Рабочая программа по музыке Усачёвой В.О 5-7 класс
рабочая программа по музыке

Ермолина Елена Александровна

Программа по Музыке для 5-7 класса. Особенностью программы является то, что она  создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5-7_klass_muzyka.doc489 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Согласовано:                                                                                                           Утверждаю: директор

Методическим советом                                                                                          МАОУ «СШ

МАОУ «СШ                                                                                                            с.Анциферово»

с.Анциферово»                                                                                                         ___________Девальд А.В

Протокол №______                                                                                                 приказ № _______

От «___»__________2016                                                                                       от «____»_________»2016

Рабочая программа

по музыке

5-7 класса

2016 – 2017 учебный год

Составила:

 учитель музыки

Ермолина Елена

Александровна

2016

Аннотация к программе

Программа по Музыке для 5-7 класса общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5-7 класса авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения, основное содержание и требования к уровню

подготовки выпускников основной школы.

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. 

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Общая характеристика программы

Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.

        Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.

       Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

       Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

       Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  •  становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  •  развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
  • музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
  • развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Для этого необходимо решение таких задач, как

  • развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
  • воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
  • освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
  • изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
  • знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;
  • развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5-7 классе в объеме не менее  35 часов (105 часов)

Требования к результатам обучения музыке

В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».

Личностные результаты изучения музыки:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
  •  формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;
  • потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
  • навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
  • овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры);

 регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.);

коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

Метапредметные результаты изучения музыки:

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
  • убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования. 

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
  • потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
  • творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  •  расширение музыкального и общего культурного кругозора;
  • музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  •  овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

  • использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
  • понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

Общие содержательные особенности программы для 5-7 класса

Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).

Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.

В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Кроме того, проблематика 6–7-го классов хотя и объединена в единое целое, а также несколько расширена по содержанию в теме «Современность в музыке», но исходная логика тематического развития и планирования уроков сохранена.  Сделана также попытка предоставить учащимся 6-7 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.

Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах[1]: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 6-7 классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве.  Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня в 5–7-м классах: взаимосвязь искусств – преобразующая сила музыки – в чем сила музыки – музыкальный образ – музыкальная драматургия.

Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»

1четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

   Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.

2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»?

  Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,

музыкантов – исполнителей.  Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

            Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку»

Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.

Развитие этих чувств -  основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.

4 четверть: «Можем ли  мы услышать живопись»

Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).

Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.

                                   

        Планируемые предметные результаты освоения содержания программы

5 класс. Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.

Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.

Примерное тематическое планирование уроков музыки

5 класс

Четверть/

полугодие

Тема урока

Проблемный

контекст уроков

Примерный музыкальный материал

К-во ч.

1 Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

9

Музыка и литература

Песни без слов

Многообразие и богатство связей музыки и литературы:

  • особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров;

С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч; ) Гимн РФ

С. Рахманинов. Вокализ.

1

1

Мелодия и слово

Лейся песенка моя

  • значение поэзии в вокальной музыке;
  • Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
  • Образная природа в русской музыке

Русская народная песня «Мы пойдем погулять». П. Чайковский «Грустная песенка».

М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев ««Осень» Кюи, «Осень» Чайковского, «Родная земля» Дубравина Жаворонок».

1

  1

Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи

Лаборатория музыки

  • Богатство музыкальных образов в вокальной музыке
  • литература как идея или основа для создания програм-мных и непрограм-мных произведений;

 Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»).

«У зори – то у зорюшки» р.н.п. «Моя Россия» Струве.

   1

    1

Знакомимся с песней, историей, людьми

Из песни слова не выкинешь

формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов;

  • многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки;

Франц. нар. песни «Карманьола» и «Са Ира», «Рабочая марсельеза», «По долинам и по взгорьям», «Варшавянка»

Н. Мясковский. Симфония №6 (финал) 

1

1

Что может случиться с музыкой?

  • жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия

Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»).  Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»).

1

                         2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

  7

Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки

Музыка в рассказе

Музыка обогащает литературу:

  •  музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений;
  •  каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни;

Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик».

А. Гайдар «Судьба барабанщика» (фрагмент).

«Горные вершины» А.Рубинштейн

«Северное сияние» Ярмак – исполнение.

«Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта, Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части).

  2

1

Вторая жизнь песни

Можем ли мы увидеть музыку

  •  музыкальность как мера совершенства литературного текста;
  •  «говорящая» тема как критерий выразительности музыки;
  •  воспитание музыкой через литературу;
  •  музыка как компонент синкретичных жанров.

