Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства 2ст
рабочая программа по музыке

Каменная Евгения Александровна

ПРОГРАММА

Основы музыкального исполнительства

по учебному предмету

 "Коллективное музицирование"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor_2st_obshcherazviv.docx153.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

Основы музыкального исполнительства

по учебному предмету

 «Коллективное музицирование»

Автор составитель:

Преподаватель ОМТД

по коллективному музицированию

Е. А. Каменная

Возраст учащихся:9,6-15 лет

Срок реализации: 3 года

Когалым 2017


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка                                                         3

  1. Учебно – тематический план                                                        5

  1. Содержание учебного предмета                                                   6

  1. Требования к уровню подготовки  учащихся                              9

  1. Программно-методическое обеспечение                                        14

  1. Список  литературы                                                                15

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Общеразвивающая программа по предмету «Хор» разработана на основе типовой программы Министерства культуры Российской Федерации. При разработке программы  учитывались требования, предъявляемые к программам  дополнительного образования, сформулированные в  примерных требованиях к программам дополнительного образования детей и отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

        Учебный предмет «Хор» направлен на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации, а также на приобретение детьми базовых знаний, умений и навыков в области хорового пения.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных, но в то же время интересных и значимых видов музыкальной деятельности.        Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В детских музыкальных школах, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.        Хорошее пение, как искусство, является результатом продолжительной учебной работы. Это сознательный процесс, в котором ученик должен отдавать себе полный отчет. Занятия в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование определенных музыкальных способностей, умений, навыков. Программа разработана  для детей, имеющих музыкальную подготовку, окончивших курс «Основы музицирования», цель обучения которых – развитие навыков любительского исполнительства и музицирования.

Объем курса 102 часа, рассчитан на 3 года (модуля).

Задачи:

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

  • приобретение обучающимися  опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • развитие интереса к разножанровой (классической, народной и т. д.)  музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • формирование умений и навыков хорового исполнительства;
  • формирование у наиболее одаренных учащихся мотивации к продолжению обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках общеобразовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

II.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

               Тема занятий  

    Всего

    часов

Теоретические

        занятия

Практические

      занятия

1.

Вводные занятия

       1

            1

           -

2.

Певческая установка

       1

            1

           -

3.

Дыхание

       4

            1

           3

4.

Дикция и артикуляция

       3

            -

           3

5.

Упражнения  (ритм, ладогармонические и т.д.)

       2

            1

           1

6.

Ансамбль и строй

       7

            1

           6

7.

Индивидуальные

       2

            -

           2

8.

Показ педагогом

       3

            -

           3

9.

Игровые приёмы

       2

            -

           2

10.

Дидактические

       1

            1

           -

11.

Беседа

       2

            2

           -

12.

Разучивание  (на слух, по нотам,

чтение с листа)

       3

            -

          3

13.

Исполнительские навыки

       3

            -

          3  

Итого:

       34

            8

          26

III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в школу на второй модуль обучения общеразвивающей программы «Основы инструментального исполнительства» в возрасте с девяти лет шести месяцев до пятнадцати лет, составляет 3 года (модуля) для учащихся, обучающихся на разных музыкальных инструментах.

В соответствии с учебным планом, на предмет « Хор » отводится:

с I - III модуль обучения по 34 часа в год, из расчёта - 1 час в неделю.

        

1 Вводные занятия.

Беседа о музыке, о хоре, о содержании и характере исполняемых произведений, навыках исполнительского искусства.

2 Певческая установка и дыхание.

        Положение корпуса певца, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Певческая установка организует дыхание. Различные типы дыхания в зависимости от характера произведения. Перед началом пения вдох спокойный, активный с последующей задержкой. Выдох экономный.

3 Звуковедение и дикция.

        Звук свободный, смягченный, без крика и напряжения. Различные виды атаки звука. Способы формирования и округления гласных, их допевание и распевание, роль согласных  внутри слова к последнему слогу. Различные приемы звуковедения – легато, стаккато. Владение нюансами (mp, mf), развитие дикционных навыков.

4 Ансамбль и строй.

Понимание дирижерского жеста. Выработка унисона, чистое интонирование

устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Активный унисон при сложном аккомпанементе. Согласованное ритмическое исполнение при соотношении простейших длительностей.

5 Работа над формированием исполнительских навыков.

        Понимание дирижерских жестов – внимание, дыхание, задержка, начало пения и окончание; понимание требований дирижера, касающихся динамических функций.

        Разбор поэтического текста, определение характера произведения. Пение в строго размеренном темпе, замедление,  фермата.

