"Богатство и многообразие музыки разных народов мира"
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

 «Детская школа искусств ст.Советской»

                                                                                                                           

 

 

 

ЛЕКЦИЯ – ДОКЛАД

 

 

 

 

ТЕМА:»БОГАТСТВО  И МНОГООБРАЗИЕ  МУЗЫКИ 

РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА»

 

 

 

 

 

 

                                                                    Подготовила: преподаватель

                                                                                          Костюкова С.И.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ-ДОКЛАД

«Богатство и многообразие музыки разных народов мира»


Цель: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.

Задачи:

Образовательные:

Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.

Развивающие:

Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Музыкальный материал:

1.И Ивановичи «Дунайские волны»

2.М.Парцхаладзе «Вальс»

3. Танец «Мазурка»

4.Х.Родригес «Кумпарсита»

5.Осетинский танец «Лезгинка»

6.Кабардинский танец «Кабардинка»

7.р.н.п. «Полосынька»

8.»Цыганочка»

 

Музыкальные инструменты: аккордеон, баян, фортепиано

Ход занятия

Организационная часть

1. Приветствие

2. Учитель сообщает тему : “Богатство и многообразие музыки разных народов мира” 

 3. Вступительная беседа об особенностях музыкальной культуры разных стран и народов.

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

- Да, это язык музыки.

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, нацио-нальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музы-кальная культура.

Народы разных стран имеют свою собственную национальную му-зыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем. Небольшой материал об этом подготовили учащиеся класса В куль-туре каждой народности отражены ее исторические корни, поверия, жизненные установки. В эпосе, песенном и других видах искусства открываются страницы формирования социальных, философских и религиозных представлений.

Вальс «Дунайские волны» был написан румынским композитором сербского происхождения Иосифом Ивановичем в 1880 г., это одна из наиболее известных и знаменитых румынских мелодий в мире. Иванович написал вальс в г. Галац (на р. Дунай), где занимал должность капельмейстера духового оркестра 6-го румынского пехотного полка. Вальс был впервые опубликован в Бухаресте в 1880 г. с посвящением жене музыкального издателя Гебауэра Эмме.Известный композитор, автор многих популярных вальсов Эмиль Вальдтейфель сделал оркестровую аранжировку мелодии в 1886 г., и в таком виде произведение было впервые исполнено в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже, где произвело настоящий фурор. На родине этого вальса  в Румынии — тоже есть его песенная «вер-сия» в исполнении популярной бухарестской певицы Карины Кирияк. В России этот вальс всегда очень любили, и даже долгое время он считался старинным русским вальсом и под такой рубрикацией публиковавшийся в нотных изданиях и сборниках.

Советским слушателям этот вальс полюбился еще и как песня в ис-полнении Леонида Утёсова на слова Е.Долматовского:

Видел, друзья, я Дунай голубой,
Занесен был туда я солдатской судьбой.              
Я не слыхал этот вальс при луне,
Там нас ветер качал на дунайской волне.

Также существуют и другие варианты текста на русском языке, например, С.Уколова:

 Тих и красив дорогой наш Дунай,
Где он течёт, там страна чистый рай.
Там у людей взор нежней, жарче кровь,
 Там все мои мечты и любовь!  («Дунайские волны»; «Вальс»)

3. Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа

 

Летопись многострадальной и героической Польши заключена в прекрасных народных мелодиях и колоритных танцах. В эмоцио-нальной и проникновенной мазурке запечатлены чаяния, мечты и надежды нации.Термин мазурка происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители этого региона называют себя мазура-ми, так же, по-польски, звучит и название танца, известного у нас как мазурка. Музыкальная основа танца так мелодически и ритми-чески своеобразна, что композиторы-классики использовали в сво-их произведениях этот танец для музыкальной характеристики польских персонажей. Так поступил Глинка в опере «Иван Суса-нин», Дворжак в опере «Дмитрий», Мусоргский в опере « Борис Годунов».