«Наш край» Д.Кабалевский;

«Беснуйтесь, тираны»; «Варшавянка»

Д.Шостакович Симфония №11 (1905 год)

«У лукоморья» (попевка).

Норвежская народная песня «Волшебный смычок».

Грузинская народная мелодия.

Сказка «Музыкант-чародей». А. Аладов  «Мелодия».

И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).

А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части)

Ф. Шопен. Вальс (си минор). Р. Роджерс «До-ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки»)

2

   2

3.Музыка и живопись

10

«Расслышать» рассвет

Песни гражданской войны

«Богатырская» тема в музыке и живописи

Героические образы в музыке и живописи

Слушайте, рассматривайте, изучайте

Связь музыки с изобразительным искусством:

  • музыка рождает зрительные ассоциации;
  • картинность как характерное свойство русской классической музыки;
  • изображение рож-дает музыкальные ассоциации;
  • музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему;
  • «зримый образ»  как критерий яркого рельефного музыкального воплощения

«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина» М. Мусоргский). «Островок», «Весенние воды» Рахманинов – слушание,

К. Листов. «Песня о тачанке».

Шведская народная песня «Три парня». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч).  Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых».  С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Л. Бетховен «Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры).

М. Глинка. Ария Сусанина  (из оперы «Иван Сусанин»).

С. Прокофьев. Ария Кутузова «Вальс» Прокофьева – слушание, (из оперы «Война и мир»).

2

  2

2

   3

2

4. Можем ли мы услышать живопись

7

Можем ли мы «услышать» живопись

Лаборатория музыки

Русские в Париже

Потешные сцены

«Это - как музыка»…

Найти главный мотив и взять верный тон

Лаборатория музыки

  • внутренний слух и внутреннее зрение;
  • картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве;
  • ритм, колорит, пространство в музыке и живописи;
  • музыка и изображение как основа синкретичных жанров;
  • музыка и музыканты становятся живописными образами;
  • «звучащие» полотна;
  • «живописные» партитуры;
  • границы отдельных искусств не замкнуты;
  • искусства ежеминутно переходят одно в другое

К. Дебюсси «Празднества».

Военные сигналы. М. Равель

 А. Цфасман «Здорово».

 «Хабанера». Д. Кабалевский

И. Стравинский «Петрушка» (1 картина 1-й части балета). «Спокойной ночи».

Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге»

Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон».  

«Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта

1

1

1

  1

  1

 1

2

Тема урока

Элементы содержания

Хар-ка основных видов деятельности

Планируемые результаты

дата

план

факт

 1.  Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?  (9 ч.)

1

2

Музыка и литература

Песни без слов

Многообразие и богатство связей музыки и литературы:

  • особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров;

 Слушание музыки, пение, работа с учебником. инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение.

Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора;

3

Мелодия и слово

  • значение поэзии в вокальной музыке;

  • Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.

Образная природа в русской музыке

Слушание музыки,

работа с учебником.

Слушание, работа с учебником,

инструментальное музицирование,

Л: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

4

Лейся песенка моя

Л: углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры;

5

Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи

  • Богатство музыкальных образов в вокальной музыке
  • литература как идея или основа для создания программных и  непрограммных произведений;

Слушание музыки,

работа с учебником.

импровизация, драматизация исполняемых произведений

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора;

6

Лаборатория музыки

7

Знакомимся с песней, историей, людьми

формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов;

многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки;

Слушание музыки, пение, работа с учебником.

Л: потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

8

Из песни слова не выкинешь

9

Что может случиться с музыкой?

жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия

Слушание музыки, пение, работа с учебником.

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 ч.)

10,11

12

Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки

Музыка в рассказе

Музыка обогащает литературу:

  •  музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений;
  •  каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни;

Слушание музыки, пение, работа с учебником.

инструментальное музицирование,

Л: реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора;

13, 14

15,16

Вторая жизнь песни

Можем ли мы увидеть музыку

  • музыкальность как мера совершенства литературного текста;
  •  «говорящая» тема как критерий выразительности музыки;
  •  воспитание музыкой через литературу;

 музыка как компонент синкретичных жанров.

пение,

Слушание музыки, пение, работа с учебником

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

П: овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

3.Музыка и живопись (10 ч.)

17,18

«Расслышать» рассвет

Связь музыки с изобразительным искусством:

  • музыка рождает зрительные ассоциации;
  • картинность как характерное свойство русской классической музыки;
  • изображение рож-дает музыкальные ассоциации;
  • музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему;
  • «зримый образ»  как критерий яркого рельефного музыкального воплощения

Слушание музыки, пение, работа с учебником,

музыкально-пластическое движ ение,       пение,

музыкально-пластическое движение.