6 Ансамбль и строй

        Понимание дирижёрского жеста. Выработка унисона, чистое интонирование устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Активный унисон при сложном аккомпанементе. Согласованное ритмическое исполнение при соотношении простейших длительностей.

7 Индивидуальные занятия

        Проработка отдельных моментов при возникновении технических и интонационных трудностей, с учётом индивидуальных особенностей учащегося.

8 Показ педагогом

        Знакомство с новым произведением, разучивание произведения на слух.

9 Игровые приёмы

        Использование игровых приёмов при разучивании и закреплении материала.        

10 Дидактические приёмы

Просмотр, прослушивание и анализ выступлений профессиональных хоровых коллективов и исполнителей, формирования слухового восприятия и развития образного мышления.  

11 Беседа

        Знакомство с новыми понятиями, касающимися вокального и хорового искусства, с авторами произведений. Анализ словесного текста.

12 Разучивание  (на слух, по нотам, чтение с листа)

        Развитие слухового восприятия при разучивании произведений «с голоса». Закрепление умений и навыков работы с нотным материалом.

13 Исполнительские навыки

        Разбор поэтического текста, определение характера произведения. Пение в строго размеренном темпе, паузы, замедление, фермата, динамика. Сценическая культура.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету общеразвивающей программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет учебным планом школы.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Виды  внеаудиторной  работы:

        - выполнение  домашнего  задания;

        - подготовка  к  концертным  выступлениям;

        - участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая. Учитывая уровень подготовки учащихся, деление хора по модулям не является главным условием для  успешной работы учащихся.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом  освоения  программы  учебного  предмета  «Хор»,  являются следующие знания, умения, навыки:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  • знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • наличие практических навыков исполнения в составе хорового коллектива;
  • знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
  • обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
  • владение брюшным типом дыхания;
  • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
  • навыки чтения с листа.

В течение учебного года (модуля) возможно участие хоровых коллективов в различных концертно - массовых мероприятиях школы. Концертные выступления могут быть зачтены в качестве промежуточной аттестации.        

За каждый учебный год (модуль) в хоровом классе должно быть пройдено примерно 6–8 одноголосных произведений с элементами двухголосия.

Основные принципы подбора репертуара:

  1. Доступность:  а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.
  2. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию;  в) темпу, нюансировке;  г) по сложности.
  3. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-эмоционального смысла.
  4. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.
  5. Знакомство с образцами классической музыки (русская и зарубежная), в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров.
  6. Художественная ценность произведения.
  7. Решение учебных задач.

Основные показатели эффективности реализации данной  программы:

  • высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;
  • творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

  • - оценка за работу в классе;

Виды промежуточного контроля:

  • - зачет с оценкой (в виде контрольного урока) в конце1, 2, 3 модуля обучения для учащихся, обучающихся в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты».

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

Требования к контрольным урокам

В конце каждого модуля обучения планируется проведение контрольного урока для родителей в форме небольшого концерта. Выступление коллектива на мероприятиях также может учитываться как промежуточное аттестационное мероприятие. Следует учитывать текущую работу ученика на протяжении всего обучения в данном хоровом  коллективе.

  • Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя.
  • Овладение первичными навыками интонирования.
  • Начальное овладение дыханием(по фразам).
  • Начальное использование звуковедения legato, non legato.

Хор 1-3 модуля обучения (II ступень)

1. Закрепление начальных певческих навыков. Певческая установка: положение головы, корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время пения.

2. Понятие и понимание дирижерских жестов. Указания дирижера: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание»; понимание начальных основ, на которых базируется дальнейшее обучение учащихся.

3.  Певческое дыхание. Дыхательные  упражнения перед началом пения. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера и темпа исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное  - в медленных).

4. Элементы работы над звукообразованием. Положение рта, свободной нижней челюсти, головной резонатор. Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Красота и естественность звучания голоса.

5. Развитие музыкального слуха у учащегося. Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа-певца, игра «эхо»; чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передача фразы» - исполнение мелодии целиком по очереди группами хора. Знакомство  с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения) и ощущением фразировки, как структурной ячейки музыкальной формы – основополагающим моментом в начальном обучении пению. Распределение дыхания по продолжительным музыкальным фразам – по принципу «как можно раньше учить «цепному дыханию».

6. Работа над интонацией. Чистое интонирование ступеней мажорного и минорного лада. Особенности исполнения восходящих и нисходящих попевок. Развитие начальных навыков «слушания себя со стороны». Устойчивое интонирование одноголосных мелодий при сложном аккомпанементе. Работа над координацией слуха и голоса. Исполнение произведений в удобной тесситуре и ограниченном диапазоне.