История возникновения

Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы. Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Его любовь к родине была столь велика, что в своих произведениях он отобразил и искренность, и героизм, и напористость польского характера. Музыкальными образами Шопен высказывался и как творец, и как патриот, и как обычный человек. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок. Все их можно разделить на три типа: сельские мазурки-картинки, блистательные городские и лирические, вальсовые мазурки. Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок. Прекрасные мелодии написаны М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими. Даже в основу гимна Польши «Еще Польша не погибла» легла мазурка, написанная Юзефом Выбицким.(«Мазурка»)

4.Кстати, многие любители музыки уверены, что "Кумпарсита"- это аргентинское танго, но в действительности оно было написано в столице Уругвая, городе Монтевидео, в 1916 году. Автором танго "Кумпарсита"  был молодой уругвайский композитор Херардо Эрнан Матос Родригес , а на момент написания этой музыки, прославившей его на всю жизнь, Родригесу было всего 19 лет! По законам Уругвая он в тот момент был вообще несовершеннолетним! Есть версия, что Родригес написал "Кумпарситу" ещё раньше, в 1914 году, то есть в 17-летнем возрасте, но всё же большинство исследователей относит рождение "Кумпарситы" к 1916 году. Однако Аргентина всё-таки имеет опре-делённое косвенное отношение к танго "Кумпарсита" - аргентинский пианист Роберто Фирпо , приехавший в 1916 году из Аргентины в Уругвай на зара-ботки , и выступавший в Монтевидео в кафе "Хиральда", помог Херардо Матосу Родригесу сделать аранжировку "Кумпарситы", немного доработал эту музыку, а затем стал её первым публичным исполнителем.  («Кумпарсита»)

5. Из истории танца

Осетинские танцы, история которых долго оставалась неизучен-ной, только в конце XIX века были описаны в научных трудах, сви-детельствующих о бо-гатстве традиций и этническом своеобразии. Хотя доподлинно было известно, что истоки многих сюжетов на-родных осетинских танцев лежат в религиозных верованиях и явля-ются, по сути, частью различных обрядов. Издревле они сопровож-дались музыкой и характерными движениями. Осетинские танцы живы и сегодня: ни одна современная свадьба не обходится без этих, покоряющих своей красотой, проявлений народного творчест-ва.  (о.н.т.»Лезгинка»)

 6.Кабардинский танец  сл. А.М.Воробъёв

Звучит зурна протяжно, заунывно,
И горных песен слышится напев.
Вот кабардинцы, в платьях легкокрылых
На круг выводят томных, юных дев,
Одетых в голубые одеянья;
На лицах их покорность, красота...
Я погружаюсь в сладкое мечтанье, –
Их нежная, роскошная краса
Меня пьянит, и сердце чаще бьётся.
Стук каблучков всё набирает темп,
И песня кабардинца раздаётся
Полна страданий тяжких и утех.
Народ Кавказа! Ты познал страданья.
Ты оскорблен султанами, ордой...
И песнь твоя рождалась в битвах, знаю,
И танец твой изображает бой!
Пой, пой, камыль, танцуют кабардинцы,
Движенья строги их, как пух легки,
Им вторят в лад грузины, осетины,
Балкарцы – весь Кавказ! Стихи, стихи,
Как бледны вы в сравненьи с жизнью гордой
Моих кавказских братьев и сестёр.
Скользите вы по глади жизни водной,
Стремитесь вы проникнуть в тайны гор...
Известно всем, ещё в седое время
Кавказ с Россией в дружбе поклялись,
И шли на бой, громя монголов племя
И клич был боевой: тесней держись!
Родимый край, союз народов верных,
Сияешь ты под небом голубым, –
И подвиг поколений беспримерных
Своим потомкам мы передадим.  («Кабардинка»)

 

7.Русская народная музыка . -Ребята отгадайте сейчас загадку:

Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … (песня)

    Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки под-вергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничто-жались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ас-социирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, ги-тара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейс-кого происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).

Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они об-ладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызы-вать сопереживание. Народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколе-ния в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.  ( р.н.п.«Полосынька»)

8. Наблюдая за темпераментным и зажигательным цыганским танцем, трудно остаться равнодушным. Ноги сами просятся в пляс, а руки двигаются в ритме музыки

  Цыганские традиции глубоко проникли в культуры других народов. Ведь цыгане – это кочевники, расселившиеся по всему миру. Свои уникальные танцы и песни ромалы обогатили искусством тех стран, в которых они проживали, создав самобытный и своеобразный культурный пласт.