Слушание музыки, пение, работа с учебником,

М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

19,20

Песни гражданской войны

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

21,22

«Богатырская» тема в музыке и живописи

М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

23,24,

Героические образы в музыке и живописи

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

25,26

Слушайте, рассматривайте, изучайте

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

4. Можем ли мы услышать живопись (8 ч.)

27

Можем ли мы «услышать» живопись

  • внутренний слух и внутреннее зрение;

  • картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве;

  • ритм, колорит, пространство в музыке и живописи;

  • музыка и изображение как основа синкретичных жанров;

  • музыка и музыканты становятся живописными образами;

  • «звучащие» полотна;
  • «живописные» партитуры;

  • границы отдельных искусств не замкнуты;

  • искусства ежеминутно переходят одно в другое

Слушание музыки, пение, работа с учебником

инструментальное музицирование,      Слушание музыки, пение, работа с учебником

Слушание музыки, пение, работа с учебником, пение

инструментальное музицирование, работа с учебником, пение

   

инструментальное музицирование,   работа с учебником, пение

   

 

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

28

Лаборатория музыки

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

29,30

Русские в Париже

М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

31

Потешные сцены

М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

32

«Это - как музыка»…

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

33

Найти главный мотив и взять верный тон

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

34,35

Лаборатория музыки

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

Формы контроля: викторины, тестовые задания, музыкальные кроссворды.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения музыки пятиклассник должен:

  • - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания    специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
  • - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
  • - знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;
  • - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • Знать новые имена композиторов—К. Дебюсси и М. Равеля, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

  • - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом  движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a’capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
  • - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
  • - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.

- знать специфику музыки как вида искусства;

- понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

- знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

- знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

- уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

- узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

- различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

- размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

- определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

- знать специфику музыки как вида искусства;

- понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

- знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

- знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

- уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

- узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

- различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

- размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

- определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

6 кл.  Преобразующая сила музыки. В чём сила музыки?

7 кл. Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.

Музыка в современном мире: традиции и новаторство, музыка «легкая» и «серьезная», вечное и современное

Учащийся научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Учащийся должен уметь:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Примерное тематическое планирование уроков музыки

6-7 класс.

Тема

урока

Проблемный контекст урока

Примерный музыкальный материал

К-во

ч.

1 четверть  Преобразующая сила музыки   (15ч.)

Преобразующая сила музыки

Две стороны вопроса о связи музыки с жизнью неразделимы:

  • музыка воздействует на жизнь через человека, вызывая в нем определенные чувства и мысли, вызывая и поглощая энергию, сказывается на его деятельности и мировоззрении;

Жанровые особенности вальса.

Сравнение стилистических особенностей музыкального языка Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса.

  • накопление и анализ примеров влияния музыки на жизнь.
  • Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни. Стилист. музыкального языка П.И. Чайковского.
  • Музыка-отражение человеческих чувств, настроения;
  • Воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни;
  • Музыка способна укреплять (ослаблять) силу воли; возбуждать в человеке смелость; воспитывать доброту, благородство, гуманность, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишённым всякого благородства;
  • Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве

Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» Жак Брель «Вальс».

1

Искусство влияет на жизнь через человека

А. Островский «Маль   чишки и девчонки».

 Д.    Кабалевский «Чудо-музыка».

1

Задушевность лирической интонации  музыки

Вальс (фа минор). Ф. Шопен. Вальс (ми минор).

1

Музыка приносит человеку «утешению и опору»

П.    Чайковский. Симфо   ния    №    6 (вторая тема 1-й части). П. Чайковский.

 

1

Музыка с человеком  в горе и в радости

Русская народная песня «Зеленая    рощица». Русская народная песня. Во кузнице.

С.    Прокофьев «Повесть о настоящем человеке» (сцена из 5-й картины оперы).

1

Музыка - оружие в борьбе за свободу

М. Теодоракис «На побе  режье тайном». «Я ― фронт».

Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка»

Греческий народный танец «Сиртаки»

?», Высоцкий В. «Песня о друге».

Современные песни о войне.

1

Сила героической интонации

Человек – это звучит гордо.

  • Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена.

-Под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия;

-Влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всём его жизненном поведении.

Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха.

 Л.    Бетховен. Симфо  ния    №    5    (1-я часть).

Л. Бетховен «Соната №7», экспозиция.

Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка»

И.С. Бах «Органная фуга», фуга ре-диез минор из I тома «ХТК», произведения по выбору из «Нотной тетради А.М. Бах».

