"Музыкальные инструменты" с использованием новых образовательных технологий и ЭОР
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Ефимова Александра Владимировна

 

 Музыкальные инструменты

 

Тема: «Музыкальные инструменты».

Цель урока: знакомство с музыкальными инструментами.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • формировать знания о  музыкальных инструментах, струнных и других видах инструментов.
  • Развивающие:
  • развивать музыкальный и ритмический слух,  вокально-хоровые навыки и умения;
  • развивать навыки коммуникативной компетенции, такие, как слышать и слушать товарищей, совместно выполнять задания в парах;
  • формировать умения классификации инструментов.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
  • воспитывать позитивное отношение к искусству;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Музыкальный материал: песня «Веселый музыкант» А Филлипенко, «Квартет № 2» А.Бородина, русская народная песня «Светит месяц» в исполнении оркестра балалаечников, Локшин «Былинные наигрыши», звучание скрипки, балалайки, бубна, дудочки.

Наглядные пособия: Виктор Васнецов «Гусляры», изображения музыкальных инструментов.

ТСО: Музыкальный центр, СD – диски, видеопроектор.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzykalnye_instrumenty.docx509.6 КБ
Файл 12.pptx451.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты 

Тема: «Музыкальные инструменты».

Цель урока: знакомство с музыкальными инструментами.

Задачи урока: 

  • Образовательные: 
  • формировать знания о  музыкальных инструментах, струнных и других видах инструментов.
  • Развивающие:
  • развивать музыкальный и ритмический слух,  вокально-хоровые навыки и умения;
  • развивать навыки коммуникативной компетенции, такие, как слышать и слушать товарищей, совместно выполнять задания в парах;
  • формировать умения классификации инструментов.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
  • воспитывать позитивное отношение к искусству;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Музыкальный материал: песня «Веселый музыкант» А Филлипенко, «Квартет № 2» А.Бородина, русская народная песня «Светит месяц» в исполнении оркестра балалаечников, Локшин «Былинные наигрыши», звучание скрипки, балалайки, бубна, дудочки.

Наглядные пособия: Виктор Васнецов «Гусляры», изображения музыкальных инструментов.

ТСО: Музыкальный центр, СD – диски, видеопроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, дыхательная гимнастика, распевка.

У: Ребята, сейчас вы услышите песню «Веселый музыкант», вы мне должны сказать на каких музыкальных инструментах он играл.

Исполнение 1 и 2 куплета песни учителем.

У: На каких инструментах играл музыкант?
У: Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока «Музыкальные инструменты», сегодня мы поговорим об инструментах и попробуем их отнести к различным видам.
У: Какие музыкальные инструменты вы знаете?

2. Разучивание песни

У: Ребята покажите, как играют на скрипке, на балалайке.

Исполнение песни и показ игры на инструментах.

У: Ребята, чем похожа скрипка и балалайка?

У: Правильно, у них есть струны и поэтому их называют струнными.
У: Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.
У: А чем эти инструменты отличаются?
У: Звучание  скрипки и балалайки разное, послушайте, как звучит скрипка.

Слушание отрывка из Квартета №2 А.Бородина

У: Скажите, как звучит музыка в исполнении скрипки?

У: На каком инструменте ещё играл наш музыкант?
У: Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. Когда не было телевидения, компьютеров и телефонов люди потешались игрой на балалайке, пели, плясали. Ни одного гуляния не обходилось без балалайки. Музыканта, который играет на балалайке называют балалаечником. Послушайте, как задорно звучит балалайка.

Слушание русской народной песни «Светит месяц» в исполнении оркестра балалаечников.

У: Выберите слова, которые характеризуют, как звучит музыка в исполнении балалайки.

У: Ребята, значит, музыка может нам нести разное настроение.
У: Ребята, а когда звучит балалайка, что хочется делать больше всего?
У: Правильно, танцевать

3. Танец и физминутка

У: Ребята, а с какими инструментами мы познакомились?
У: А почему они называются струнными?
У: Какие ещё струнные инструменты вы знаете?
У: Еще один очень старинный струнный инструмент – гусли. Музыканта, который играл на гуслях называли гусляром и был он не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем, так как знал он огромное множество былин разных, но не рассказывали их, а распевал, сопровождая свое пение игрой на гуслях.

