Работа над песней:

Задачи:

  • разучить колыбельную песню;
  • следить за правильной певческой установкой;
  • учиться петь мягко, напевно, legato;
  • овладевать умением петь piano.

У.:  Чтобы убаюкать ребенка мать призывала на помощь голубей, Дрему, котика. Поэтому мы с вами разучим колыбельную про серенькую кошечку. Вот послушайте! Исполняю 1, 2 куплет.

Разучивание.

Певческая установка.  

У.: Сядьте, пожалуйста, как певцы. Спина прямая, ноги на полу под прямым углом, руки положите на колени, глаза на дирижера.

Послушайте первую фразу. Исполняю. Выстраиваю первый звук и трезвучие. Исполняем первую фразу. Слушаем вторую фразу.

Дети, одинаковые, различные или похожи эти две фразы?

Д.: Похожи, они одинаковые.

 Исполняем две первых фразы штрихом легато. Работаем над музыкальными фразами, большим дыханием. Исполняем легато третью и четвертую фразу. Следим за точным интонированием скачков на кварту и терцию. Окончания слов произносим мягко, одновременно и негромко. Выявляем сходство третьей и четвертой фразы. Исполняем весь куплет, а потом всю песню, стоя. Молодцы, ребятки.

III. МУЗЫКАЛЬНО - СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задачи:

  • актуализировать представления учащихся о жанрах народной песни;
  • раскрыть в процессе анализа музыкального произведения влияние тембра инструмента на содержание и характер музыки.

Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

Жизнь крестьян заключалась, прежде всего, в труде. По деталям, штрихам из народных песен можно судить о тяжести труда. Давайте послушаем трудовую песню «Эй, ухнем!». Какая эта музыка?

Д.: Сильная, мужественная, храбрая.

У.:  Есть ли в этой песне жалобы на тяжесть труда?

Д.: Нет. Люди преодолевают трудности, чтобы выжить.

Показ репродукции картины «Бурлаки на Волге».

IV. МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДРЕМА".

Следующий жанр народной песни – игровые. В старину каждая игра детей сопровождалась песней. Давайте и мы с вами сыграем в одну игру, которая называется «Дрема». Мне нужно несколько человек. Один из ребят говорит считалку – выбирает Дрему. Ребята встают в круг, Дрема -  в центр. Ходим по кругу, поем, а Дрема  выполняет движения по тексту. Потом Дрема закрывает глаза, кружится, выбирает другого. Они танцуют в центре круга.

V. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.

Задачи:

  • развивать ритмический слух и координацию движений;
  • совершенствовать умение играть на музыкальных инструментах.

У.:  Вечером, после работы люди собирались на гулянки, на вечерки. Там звучали плясовые, хороводные и лирические песни. Звучит плясовая песня «Светит месяц». Какое настроение у этой музыки?

Д.: веселое, радостное, хочется танцевать.

У.:  Какие русские народные инструменты вы слышали?

Д.: баян, гусли, балалайка, домра, ложки, бубны и т. д.

У.:  Сегодня мы создадим свой шумовой оркестр.

Учитель раздает ударные инструменты детям. Исполнение «Светит месяц» с постепенным вступлением треугольника, бубнов, ложек, металлофона.

VI. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задачи:

  • эмоциональная разрядка;
  • переход к следующему разделу урока.

У.:  Молодцы, дети. Давайте вспомним хороводную песню «Во поле береза стояла». Исполнение песни под аккомпанемент баяна.

У.: Какая эта музыка?

Д.: Плавная, красивая.

У.: Сейчас я попрошу несколько мальчиков и девочек выйти к доске, чтобы поводить хоровод.

 1. Разучивание:

У.:  Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Руки красиво опущены (Показываю мальчикам и девочкам положение кистей).

1 куплет – идем по кругу;

2 куплет  - идем в центр круга;

3 куплет — ударяем ребром правой ладони по левой (режем);

4 куплет — имитируем игру на дудочке.

2. Исполнение.

После разучивания движений под аккомпанемент баяна дети исполняют песню.

У.: Молодцы. Мальчики провожают девочек на свои места.

Еще одним видом народных песен являются солдатские песни. Давайте послушаем песню «Солдатушки, браво ребятушки», встанем рядом со своими местами и помаршируем. Звучит музыка. Очень хорошо, садитесь, пожалуйста. Вам понравилось?

Д.: Да.

VII. МУЗЫКАЛЬНО - СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Задачи:

  • закрепить знания детей о лирическом жанре народной песни;
  • раскрыть в процессе анализа музыкального произведения влияние тембра голоса на содержание и характер музыки.

У.: Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек». 

Прослушивание  песни «У зари-то, у зореньки» (жанр лирической песни).

Какое настроение у этой музыки?

Д.: Задушевная, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

VIII. Обобщение:

У.: Дети, что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д.: Есть разные виды песен, народных инструментов…

У разных песен свои особенности…

Жанр — это вид музыкального произведения…

Рефлексия:

У.: Давайте мы еще раз послушаем небольшой фрагмент русской народной песни, а ваша задача ее понять, а потом распределить цветные листочки на этом листе в соответствии с вашим настроением при слушании музыки.

Звучит р. н. п. «Как у наших у ворот». 

У.: Пожалуйста, выложите цвета на этом листе.

Если будут преобладать красный, желтый, зеленый и немного синего, значит урок прошел хорошо, детям он понравился.

У.: Спасибо за урок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...

Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс

Конспект урока "Ты откуда, русская,зародилась, музыка" 4 класс...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....