И.С. Бах «Весенняя песня»

1

1

И.С. Бах «Весенняя песня»

И.С. Бах «Прелюдия» ми минор

Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20»

А. Городницкий Песня «Атланты»

1

Музыка помогает в трудную минуту

2 четверть   Преобразующая сила музыки (продолжение)

Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории

-осознать, что «музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила» (Д.Б.Кабалевский);

усвоить термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация;

-знать и объяснять значение музыкальной терминологии: шан сон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония;

-Характерные черты русской народной лирической песни. Близость музыки С.В.Рахманинова народной песне. Воплощение в музыке С.В.Рахманинова образов природы и России. Особенности жанра инструментального концерта. Исполнительское мастерство С.В.Рахманинова.

- Отражение в музыке А.Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи. «Мятежный» дух музыки А.Скрябина. Технические и художественные особенности жанра этюда. Исполнительское мастерство А. Скрябина.

С. Прокофьев «Мы идем тесной кучкой» и «Революция» из кантаты «К 20-летию Октября».

1

Взволнованные интонации музыки

С. Рахманинов. Концерт №    2 для фортепиано с оркестром (1 часть)

Р.н.п. «Степь да степь кругом»

А. Скрябин. Этюд (соч. 8, №    12).

Л.Дербенев «Сторона моя»

М. Таривердиев «Песни о далекой Родине»

2

Сатирические интонации в музыке

  • Сила сатиры в искусстве. Специфические особенности сатирического изображения в музыке. Музыкальные характеристики Звездочета, Петушка, царя Додона, Шемаханской царицы и т.д. Исторические параллели с событиями первой русской революции.

  • Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Роль музыки в жизни человека и его влияние на мысли, чувства, настроение людей.
  • характеризовать новые музыкальные инструменты: орган, бузуки; знать их строение, структуру, способы, особенности звукоизвлечения и исполнения.

Н. Римский-Корсаков. «Шествие» (из оперы «Золотой петушок»). Г. Эйслер «Песня единого фронта».

2

Музыка Рождества

Тропарь, вертеп, ладан, коляда, колядки.

1

3-4 четверть   В чем сила музыки (19 ч.)

Красота и правда в искусстве жизни.

Красота и правда музыки о героях ВОВ.

Красота и правда музыки И.С. Баха.                

Красота и правда шутливой музыки.

        

Красота природы и правда отображения ее в музыке.

Сила нравственной красоты человека в музыке.

        

В чём сила музыки В. А. Моцарта.

Разнообразие красоты и выразительности в музыке.

Красота и правда музыки о детях.

 Красота и правдивость музыки в единстве народного и композиторского творчества.

Единство содержания и формы –красота музыки.

        

Красота и правда «легкой» и «серьёзной» музыки.

Никто не забыт, ничто не забыто.

Жизненная сила музыки П.И. Чайковского

«Гармония красоты и правды в жизни и музыке»         

Жизненная правда неотделима от правды искусства так же, как красота искусства неотделима от жизненной красоты:

-красота музыки заключается в том, что она выражает, о чем рассказывает;

красота музыки заключается в том, как она рассказывает;

-неправда и красота несовместимы;

-точно найденные слова и музыкальные интонации помогают поэту и композитору в их творчестве – делают их искусство красивым и правдивым;

  -музыка бывает красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни; Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях.

  -музыка великих композиторов красива и правдива, потому что в ней выражается широкое жизненное содержание;

-богатство средств музыкальной выразительности – необходимый для создания музыкальной красоты инструмент;

-в каждом музыкальном произведении независимо от его жанра и масштабов есть хоть малая частица жизни – это  есть жизненное содержание музыки;

-музыка «возвращает в жизнь» не только то, что «от жизни взяла», но зачастую добавляя что-то новое, чего раньше в жизни не было;

-сопоставляя  музыкальный образ с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков, учимся воспринимать его содержание

когда жизненное "содержание воплощено в музыкальном произведении та   лантливо и мастерски, тогда возникает  про   изведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразующую роль в жизни.

-силы воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой;

-понять: противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь;

-музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость;

-музыка уродливая и лживая может принести человеку только вред.

Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта.

Самостоятельный содержательный анализ:

-восприятие содержание музыкального образа,  в  сопоставлении его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков;

Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова.

Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского.

М. Глинка. Ария Сусанина.  Хор «Славься».

В.    Соловьев-Седой «Баллада о солдате».

Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы»

А. Розенбаум  «А может, не было войны»

А. Мурадели, сл. А Соболева «Бухенвальдский набат»

В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой»

Л.Квинт, сл. Кострова «Здравствуй, мир!»

И.С. Бах  «Шутка» из Сюиты    № 2. Вокализ № 1. Двухголосный полифонический вокализ    №    1.