Слушание отрывка из былины о Садко в сопровождении «Былинных наигрышей» Локшина.

У: Ребята, как звучала музыка?
У: Определите какой инструмент лишний…, а почему?
У: А к какому виду инструментов относятся ложки?
У: Значит, есть ещё другие виды инструментов?!

4. Работа по парам

Задание 1.

На парте находятся конвертики с изображением музыкальных инструментов, учащиеся должны:

1. ПРОСЛУШАТЬ фрагмент
2. ОБСУДИТЬ в паре и определить какой инструмент звучит.
3. Показать КАРТОЧКУ ТОГО ИНСТРУМЕНТА, КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ

У: Итак, слушаем! (Звучание скрипки, балалайки, бубна, дудочки)
У: Ребята, какие инструменты у нас появились ещё, кроме тех с которыми мы уже познакомились?
У: Дудочка, а как на ней играют, покажите.
У: Как вы думаете, это струнный инструмент или нет?
У: А почему это не струнный инструмент?
У: К какому виду инструментов мы отнесем дудочку?
У: Какой еще инструмент появился?
У: Бубен, а как на нем играют, покажите.
У: Как вы думаете, к  какому виду  инструментов относится бубен?
У: Итак, оказывается, кроме струнных инструментов существуют духовые и  ударные инструменты, с которыми мы будем знакомиться на последующих уроках.

Задание 2.

В другом конверте находятся иллюстрации с разными музыкальными инструментами, обучающиеся должны самостоятельно распределить инструменты по видам: струнные, духовые, ударные инструменты. На красное поле  располагают струнные инструменты, на синее духовые, на зеленое – ударные.

У: Самопроверка.
У: На каком инструменте ещё играл «Веселый музыкант»?

Исполнение 3  куплета песни учителем.

У: К какому виду инструментов относится барабан?

Исполнение всей песни полностью с имитацией игры на музыкальных инструментов

5. Итог урока

У: Ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?
У: Какие виды инструментов мы определили?

6. Домашнее задание

У: Вы получите шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы.

Учитель раздает шаблоны балалаек обучающимся. Окончание урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные инструменты Загадки с картинками

Слайд 2

Музыка́льные инструме́нты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения. Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные, духовые, язычковые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

Слайд 3

Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн . Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар. К струнным щипковым относятся арфа, балалайка, домра, домбра, уд, гусли, гитара, лютня, бузуки , мандолина и подобные им. К струнным смычковым относятся такие оркестровые инструменты как кобыз , скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также виола да гамба , виола д'амур,баритон , шведский народный инструмент никельхарпа и норвежская традиционная скрипка хардангерфеле .

Слайд 4

Домра Мандарина Домбра Гусли Арфа Лютня

Слайд 5

скрипка В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт-заливается. Как называется?

Слайд 6

Виолончель Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду. Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может: То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко. Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт, Не контрабас и не свирель, зовут его…

Слайд 7

Контрабас Музыкант смычок берёт, К инструменту он идёт. Назовём мы как сейчас В оркестровой яме бас?

Слайд 8

Балалайка Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок - тонкий, Голосок - звонкий. Треугольник, три струны – звуки звонкие важны. Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею! Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная…

Слайд 9

Гитара Шестиструнку-чужестранку , Этот звонкий инструмент, Романтичную испанку, Любят бард, солдат, студент, И заслуженный артист, И нагруженный турист.

Слайд 10

Духoвы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук. Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами. К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот , саксофон. Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков , путём изменения силы вдуваемого потока воздуха и положения губ. К медным духовым инструментам относятся современные валторна, труба, корнет, флюгельгорн , тромбон, туба.

Слайд 11

Саксофон Он на солнце заблестит, Нежным звуком одарит. В джазе самый первый он, Серебристый …

Слайд 12

Трубы Первые марши играют военные, Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крышах стоят, Дружно зимою все сильно дымят.

Слайд 13

Тромбон Этот медный духовой то короче, то длиннее. Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он. Как зовут его?

