Музыка Франции. 4 класс
план-конспект урока по музыке

Урок-конспект по музыке для 4 класса "Музыка Франции"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок-конспект по музыке для 4 класса« Музыка Франции»

Тема четверти: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

Тема урока: « Музыка Франции»

Цель урока: познакомить учащихся с музыкой Франции, подвести их к пониманию, что между русской музыкой и музыкой разных народов нет непереходимых границ.

Задачи:

  • формировать нравственно – этические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки;
  • познакомить с культурой и шедеврами Французского музыкального искусства.
  • совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений;
  • развивать внутреннюю музыкальную память, внутреннюю музыкальную интонацию;
  • повышать уровень информационной культуры учащихся;

                                             План урока:

1.Организационный момент.

2. Мирей Матье «Французский вальс».

3. Письмо А.Дюма сыну.

4. Исполнение русской народной песни по желанию детей.

5. Исполнение  учащимися «Пастушьей песни» французской народной песни.

6. «Вариации на французскую тему» В.А.Моцарта.

7. К.Дебюссии «Лунный свет».

8. Песня по выбору детей.

                                                         Ход урока

1.Организационный момент.

У: Дорогие ребята, наверно каждый человек мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного. А вы любите путешествовать? Мы сегодня побываем в удивительной стране, а в какой догадайтесь сами. Попробуйте определить национальную принадлежность музыкиКоторую вы сейчас услышите…

1.Звучит песня в исполнении Мирей Матье «Французский вальс»

Ответы детей: Музыка Франции.

У: Почему вы так решили? Какой вид музыки – песня, танец или марш?

Ответы детей: Песня прозвучала на французском языке и это танец – вальс.

У: Мы продолжаем путешествие по разным странам с помощью музыки. Сегодня она поможет нам заглянуть во Францию. Что вы знаете о Франции?

Ответы детей:

2.(Коротко рассказать о Франции. Европа. Париж)

У: Если бы мы вдруг на самом деле поехали из России во Францию, то на своём пути пересекли бы несколько европейских государств, а свои впечатления (что по-французски звучит impressions), мы могли бы описать в письмах домой.

У меня  есть письмо путешественника, который совершил поездку из Франции в Россию. Только было это в XIX веке. Путешественник –известный автор «Трёх мушкетёров». Можете ли вы назвть его имя?

Ответы детей:При затруднении помочь с ответом.

3.(Зачитать письмо А.Дюма (приложение1)

У: Мы никогда не сможем узнать какую музыку исполняли для Дюма. А какую бы мог услышать он на ярмарке в России?

Ответы детей:Возможно русские народные.

«Вниз по матушке по Волге»р.н.п.

«Во поле берёза стояла»р.н.п.

«Светит месяц» р.н.п.

4.Исполнение одной из песен по желанию детей.

У: Мы исполнили с вами песню, которую мог услышать А.Дюма в России, а какую музыкумогли бы услышать вы во Франции в то время?

Ответы детей.

5.Исполнение учителем на фортепиано мелодии «Пастушьей песни»-французской народной песни.

У: Музыка, которая прозвучала композиторская или народная? Какой характер музыки? Она написана для детей или для взрослых? Знакома ли она вам?

Ответы детей:Дети узнают знакомую им песню.

6.Исполнение  учащимися французской народной песни.

У: Мы уже раньше на уроках говорили о том, что очень часто композиторы в своём творчестве обращаются к народной музыке других народов. Тому пример – музыка австрийского композитора В.А.Моцарта. Сейчас мы прослушаем вариации Моцарта на народную тему (вспомнить построение вариационной формы), но дело в том,что в этом музыкальном произведении есть свой секрет. Постарайтесь этот секрет раскрыть.

7. Звучат «Вариации на французскую тему» В.А.Моцарта.

У: Какой же секрет? Были ли повторения? Как они звучали? Что менялось в музыкальной речи произведения при развитии музыки?

Ответы детей:Тема Вариаций – французская народная песня «Пастушья песня.

У: Мы продолжаем путешествовать по Франции и делиться своими впечатлениями (impressions). Так вот  в конце XIX века, в то время как Дюма путешествовал по России, во Франции во всех видах искусства господствовал стиль импрессионизм, в котором главным стала сила и свежесть «первого впечатления», особая палитра красок и звуков, позволяющая  передать игру освещения, переход от одного времени суток к другому. Сейчас на уроке прозвучит музыка французского композитора – имперессиониста Клода Дебюсси. Композитор сочинил огромное количество прекрасных произведений, но символом его творчества неизменно является сочинение для фортепиано «Лунный свет». Музыка рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны. Тихие лучи медленно растворяются в темной, ночной воде.