И.    Стравинский. Сюита № 2. «Улица хмурится». А. Зацепин «Ты слышишь, море?»

«Марш», «Вальс», «Полька», «Галоп».

Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка».

А.Журбин «Планета детства».

Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки, Песня Леля,

Сцена таянья Снегурочки  (из оперы «Снегурочка).

Г.    Свиридов «Время, вперед!» (увертюра).

Д.    Кабалевский. Концерт    №    3 для фортепиано с оркестром (Финал).

В.    Моцарт «Маленькая ночная серенада» (рондо). В.    Моцарт «Реквием».

Моцарт «Фантазия» для фортепиано

С. Намин «Мы желаем счастья вам»

Б. Окуджава «Песня о Моцарте»

С. Прокофьев. Сюита «Зимний костер» (Отъезд)». Д.    Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы».

 В.    Салманов «Увели нашу подружку» (4-я часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»).

В. Мартынов «Лебединая верность»

С.    Рахманинов «Весенние воды».

С.В. Рахманинов «Концерт №2» для фортепиано с оркестром, 1 часть

Ю. Чичков «Песня про жирафа». Ф. Бахор «Мараканда».

И. Штраус. Вальс из оперетты «Летучая мышь».

Д. Кабалевский «Маленький реквием».

П. Чайковский. Концерт    №    1 для фортепиано с оркестром (2-я и 3-я части).

П.И. Чайковский «Я ли в поле, да не травушка была»

Украинская народная песня «Веснянка».

П.И. Чайковский.

Т. Хренников, сл. Матусовского «Московские окна»

Музыкальные произведения по выбору учащихся и учителя

1

1

1

2

1

1

   2

2

1

1

1

2

1

1

2

7 класс

1-2 четверть Музыкальный  образ (16ч.)

Образы войны и мира.

Образ покоя и тишины

Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ.

Драматический образ

Лирический образ.

Образ страдания.        

Образ борьбы и победы

Картины народной жизни

Образ современной молодежи.        

Романтические образы.

Разнообразие музыкальных образов

Образ грусти

Если музыка — сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.

Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор  создаёт музыкальные  образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нём музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие.  

Учиться воспринимать и понимать содержание музыкального образа – это значит  развивать свою способность слышать, понимать и уметь охарактеризовывать с точки зрения жизненного содержания и музыкального воплоще   ния (формы) разные типы музыкальных образов.

Показать, как в музыке из нескольких образов рождается один- образ героя, содействовать воспитанию патриотизма.

Показать связь ритма с другими элементами муз.языка на примере «Болеро»

Расширить преставление о муз. Форме как средстве воплощения образного содержания.

С. Прокофьев.  Вальс,  Ария Кутузова, Тема войны, Полонез и др. фр-ты из оперы «Война и мир».  Д.    Шостакович.

М.Глинка «Ария Сусанина»,

С.    Рахманинов «Весенние воды», «Островок» Русская народная песня «Милый мой хоровод». .

А. Новиков. «Дороги». «Баллада о солдате»

Ф. Шуберт «Лесной царь».

Ф.Шуберт Серенада

Л. Бетховен. Соната    №  14.

Скрябин. Этюд №    12 (соч 8.) , Прелюдия (соч. 5, № 4).

 Л.    Бетховен «Эгмонт» (увертюра), «Песня Клерхен».

М.    Равель «Болеро».

Ф.    Лист. Вторая рапсодия.

К. Молчанов «Песня туристов» (из оперы «А зори здесь тихие»). Пит Сигер «Песня о молоте»

Б. Дварионас «Деревянная лошадка». В. Лаурушас «В     путь». Ф.    Шопен. Вальсы. 

А.    Пахмутова «Звездопад».

И.С. Бах. Органная фуга (ля-минор), Органная токката и фуга ре минор.

Я. Сибелиус «Грустный вальс». 

Вила Лобос. Ария из «Бразильской бахианы». Э.    Колмановский «Вальс о вальсе».

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

3-4 четверть Музыкальная драматургия (18 ч.)

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.        

Столкновение двух образов – основа драматургии.        

«А значит, нам нужна одна Победа!»

Драматургия контрастных сопоставлений

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Жизнь полонеза

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

Хвала природе

Лаборатория музыки

Сонатная форма

Противостояние музыкальных образов в одном произведении

Интонационное единство  оперы (балета)

Над чем надо подумать и что ещё послушать

  • От наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального образа к  наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, к музыкальной  драматургии;
  • Различные музыкальные образы не только сопоставляются, не только вступают в противоречие, но и в открытые столкновения друг с другом, и на место самостоятельного их развития приходит развитие «конфликтное»;
  • Основной принцип сонатной формы    – столкновение или сопоставление двух контрастных образов (музыкальных тем) и их развитие на этой основе;
  • Разновидности сонатных форм возникают в зависимости от образного наполнения каждого произведения, от специфики авторской идеи.