7. Дикция. Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

8. Совершенствование навыка legato (распевание слогов),освоение staccato в вокальных упражнениях, попевках. Совершенствование активного дыхания на non legato и. Пропевание  отдельных музыкальных фраз на legato и non legato, стремление к напевному звуку, кантилене.

9. Ритм и пульсация. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей: половинная, четверть, восьмая. Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения.

10.Владение нюансами (филировка звука). Упражнения на активность дыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на фразу, наполнять звук воздухом и филировать его. Понятия crescendo и diminue

        11.Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).

  1. Темп. Продолжение освоения ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах. Развитие ритмического мышления. Простукивание ритма и пульса произведения, пропевание по фразам. На примере распевания знакомство с ровным ритмом, пунктирным ритмом и синкопой. Пауза. Пение по слогам попевок с вслушиванием в паузы между слогами. Цезура. Фермата. Пение выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей.
  2.  Продолжение работы над интонированием, совершенствование  цепного дыхания. Пение несложных двухголосных песен с сопровождением.
  3. Пение нотного текста по партитуре. Пение по отдельным голосам, соединение двух голосов. Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки: пульс, темп. Динамические оттенки. Штрихи.
  4. Навыки многоголосия. Канон. Пение несложных двухголосных произведений с сопровождением.
  5. Двухдольный и  четырехдольный размеры. Знакомство с жанрами, в которых используются эти размеры. Определение сильной доли в вокальной мелодии и стихотворном тексте. Ознакомление с  куплетной формой, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Запев, припев, сочетание запевов солиста или группы солистов с хором.
  6. Трехдольный размер. Навык исполнения текста в неквадратном метре. Разбор метрического строения – одна сильная доля и две слабые. Понимание дирижерского жеста.
  7. Примерный репертуарный список
  8. Рус. нар. песня, обр. Л.Абелян «На зелёном лугу»
  9. Словен. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Вечерняя песня»
  10. В.Семёнов «Звездная река»
  11.  М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»
  12.  Е.Адлер, сл. М.Карема «На мельнице жил кот»
  13. Я.Дубравина, сл. Е.Руженцева «Родная земля»
  14. М.Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского «Лягушонок»
  15. Ф.Шуберт, обр. Д.Мура «Sanctus»
  16. Д.Тухманов, сл. Ю.Энтина «Зачем мальчишкам карманы»
  17. М.Славкин, сл. Е.Коргановой «Баба-Яга»
  18. В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама»
  19.  Е.Зарицкая, сл. Н.Шумилина «Под Новый год»
  20. А.Гурилев, сл. Н.Огарёва «Внутренняя музыка»
  21. М.Балакирев, сл. А.Арсеньева «Колыбельная песня»

V. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые  включают в себя:

  • учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино);
  • концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Методическая литература

  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
  3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997
  4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
  5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
  6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
  7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
  8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
  9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
  10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
  11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
  12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Типовая программа Министерства культуры Российской Федерации по предмету «Хор»

2.Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

3.Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

4.Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997

5.Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999

6.Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

7.Струве Г. Школьный хор. М.,1981

8.Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

9.Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988

10.Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

11.Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000

12.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990

13.Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

Список  рекомендуемых нотных сборников

1.Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга:  Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011

2. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979

3.Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007

4. Лебедева И. Г. «Песни для детей на стихи В. Татаринова», «Владос», 2004

5. Марченко Л. «Детские песни о разном». Выпуск 3, «Феникс», 2002

6. Масленников В., Алдакова Л.  «Антология советской песни». Выпуск 3, «Музыка», 1988

7.Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001

8. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997

9. Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998

10. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963

11 . Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001

12. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009

13. Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998

14. Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
  3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997
  4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
  5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
  6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
  7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
  8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
  9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
  10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
  11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
  12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

Срок освоения учебного предмета составляет 3 года.  Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».

Программа является Общеразвивающей  и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных  отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа  предназн...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.

Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «народное отделение» Предметная область Музыкальное исполнительство программа по учебному предмету Фортепиано

дополнительная общеразвивающая  программав области музыкального искусства «народное отделение»Предметная областьМузыкальное исполнительствопрограмма по учебному предмету Фортепиа...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа ускоренного курса обучения на аккордеоне для детей и взрослых в период летней творческой школы МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы за короткий промежуток времени, заинтересовать обучающего и мотивировать его на дальнейшее обучение и формирование устойчивого ...