8. Слушание пьесы К.Дебюссии «Лунный свет».

У: Какое впечатление произвела на вас музыка Дебюсси? Если вы были художниками, то что бы вы нарисовали на своём рисунке под впечатлением этой музыки?

Ответы детей.

У: Да, действительно – музыка пьесы рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны. Тихие лучи медленно растворяются в темной, ночной воде.

9. Подведение итогов урока.

10. Исполнение песни по желанию детей.

                                                                                                                                           Приложение 1

А. Дюма

«Дорогой мой сын! Твоё письмо догнало меня в Астрахани. Хочешь ли ты получить представление о путешествии, которое я совершил? Возьми карту России – не пожалеешь. Тебе известен мой маршрут до Москвы, и я постараюсь больше о нём не говорить. На пути из Москвы в Бородино ты увидишь две скрещенные сабли. Так знай же, здесь произошла знаменитая битва 1812 года. Из Бородина – в Москву, из Москвы – в Троицу. А потом в Переславль, на озеро, в котором много сельди (ты ведь знаешь как я люблю её).

Из Переславля в Апатино (не ищи, не найдёшь). Из Апатина – в Калязин (ты найдёшь Калязин на «матушке» Волге, как говорят русские, они ещё не настолько хорошо говорят по – французски, чтобы знать, что по – нашему Волга – мужского рода и значит надо говорить не «матушка», а «батюшка»»). Из Костромы – в Нижний Новгород: здесь ярмарка из ярмарок, целый город, состоящий из шести тысяч ларьков!

Затем Казань, Царицын и Астрахань – и всё неизменно по «матушке» или по «батюшке» Волге. В Астрахани я охотился, был в гостях у Калмыцкого царя, там для меня играли на цимбалах, кларнетах и длинных трубах. Специально для нас устроили скачки на лошадях и верблюдах. Всё было прекрасно. Но даже с самой лучшей компанией рано или поздно приходится расставаться».



Предварительный просмотр:

Урок-конспект по музыке для 4 класса« Музыка Франции»

Тема четверти: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

Тема урока: « Музыка Франции»

Цель урока: познакомить учащихся с музыкой Франции, подвести их к пониманию, что между русской музыкой и музыкой разных народов нет непереходимых границ.

Задачи:

  • формировать нравственно – этические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки;
  • познакомить с культурой и шедеврами Французского музыкального искусства.
  • совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений;
  • развивать внутреннюю музыкальную память, внутреннюю музыкальную интонацию;
  • повышать уровень информационной культуры учащихся;

                                             План урока:

1.Организационный момент.

2. Мирей Матье «Французский вальс».

3. Письмо А.Дюма сыну.

4. Исполнение русской народной песни по желанию детей.

5. Исполнение  учащимися «Пастушьей песни» французской народной песни.

6. «Вариации на французскую тему» В.А.Моцарта.

7. К.Дебюссии «Лунный свет».

8. Песня по выбору детей.

                                                         Ход урока

1.Организационный момент.

У: Дорогие ребята, наверно каждый человек мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного. А вы любите путешествовать? Мы сегодня побываем в удивительной стране, а в какой догадайтесь сами. Попробуйте определить национальную принадлежность музыкиКоторую вы сейчас услышите…

1.Звучит песня в исполнении Мирей Матье «Французский вальс»

Ответы детей: Музыка Франции.

У: Почему вы так решили? Какой вид музыки – песня, танец или марш?

Ответы детей: Песня прозвучала на французском языке и это танец – вальс.

У: Мы продолжаем путешествие по разным странам с помощью музыки. Сегодня она поможет нам заглянуть во Францию. Что вы знаете о Франции?

Ответы детей:

2.(Коротко рассказать о Франции. Европа. Париж)

У: Если бы мы вдруг на самом деле поехали из России во Францию, то на своём пути пересекли бы несколько европейских государств, а свои впечатления (что по-французски звучит impressions), мы могли бы описать в письмах домой.

У меня  есть письмо путешественника, который совершил поездку из Франции в Россию. Только было это в XIX веке. Путешественник –известный автор «Трёх мушкетёров». Можете ли вы назвть его имя?

Ответы детей:При затруднении помочь с ответом.

3.(Зачитать письмо А.Дюма (приложение1)

У: Мы никогда не сможем узнать какую музыку исполняли для Дюма. А какую бы мог услышать он на ярмарке в России?