История возникновения танца (цыганочка с выходом)

История цыганского народа всегда вызывала интерес и споры. Долгое время считали, что свое происхождение цыгане ведут из Египта. Но в 1855 году была доказана другая версия. Согласно ей, родиною кочевого народа является Индия. Предки цыган входили в касту «дом», занимающую в кастовой системе самое низкое положение. Члены «дома» – бродячие музыканты и певцы – имели неприкасаемый статус. В 5 веке, в связи с междоусобицами индийских княжеств, цыгане вышли из Индии на запад, зарабатывая на жизнь танцевально-певческим искусством. По пути обычаи выходцев из Индии пополнялись традициями оседлых народов. Например, искусство гадания цыгане позаимствовали в Греции, язык обогатился персидскими и армянскими словами. Нужда часто заставляла кочевой народ попрошайничать, зарабатывать гаданием, нередко и воровать.

Танцевальное искусство обогатилось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».

«Цыганочка с выходом» получила распространение в России в 19 веке. Считается, что мелодию, многими принимаемую за народную, сочинил дирижер цыганского хора Иван Васильев, предок известного в Советском Союзе исполнителя цыганских романсов Николая Васильева. Мелодия понравилась людям, тем что имела множеством вариаций, переходов от медленных до быстрых частей. Цыганочка завоевала популярность по всей России не только среди представителей романской группы, но и у других народностей. Сейчас трудно представить праздник или корпоратив, на котором бы не исполнялась веселая и задорная («Цыганочка с выходом»)

- Итак, ребята подводя итог сегодняшнего мероприятия , вы заме-тили,  что каждый народ имеет свою музыку и  песни- народные и композиторские. Что музыка -  это неотъемлемая часть в жизни че-ловека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна.

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

 «Детская школа искусств ст.Советской»

        

ЛЕКЦИЯ – ДОКЛАД

ТЕМА:»БОГАТСТВО  И МНОГООБРАЗИЕ  МУЗЫКИ  

РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА»

                                                                    Подготовила: преподаватель

                                                                                          Костюкова С.И.

ЛЕКЦИЯ-ДОКЛАД

«Богатство и многообразие музыки разных народов мира»


Цель: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.

Задачи:

Образовательные:

Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения.

Развивающие:

Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Музыкальный материал:

1.И Ивановичи «Дунайские волны»

2.М.Парцхаладзе «Вальс»

3. Танец «Мазурка»

4.Х.Родригес «Кумпарсита»

5.Осетинский танец «Лезгинка»

6.Кабардинский танец «Кабардинка»

7.р.н.п. «Полосынька»

8.»Цыганочка»

Музыкальные инструменты: аккордеон, баян, фортепиано

Ход занятия

Организационная часть

1. Приветствие

2. Учитель сообщает тему : “Богатство и многообразие музыки разных народов мира” 

 3. Вступительная беседа об особенностях музыкальной культуры разных стран и народов.

- Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

- Да, это язык музыки.

- Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

- У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, нацио-нальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музы-кальная культура.

Народы разных стран имеют свою собственную национальную му-зыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем. Небольшой материал об этом подготовили учащиеся класса В куль-туре каждой народности отражены ее исторические корни, поверия, жизненные установки. В эпосе, песенном и других видах искусства открываются страницы формирования социальных, философских и религиозных представлений.

Вальс «Дунайские волны» был написан румынским композитором сербского происхождения Иосифом Ивановичем в 1880 г., это одна из наиболее известных и знаменитых румынских мелодий в мире. Иванович написал вальс в г. Галац (на р. Дунай), где занимал должность капельмейстера духового оркестра 6-го румынского пехотного полка. Вальс был впервые опубликован в Бухаресте в 1880 г. с посвящением жене музыкального издателя Гебауэра Эмме.Известный композитор, автор многих популярных вальсов Эмиль Вальдтейфель сделал оркестровую аранжировку мелодии в 1886 г., и в таком виде произведение было впервые исполнено в 1889 г. на Всемирной выставке в Париже, где произвело настоящий фурор. На родине этого вальса  в Румынии — тоже есть его песенная «вер-сия» в исполнении популярной бухарестской певицы Карины Кирияк. В России этот вальс всегда очень любили, и даже долгое время он считался старинным русским вальсом и под такой рубрикацией публиковавшийся в нотных изданиях и сборниках.