Понятие «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и внешнем — как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком — как музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени.

Воззрения на мир и на человека —содержательная основа музыкального произведения.

Духовный мир человека  – ключевое понятие в разрешении проблемы, что такое современное в искусстве: добро и зло, возвышенное и низменное (обыденное), прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, переживания отдельного человека или всего человечества и т.д.

«Свободное плаванье»:

«благоговение перед  жизнью»,  «воля-к-жизни», стремление достичь высшей степени совершенства, которое заложено в их природе.

«Мотив к жизни» – поиск красоты и правды.

Музыка «серьезная» и «легкая»:

  • различие между двумя значениями понятий «легкая музыка» и «серьезная, связанное с особенностями восприятия и содержания произведений;
  • мода, стиль, вкус и гений

М. Глинка. Увертюра (из оперы «Руслан и Людмила»).

Г. Струве «Школьный корабль».

Симфония №    7 (1 ч.). 

Д.Шостакович

 А.    Александров «Священная война».

В. Мурадели «Бухенвальдский набат».  Д. Тухманов «День Победы».

А. Эшпай «Венгерские напевы».

Ф.Лист «Рапсодия №2»

Э.    Григ. Соната для Виолончели с фортепиано. Д.    Кабалевский «Счастье».  

М. Огиньский. Полонез.

Ф.    Шуберт «В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»).

В.    Моцарт. Симфония №    40.

 Л. Бетховен «Хвала природе». Л. Бетховен. Симфония №    6, Симфония №    9. 

И.С.    Бах «Хорал». И.С. Бах «Речитатив». «Хор и Ария альта» ( из «Страстей по Матфею»). С. Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин.

Л.Бетховен «Эгмонт»

Дж. Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром

(I    часть).

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

С.    Прокофьев «Золушка» (фрагменты из балета).  Дж. Верди. «Песенка Герцога».

И.    Дунаевский «Песня об акации» (из оперетты «Белая акация»).

П.И.    Чайковский. Симфония №    4 (3    ч.). Э.    Ф.    Лэй «История любви». «Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…»  Дж.    Леннон и П.    Маккартни «Потому что».

Русская народная песня «Комара женить мы будем».

С. Прокофьев. Классическая  симфония

И.    Штраус «Полька-пиццикато».

2

1

1

1

2

1

2

  1

1

2

2

2

1

Тема урока

Элементы содержания

Хар-ка основных видов деятельности

Планируемые результаты

дата

план

факт

1 четверть  Преобразующая сила музыки   (15ч.)

1

Преобразующая сила музыки

Две стороны вопроса о связи музыки с жизнью неразделимы:

музыка воздействует на жизнь через человека, вызывая в нем определенные чувства и мысли, вызывая и поглощая энергию, сказывается на его деятельности и мировоззрении;

Работа с учебником, слушание музыки.

импровизация, драматизация исполняемых произведений

Слушание музыки,

работа с учебником.

инструментальное музицирование,   работа с учебником, пение

пение, работа с учебником

2

Искусство влияет на жизнь через человека

накопление и анализ примеров влияния музыки на жизнь.

3

Задушевность лирической интонации  музыки

Жанровые особенности вальса.

Сравнение стилистических особенностей музыкального языка Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса.

4

Музыка приносит человеку «утешению и опору»

Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни. Стилист. музыкального языка П.И. Чайковского.

5

Музыка с человеком  в горе и в радости

Музыка-отражение человеческих чувств, настроения;

Воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни;

6

Музыка - оружие в борьбе за свободу

Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве

7

Сила героической интонации

Музыка способна укреплять (ослаблять) силу воли; возбуждать в человеке смелость; воспитывать доброту, благородство, гуманность, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишённым всякого благородства;

Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету,через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена.

Слушание музыки,

работа с учебником.

Вокально-хоровая работа

Пение, слушание музыки

Слушание музыки,

работа с учебником.

8

Человек – это звучит гордо.

Под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия;

-Влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всём его жизненном поведении.

9

Музыка помогает в трудную минуту

Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха.

2 четверть   Преобразующая сила музыки (продолжение)

10

Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории

осознать, что «музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила» (Д.Б.Кабалевский);

усвоить термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация;

-знать и объяснять значение музыкальной терминологии: шан сон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония;

-Характерные черты русской народной лирической песни. Близость музыки С.В.Рахманинова народной песне. Воплощение в музыке С.В.Рахманинова образов природы и России. Особенности жанра инструментального концерта. Исполнительское мастерство С.В.Рахманинова.

