Главные вкладки

    Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течении урока ученики работают как в группе, так и самостоятельно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: « Морфологический разбор имени существительного».

    Цели урока.

    Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобрети знаний, развитие воображения.

    Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного.

    Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.

    Ход урока.

     

    I Организационный момент.

    Приветствие.

    II  Актуализация знаний.

    - Любите ли вы путешествовать?

    - Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.

    Слайд № 1.

    - А как вы понимаете слово «галактика»?

    (гигантская звездная система)

    -Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.

    -Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?

    Создание модели.

    Имя существительное

    Падеж      число    род    склонение   одуш./неодуш.    Собств./нариц.     Синтаксическая               роль

    - Это наша галактика. Это наши планеты.

    - А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники.

    (у рода, числа, склонения)

    III Формирование знаний.

    - Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?

     - Какова цель нашего урока?

    (повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно выполнять морфологические признаки имени существительного)

    - Справиться совсем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.

    - А эта модель будет нашим маршрутом следования.

    - Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?

    - Чтобы получить приглашение надо поработать с текстом.

    -Открываем тетради, записываем число, тему урока.( Слайд № 2)

    Слайд № 3.  Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.

    Космический         корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

    Проверка по слайду № 4.

    Космический         (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир.

    -Проверьте свое задание и если вы выполнили все верно, то поставьте себе оценку на полях карандашом.

    -Молодцы, все допущены к полету.

    Раздаются модели ракет.

    -Вы все являетесь капитанами своих кораблей. Подпишите их.

    -Все готовы к полету? На старт! Поехали!

    - Вот уже мы направляемся к галактике имен существительного. Перед нами звездное небо. (Слайд № 5)

    -Ребята, а почему одни планеты у нас одного цвета, а другие другого?

    (одни обозначают постоянные признаки , а другие непостоянные.

    -Почему они называются постоянными и непостоянными?

    (постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)

     

    - Почему эта планета е похожа на все остальные?

    (потому что она обозначает синтаксический признак, а те морфологические).

    -Каким членом предложения может быть имя существительное? (любым)

    -Итак, перед вами алгоритм выполнения морфологического разбора. Одно существительное мы разберем вместе, а одно вы разберете самостоятельно.

     -Существительное перед человеком разбирают самостоятельно.

    -Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

    Слайд № 6.

    (морфологический разбор существительного перед человеком)

     Физкульт. пауза. Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны причесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок.

    Книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита.

    IV Формирование умений, навыков.

    -Давайте запишем слова, на которые вы приседали.

    (Слайд № 7).

    Полет, звезда, спутник, Солнце, космос, планета, космонавт, галактика, метеор, орбита.

    -Почему слово «Солнце» написано с заглавной буквы?

    - Здесь есть слова, значение которых вам не сосем понятны. Некоторым из вас было дано  индивидуальное задание выписать значение некоторых слов из толковых словарей.

    Метеор - вспышка небесного тела(метеорный дождь(звездный)).

    Орбита – путь движения небесного тела(Земная орбита).

    Спутник – небесное тело, обращающаяся вокруг Земли(Луна-спутник Земли).

    Космонавт – специалист, совершающий полет в космическом пространстве.

    Звезда – небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.

    Солнце – небесное светило -  раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

    Задание: Составьте 3-4 словосочетания с этими словами (желающие несколько связных предложений).

    Слайд № 8.

    -С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы в следующий раз привезли  жителям этой планеты некоторые предметы.

    - Алена прочитай пожалуйста записку.

    Сахары, чернило, молоки, металлы, сметаны, бензины, ножница, брюка, очка, Саня, цементы, вермишели, ветчины и дрожа.

    -А что вы смеетесь?

    -А как надо правильно прочитать эти слова?

    -А в чем особенность этих существительных?

    -Распределите их на 2 группы.(2 ученика у доски)

    (сахар, молоко, металл, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина)

    (чернила, ножницы, брюки, очки, сани, дрожжи).

    V  Итог урока.

    -Ну что ж пришло время прощаться с жителями данной планеты и на прощание Рафаэль прочитает им стихотворение Р.Горской «Я мечтаю».

    Я мечтаю о звёздных полётах,

    Намечаю маршруты путей,

    Межпланетным я стану пилотом,

     Только б вырасти мне поскорей,

    Всё о жизни Сатурна узнаю,

    С марсианами дружбу сведу,

    По пути на Луне побываю,

    К дальним звёздам дорогу найду.

    Небо синее ласково манит

    И к бескрайним просторам зовёт.

     Знаю я, что минута настанет –

    В дальний рейс поведу самолёт.

     - Наше путешествие закончилось и мы возвращаемся домой.

    Слайд № 9.

    -Мы должны проверить не прошло ли наше путешествие без пользы. А сможем мы это сделать ответив на вопросы теста.