Советским слушателям этот вальс полюбился еще и как песня в ис-полнении Леонида Утёсова на слова Е.Долматовского:

Видел, друзья, я Дунай голубой,

Занесен был туда я солдатской судьбой.                

Я не слыхал этот вальс при луне,

Там нас ветер качал на дунайской волне.

Также существуют и другие варианты текста на русском языке, например, С.Уколова:

 Тих и красив дорогой наш Дунай,

Где он течёт, там страна чистый рай.

Там у людей взор нежней, жарче кровь,

 Там все мои мечты и любовь!  («Дунайские волны»; «Вальс»)

3. Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа

Летопись многострадальной и героической Польши заключена в прекрасных народных мелодиях и колоритных танцах. В эмоцио-нальной и проникновенной мазурке запечатлены чаяния, мечты и надежды нации.Термин мазурка происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители этого региона называют себя мазура-ми, так же, по-польски, звучит и название танца, известного у нас как мазурка. Музыкальная основа танца так мелодически и ритми-чески своеобразна, что композиторы-классики использовали в сво-их произведениях этот танец для музыкальной характеристики польских персонажей. Так поступил Глинка в опере «Иван Суса-нин», Дворжак в опере «Дмитрий», Мусоргский в опере « Борис Годунов».

История возникновения

Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы. Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Его любовь к родине была столь велика, что в своих произведениях он отобразил и искренность, и героизм, и напористость польского характера. Музыкальными образами Шопен высказывался и как творец, и как патриот, и как обычный человек. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок. Все их можно разделить на три типа: сельские мазурки-картинки, блистательные городские и лирические, вальсовые мазурки. Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок. Прекрасные мелодии написаны М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими. Даже в основу гимна Польши «Еще Польша не погибла» легла мазурка, написанная Юзефом Выбицким.(«Мазурка»)

4.Кстати, многие любители музыки уверены, что "Кумпарсита"- это аргентинское танго, но в действительности оно было написано в столице Уругвая, городе Монтевидео, в 1916 году. Автором танго "Кумпарсита"  был молодой уругвайский композитор Херардо Эрнан Матос Родригес , а на момент написания этой музыки, прославившей его на всю жизнь, Родригесу было всего 19 лет! По законам Уругвая он в тот момент был вообще несовершеннолетним! Есть версия, что Родригес написал "Кумпарситу" ещё раньше, в 1914 году, то есть в 17-летнем возрасте, но всё же большинство исследователей относит рождение "Кумпарситы" к 1916 году. Однако Аргентина всё-таки имеет опре-делённое косвенное отношение к танго "Кумпарсита" - аргентинский пианист Роберто Фирпо , приехавший в 1916 году из Аргентины в Уругвай на зара-ботки , и выступавший в Монтевидео в кафе "Хиральда", помог Херардо Матосу Родригесу сделать аранжировку "Кумпарситы", немного доработал эту музыку, а затем стал её первым публичным исполнителем.  («Кумпарсита»)

5. Из истории танца

Осетинские танцы, история которых долго оставалась неизучен-ной, только в конце XIX века были описаны в научных трудах, сви-детельствующих о бо-гатстве традиций и этническом своеобразии. Хотя доподлинно было известно, что истоки многих сюжетов на-родных осетинских танцев лежат в религиозных верованиях и явля-ются, по сути, частью различных обрядов. Издревле они сопровож-дались музыкой и характерными движениями. Осетинские танцы живы и сегодня: ни одна современная свадьба не обходится без этих, покоряющих своей красотой, проявлений народного творчест-ва.  (о.н.т.»Лезгинка»)