Ответы детей:Возможно русские народные.

«Вниз по матушке по Волге»р.н.п.

«Во поле берёза стояла»р.н.п.

«Светит месяц» р.н.п.

4.Исполнение одной из песен по желанию детей.

У: Мы исполнили с вами песню, которую мог услышать А.Дюма в России, а какую музыкумогли бы услышать вы во Франции в то время?

Ответы детей.

5.Исполнение учителем на фортепиано мелодии «Пастушьей песни»-французской народной песни.

У: Музыка, которая прозвучала композиторская или народная? Какой характер музыки? Она написана для детей или для взрослых? Знакома ли она вам?

Ответы детей:Дети узнают знакомую им песню.

6.Исполнение  учащимися французской народной песни.

У: Мы уже раньше на уроках говорили о том, что очень часто композиторы в своём творчестве обращаются к народной музыке других народов. Тому пример – музыка австрийского композитора В.А.Моцарта. Сейчас мы прослушаем вариации Моцарта на народную тему (вспомнить построение вариационной формы), но дело в том,что в этом музыкальном произведении есть свой секрет. Постарайтесь этот секрет раскрыть.

7. Звучат «Вариации на французскую тему» В.А.Моцарта.

У: Какой же секрет? Были ли повторения? Как они звучали? Что менялось в музыкальной речи произведения при развитии музыки?

Ответы детей:Тема Вариаций – французская народная песня «Пастушья песня.

У: Мы продолжаем путешествовать по Франции и делиться своими впечатлениями (impressions). Так вот  в конце XIX века, в то время как Дюма путешествовал по России, во Франции во всех видах искусства господствовал стиль импрессионизм, в котором главным стала сила и свежесть «первого впечатления», особая палитра красок и звуков, позволяющая  передать игру освещения, переход от одного времени суток к другому. Сейчас на уроке прозвучит музыка французского композитора – имперессиониста Клода Дебюсси. Композитор сочинил огромное количество прекрасных произведений, но символом его творчества неизменно является сочинение для фортепиано «Лунный свет». Музыка рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны. Тихие лучи медленно растворяются в темной, ночной воде.

8. Слушание пьесы К.Дебюссии «Лунный свет».

У: Какое впечатление произвела на вас музыка Дебюсси? Если вы были художниками, то что бы вы нарисовали на своём рисунке под впечатлением этой музыки?

Ответы детей.

У: Да, действительно – музыка пьесы рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны. Тихие лучи медленно растворяются в темной, ночной воде.

9. Подведение итогов урока.

10. Исполнение песни по желанию детей.

                                                                                                                                           Приложение 1

А. Дюма

«Дорогой мой сын! Твоё письмо догнало меня в Астрахани. Хочешь ли ты получить представление о путешествии, которое я совершил? Возьми карту России – не пожалеешь. Тебе известен мой маршрут до Москвы, и я постараюсь больше о нём не говорить. На пути из Москвы в Бородино ты увидишь две скрещенные сабли. Так знай же, здесь произошла знаменитая битва 1812 года. Из Бородина – в Москву, из Москвы – в Троицу. А потом в Переславль, на озеро, в котором много сельди (ты ведь знаешь как я люблю её).

Из Переславля в Апатино (не ищи, не найдёшь). Из Апатина – в Калязин (ты найдёшь Калязин на «матушке» Волге, как говорят русские, они ещё не настолько хорошо говорят по – французски, чтобы знать, что по – нашему Волга – мужского рода и значит надо говорить не «матушка», а «батюшка»»). Из Костромы – в Нижний Новгород: здесь ярмарка из ярмарок, целый город, состоящий из шести тысяч ларьков!

Затем Казань, Царицын и Астрахань – и всё неизменно по «матушке» или по «батюшке» Волге. В Астрахани я охотился, был в гостях у Калмыцкого царя, там для меня играли на цимбалах, кларнетах и длинных трубах. Специально для нас устроили скачки на лошадях и верблюдах. Всё было прекрасно. Но даже с самой лучшей компанией рано или поздно приходится расставаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Презентация к уроку музыки "Франц Шуберт"

Презентация на тему "Франц Шуберт" предназначена для уроков по музыке в 6-7 классах. В презентации 11 слайдов. Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме....

Музыка Франции.

Презентация на тему: "Музыка Франции. Сен-Санс."...

Презентация по французскому языку на тему "Музыка Франции"

Презентация является вспомогательным материалом в изучении темы "Музыка Франции"....