    1. Слово изучается как часть речи в разделе:

    А) синтаксис

    Б) словообразование

    В) морфология

    1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

    А) действие предмета

    Б) предмет

    В) признак предмета

    1. имя существительное обладает признаком:

    А) спряжение

    Б) одушевленность/неодушевленность

    В) род

    1. Данное слово является именем существительным:

    А) белизна

    Б) белить

    В) побелка.

    1. В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

    А) нарицательное,

    Б) неодушевленное,

    В) м.р.

    Г) 3 скл.

    Д) Р.п.

    Е) ед.ч.

    1. Выделенное существительное является дополнением в предложении:

    А) Мы увидели корзину с яблоками,

    Б) В театре мы встретили школьных друзей,

    В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

    - До свидания.

    Домашнее задание

    С составленными в классе словосочетаниями составить 2 предложения и сделать морфологический разбор 3-х имен существительных.

    1 Слово изучается как часть речи в разделе:

    А) синтаксис

    Б) словообразование

    В) морфология

    1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

    А) действие предмета

    Б) предмет

    В) признак предмета

    1.  Имя существительное обладает признаком:

    А) спряжение

    Б) одушевленность/неодушевленность

    В) род

    1. Данное слово является именем существительным:

    А) белизна

    Б) белить

    В) побелка.

    1. В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

    А) нарицательное,

    Б) неодушевленное,

    В) м.р.

    Г) 3 скл.

    Д) Р.п.

    Е) ед.ч.

    1. Выделенное существительное является дополнением в предложении:

    А) Мы увидели корзину с яблоками,

    Б) В театре мы встретили школьных друзей,

    В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    1 Слово изучается как часть речи в разделе:

    А) синтаксис

    Б) словообразование

    В) морфология

    2.Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

    А) действие предмета

    Б) предмет

    В) признак предмета

    3. Имя существительное обладает признаком:

    А) спряжение

    Б) одушевленность/неодушевленность

    В) род

    4.Данное слово является именем существительным:

    А) белизна

    Б) белить

    В) побелка.

    5.В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

    А) нарицательное,

    Б) неодушевленное,

    В) м.р.

    Г) 3 скл.

    Д) Р.п.

    Е) ед.ч.

    6.Выделенное существительное является дополнением в предложении:

    А) Мы увидели корзину с яблоками,

    Б) В театре мы встретили школьных друзей,

    В) Я часто вспоминаю о своей собаке.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Двадцать девятое ноября. Классная работа. Морфологический разбор имени существительного.

    Слайд 3

    Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы. Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

    Слайд 4

    Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир. Что? от чего? Что? Где? Перед кем? Что?

    Слайд 5

    Постоянные признаки Собственное или нарицательное? Одушевленное или неодушевленное? Род Склонение Непостоянные признаки Падеж Число Синтаксическая роль Командир корабля ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ От земли – имя сущ. нарицательное неодушевленное Ж.р. 1 склонение Р.п. Ед.ч. (от чего?) от земли

    Слайд 6

    Перед человеком – имя сущ. Постоянные признаки Собственное или нарицательное? нарицательное Одушевленное или неодушевленное? одушевленное Род М.р. Склонение 2 склонение Непостоянные признаки Падеж Т.п. Число ед.ч. Синтаксическая роль Перед (кем?) человеком Командир корабля ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

    Слайд 7

    Составьте 3-4 словосочетания с этими словами (желающие несколько связных предложений). Слова: полет, звезда, спутник, Солнце, космос, планета, космонавт, галактика, метеор, орбита.

    Слайд 8

    А С Б ВКЛ

    Слайд 9

    Сахары, чернило, молоки, металлы, сметаны, бензины, брюка, ножница, очка, саня, цементы, вермишели, ветчины, дрожа.

    Слайд 11

    Слово изучается как часть речи в разделе: а) синтаксис б) словообразование в) морфология

    Слайд 12

    Имя существительное – часть речи, которая обозначает: а) действие предмета б) предмет в) признак предмета

    Слайд 13

    Имя существительное обладает признаком: а) спряжение б) одушевленность/ неодушевленность в) род

    Слайд 14

    Данное слово является именем существительным: а) белизна б) белить в) побелка

    Слайд 15

    В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки: а) нарицательное, б) неодушевленное, в) м.р. г) 3 скл. д) Р.п. е) ед.ч.

    Слайд 16

    Выделенное существительное является дополнением в предложении: а) Мы увидели корзину с яблоками. б) В театре мы встретили школьных друзей. в) Я часто вспоминаю о своей собаке.

    Слайд 17

    Число Единственное Множественное Склонение Падеж Синтаксическая роль Имя Т И В Р Д П Род существительное Собственное Нарицательное Одушевленное Неодушевленное Мужской Женский Средний Общий I III II Несклоняемое Разносклоняемое



    Предварительный просмотр:

            

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.

    Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ...

    Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").

    Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием н...

    Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

    Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

    Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

    Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

    Конспект урока - путешествия по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"

    Урок  - путешествие в 5 классе по теме "Имя существительное"  - это обобщение и систематизация знаний по данной теме в игровой форме.  Сценарий урока возможно использовать как на этапе ...

    Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

    Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...