Слушание музыки,

Знакомство с материалами учебника, выделять главное.

Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения.

Хоровое исполнение песни.

Слушание музыки,

работа с учебником.

Пение, слушание музыки

Вокально-хоровая работа

слушание музыки, драматизация исполняемых произведений

 драматизация исполняемых произведений, Пение, слушание музыки

11,12

Взволнованные интонации музыки

- Отражение в музыке А.Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи. «Мятежный» дух музыки А.Скрябина. Технические и художественные особенности жанра этюда. Исполнительское мастерство А. Скрябина.

13,14

Сатирические интонации в музыке

Сила сатиры в искусстве. Специфические особенности сатирического изображения в музыке. Музыкальные характеристики Звездочета, Петушка, царя Додона, Шемаханской царицы и т.д. Исторические параллели с событиями первой русской революции.

15

Музыка Рождества

Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Роль музыки в жизни человека и его влияние на мысли, чувства, настроение людей.

характеризовать новые музыкальные инструменты: орган, бузуки; знать их строение, структуру, способы, особенности звукоизвлечения и исполнения.

3-4 четверть   В чем сила музыки (19 ч.)

16

Красота и правда в искусстве жизни.

Жизненная правда неотделима от правды искусства так же, как красота искусства неотделима от жизненной красоты:

-красота музыки заключается в том, что она выражает, о чем рассказывает;

 

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

Слушание музыки.

Вокально-хоровая работа

17

Красота и правда музыки о героях ВОВ.

                

-точно найденные слова и музыкальные интонации помогают поэту и композитору в их творчестве – делают их искусство красивым и правдивым;

Знакомство с материалами учебника, выделять главное.

Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения.

Хоровое исполнение песни.

18

Красота и правда музыки И.С. Баха.

-музыка великих композиторов красива и правдива, потому что в ней выражается широкое жизненное содержание;

-богатство средств музыкальной выразительности – необходимый для создания музыкальной красоты инструмент;

Слушание произведения и его анализ.

19,

20

Красота и правда шутливой музыки.

красота музыки заключается в том, как она рассказывает;

-неправда и красота несовместимы;

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

Слушание музыки.

Вокально-хоровая работа

21

Красота природы и правда отображения ее в музыке.

  -музыка бывает красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни; Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях. Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова.

22

23-24

Сила нравственной красоты человека в музыке.

        

В чём сила музыки В. А. Моцарта.

-музыка «возвращает в жизнь» не только то, что «от жизни взяла», но зачастую добавляя что-то новое, чего раньше в жизни не было;

-силы воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой;

-понять: противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь;

Слушание произведения и его анализ.

Выписывание определений в рабочую тетрадь

Слушание, определение композитора.

Вокально-хоровая работа

25-26

Разнообразие красоты и выразительности в музыке.

-музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость;

Знакомство с материалами учебника, выделять главное.

Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения.

Хоровое исполнение песни.

27

Красота и правда музыки о детях.

Самостоятельный содержательный анализ:

-восприятие содержание музыкального образа,  в  сопоставлении его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков;

28

Красота и правдивость музыки в единстве народного и композиторского творчества.

Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта.

Выписывание определений в рабочую тетрадь

29

Единство содержания и формы –красота музыки.

сопоставляя  музыкальный образ с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков, учимся воспринимать его содержание

когда жизненное "содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, тогда возникает  произведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразующую роль в жизни.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

Слушание музыки.

Вокально-хоровая работа

30,31

Красота и правда «легкой» и «серьёзной» музыки.

        

когда жизненное "содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, тогда возникает  произведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония.

Знакомство с материалами учебника, выделять главное.

Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения.

Хоровое исполнение песни.

32

Никто не забыт, ничто не забыто.

-музыка уродливая и лживая может принести человеку только вред.

33

Жизненная сила музыки П.И. Чайковского

Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского.

Слушание, определение композитора

Вокально-хоровая работа

34-35

«Гармония красоты и правды в жизни и музыке»

-в каждом музыкальном произведении независимо от его жанра и масштабов есть хоть малая частица жизни – это  есть жизненное содержание музыки;

Вокально-хоровая работа

7 класс

Тема урока

Элементы содержания

Хар-ка основных видов деятельности

Планируемые результаты

дата

план

факт

1-2 четверть Музыкальный  образ (16ч.)

1,2

Образы войны и мира.

Если музыка — сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.

 

Вокально-хоровая работа

Работа с текстом учебника.

Слушание произведения и его анализ.

3

Образ покоя и тишины

Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор  создаёт музыкальные  образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

ответы на вопросы.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

4

Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ.

Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нём музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие.  