Слайд 14

Кларнет Это что за инструмент? Ясно музыка звучала, В чёрный фрак всегда одет, пуговицы из металла. Есть на нём утиный клюв, может птицей прокричать. Но запомни: не подув, музыку нельзя сыграть! Голос чистый, голос ясный, ты запомнил или нет? Этот инструмент прекрасный называется…

Слайд 15

Валторна Три медных подруги – три лучших подруги. В оркестре они помогают друг другу. Играют подруги то громко, то тихо, Их медные платья закручены лихо.

Слайд 16

Гобой Французы музыкальный инструмент высоким деревом давным –давно прозвали. Задумчивей его в оркестре нет, за нежный голос инструменту имя дали, А был простым пастушеским, рожком пел песни он когда–то над лужком…

Слайд 17

Фагот Деревянный духовой, не кларнет и не гобой, Низким голосом поёт, называется…

Слайд 18

Флейта Весёлая птичка в орешнике пела, Лесного ручья где–то струйка звенела, А, может, в траве колокольчик звенел? А, может, не птичка, а ветер свистел? Весёлую, звонкую песенку лета Пропела волшебная дудочка…

Слайд 19

По звуковысотности ударные инструменты делятся на: Ударные инструменты с определённой высотой звучания , которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других; Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания , которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие. По звукообразованию ударные инструменты делятся на: Мембранофоны — инструменты, в которых звучащим телом является натянутая мембрана из кожи или пластика. К ним относятся литавры, барабаны, бубен, бонго , дхол , том-томы и др. Идиофоны — инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент, либо состоящие из целиком звучащих тел. (треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики) Идиофоны по материалу дополнительно делятся на Металлические идиофоны , звучащие элементы которых сделаны из металла — треугольник, вибрафон, колокольчики; Деревянные идиофоны , звучащие элементы, которых сделаны из дерева — деревянная коробочка, корейские колокола, ксилофон. Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.) Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Слайд 20

Виброфон Ксилофон Литавра Кастаньеты Бубен Деревянная коробочка

Слайд 21

Колокольчики Купи, денег не жалей Со мной ехать веселей. Голова об шапку — бом! И на всю округу — гром!

Слайд 22

Тарелки Знайте они с барабаном соседи. Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их не пустяк, не безделка, в музыке тоже бывают…

Слайд 23

Треугольник В самый сказочный момент вступит этот инструмент. Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет! Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит. А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра. Знает это каждый школьник. Что такое...

Слайд 24

Трещотки Деревянные пластинки, разноцветные картинки, Стучат, звенят – плясать велят!

Слайд 25

БАРАБАН Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый ... Деревянные сестрички, Две сестрички-невелички, Застучали по бокам. Я ответил: трам-там-там. Самый шумный инструмент, круглый и большой. Если палочкой ударишь – раздаётся гром!

Слайд 26

Гармо́ника — общее название для различных видов язычковых, пневматических, в основном клавишных музыкальных инструментов. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха, нагнетаемого при помощи меха, или путём выдувания через рот исполнителя (губная и мелодическая гармоники) У большинства ручных гармоник имеется правая и левая клавиатуры, располагающиеся на двух полукорпусах инструмента, между которыми находится мех. Играют на ручных гармониках двумя руками сидя или стоя. Ножные гармоники - В оздействие на мех производится ногами. Губная гармоника )— язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов губная гармоника не имеет клавиатуры, вместо неё используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Слайд 27

Аккордеон От гармони Он родился, С пианино Подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовёшь?

Слайд 28

Баян У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой…

Слайд 29

Гармонь В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Ящик на коленях пляшет — То поёт, то горько плачет. Морщинистый Тит всю деревню веселит. Пуговки есть, а не рубашка, Не индюшка, а надувается, Не птичка, а поёт-заливается.

Слайд 30

Рояль Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? У какого инструмента Есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, Элегантный наш ...

Слайд 31

Фортепиано Форте – громко, пиано – тихо. Кто наигрывает мне? Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно…

Слайд 32

Орган Он церковный наш служитель. Был для Баха вдохновитель. Весь оркестр заменит один. Как называется тот господин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе по музыке

Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей...

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...