 6.Кабардинский танец  сл. А.М.Воробъёв

Звучит зурна протяжно, заунывно,
И горных песен слышится напев.
Вот кабардинцы, в платьях легкокрылых
На круг выводят томных, юных дев,
Одетых в голубые одеянья;
На лицах их покорность, красота...
Я погружаюсь в сладкое мечтанье, –
Их нежная, роскошная краса
Меня пьянит, и сердце чаще бьётся.
Стук каблучков всё набирает темп,
И песня кабардинца раздаётся
Полна страданий тяжких и утех.
Народ Кавказа! Ты познал страданья.
Ты оскорблен султанами, ордой...
И песнь твоя рождалась в битвах, знаю,
И танец твой изображает бой!
Пой, пой, камыль, танцуют кабардинцы,
Движенья строги их, как пух легки,
Им вторят в лад грузины, осетины,
Балкарцы – весь Кавказ! Стихи, стихи,
Как бледны вы в сравненьи с жизнью гордой
Моих кавказских братьев и сестёр.
Скользите вы по глади жизни водной,
Стремитесь вы проникнуть в тайны гор...
Известно всем, ещё в седое время
Кавказ с Россией в дружбе поклялись,
И шли на бой, громя монголов племя
И клич был боевой: тесней держись!
Родимый край, союз народов верных,
Сияешь ты под небом голубым, –
И подвиг поколений беспримерных
Своим потомкам мы передадим.  
(«Кабардинка»)

7.Русская народная музыка . -Ребята отгадайте сейчас загадку:

Я - ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … 
(песня)

    Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки под-вергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничто-жались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ас-социирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, ги-тара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейс-кого происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).

Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они об-ладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызы-вать сопереживание. Народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколе-ния в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.  ( р.н.п.«Полосынька»)

8. Наблюдая за темпераментным и зажигательным цыганским танцем, трудно остаться равнодушным. Ноги сами просятся в пляс, а руки двигаются в ритме музыки

  Цыганские традиции глубоко проникли в культуры других народов. Ведь цыгане – это кочевники, расселившиеся по всему миру. Свои уникальные танцы и песни ромалы обогатили искусством тех стран, в которых они проживали, создав самобытный и своеобразный культурный пласт.

История возникновения танца (цыганочка с выходом)

История цыганского народа всегда вызывала интерес и споры. Долгое время считали, что свое происхождение цыгане ведут из Египта. Но в 1855 году была доказана другая версия. Согласно ей, родиною кочевого народа является Индия. Предки цыган входили в касту «дом», занимающую в кастовой системе самое низкое положение. Члены «дома» – бродячие музыканты и певцы – имели неприкасаемый статус. В 5 веке, в связи с междоусобицами индийских княжеств, цыгане вышли из Индии на запад, зарабатывая на жизнь танцевально-певческим искусством. По пути обычаи выходцев из Индии пополнялись традициями оседлых народов. Например, искусство гадания цыгане позаимствовали в Греции, язык обогатился персидскими и армянскими словами. Нужда часто заставляла кочевой народ попрошайничать, зарабатывать гаданием, нередко и воровать.

Танцевальное искусство обогатилось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».

«Цыганочка с выходом» получила распространение в России в 19 веке. Считается, что мелодию, многими принимаемую за народную, сочинил дирижер цыганского хора Иван Васильев, предок известного в Советском Союзе исполнителя цыганских романсов Николая Васильева. Мелодия понравилась людям, тем что имела множеством вариаций, переходов от медленных до быстрых частей. Цыганочка завоевала популярность по всей России не только среди представителей романской группы, но и у других народностей. Сейчас трудно представить праздник или корпоратив, на котором бы не исполнялась веселая и задорная («Цыганочка с выходом»)

- Итак, ребята подводя итог сегодняшнего мероприятия , вы заме-тили,  что каждый народ имеет свою музыку и  песни- народные и композиторские. Что музыка -  это неотъемлемая часть в жизни че-ловека. Она помогает, когда нам тяжело, радует нас на праздниках, сплачивает людей единой волей. Музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы разных времен разных народов мира

Урок литературы в 5 классе "Мифы разных времён разных народов"...

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Презентация "Взаимопроникновение музыки разных народов мира"

Данный материал может быть использован на уроках музыки при изучении тем о взаимодействии музыкальной культуры разных народов мира....