Вокально-хоровая работа

5

Драматический образ

Учиться воспринимать и понимать содержание музыкального образа – это значит  развивать свою способность слышать, понимать и уметь охарактеризовывать с точки зрения жизненного содержания и музыкального воплощения (формы) разные типы музыкальных образов.

Работа с текстом учебника.

6

Лирический образ

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

7

8-9

Образ страдания.        

Образ борьбы и победы

Формировать эмоциональное отношение к музыкальному образу, показать целостность выражения музыкальной мысли.

Показать, как в музыке из нескольких образов рождается один- образ героя, содействовать воспитанию патриотизма.

ответы на вопросы.

Слушание произведения и его анализ.

10,11

Картины народной жизни

Показать связь ритма с другими элементами муз.языка на примере «Болеро»

Расширить преставление о муз. Форме как средстве воплощения образного содержания.

Слушание произведения и его анализ.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

12

Образ современной молодежи.        

Воспитание интернационализма, патриотизма, нравственности

Вокально-хоровая работа

Слушание произведения и его анализ.

13

Романтические образы.

Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

14

Разнообразие музыкальных образов

Уметь определять развитие образа произведения если известна его форма

Работа с текстом учебника. ответы на вопросы.

15-16

Образ грусти

Показать, что музыкальные образы бывают различные, но они воплощают в музыке какую- то частицу жизни, проследить за развитием музыкального образа.

Слушание произведения и его анализ.

3-4 четверть Музыкальная драматургия (18 ч.)

17-18

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.        

От наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального образа к  наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, к музыкальной  драматургии;

 

Работа с текстом учебника.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

19

Столкновение двух образов – основа драматургии.        

Различные музыкальные образы не только сопоставляются, не только вступают в противоречие, но и в открытые столкновения друг с другом, и на место самостоятельного их развития приходит развитие «конфликтное»;

Работа с текстом учебника. ответы на вопросы.

20

«А значит, нам нужна одна Победа!» 

Показать, как в произведениях искусства ( музыки, лит-ре, живописи), изображена сила и мощь сов. народа, победившего фашизм

Вокально-хоровая работа

Слушание произведения и его анализ.

21-22

Драматургия контрастных сопоставлений

«Свободное плаванье»:

«благоговение перед  жизнью»,  «воля-к-жизни», стремление достичь высшей степени совершенства, которое заложено в их природе.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

23

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Духовный мир человека  – ключевое понятие в разрешении проблемы, что такое современное в искусстве: добро и зло, возвышенное и низменное (обыденное), прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, переживания отдельного человека или всего человечества и т.д.

Слушание произведения и его анализ.

24-25

Жизнь полонеза

Формирование представлений о развитии музыкального образа и их взаимосвязи в муз драматургии.

Работа с текстом учебника.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

26

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

Воззрения на мир и на человека —содержательная основа музыкального произведения.

ответы на вопросы.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

27

Хвала природе

Понятие «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и внешнем — как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком — как музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени.

Вокально-хоровая работа

28

Лаборатория музыки

Работа с текстом учебника. ответы на вопросы.

29,30

Сонатная форма

Разновидности сонатных форм возникают в зависимости от образного наполнения каждого произведения, от специфики авторской идеи.

Основной принцип сонатной формы    – столкновение или сопоставление двух контрастных образов (музыкальных тем) и их развитие на этой основе;

Слушание произведения и его анализ.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

31,32

Противостояние музыкальных образов в одном произведении

Почувствовать взаимодействие музыкальных оюразов, и их развитие и борьбу противоположностей

Работа с текстом учебника.

33-34

Интонационное единство  оперы (балета)

Определить драматургию балета, доказать, что единство оперы (балета) достигается интонационным единством, пронизывающим весь спектакль

Вокально-хоровая работа

Слушание произведения и его анализ.

35

Над чем надо подумать и что ещё послушать

ответы на вопросы.

Описание учебно-методического и материально-технического

 обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка»

Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):

  1. Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).
  2. Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
  3. В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5-7 кл.

Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора.


[1]         Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и многое другое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр

Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто со...

Рабочие программы по музыке 5-7 класс«Школа XXI века», В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.

Рабочие программы по Музыке для 5–7-го классов общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, со...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ ДЛЯ 5К (Н) КЛАССА

Адаптированная рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В основу а...

Рабочая программа по "Музыке" для 3,4 и 5 классов на 2017 - 2018 учебный год.

Данная программа составлена по «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР – М.: 1984г....

Рабочая программа по "Музыке и движению" для 0 - 3 классов по ФГОС О с у/о для обучающихся с ТНМР (вариант II) на 2018 – 2019 учебный год

Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант II;Программы «О...