Музыка и история. Крепка Россия единением времён
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Урок в 7 классе

Раздел: Музыка в современном мире. Традиции и инновации

Тема урока: «Музыка и история. Крепка Россия единением времён»

Цели и задачи: Познакомить с музыкой, написанной о Русско-японской войне 1904-1905 гг. Выяснить, как музыка откликнулась на трагические события русской истории.

Личностные:

  • Формирование уважительного отношения к истории своей страны.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

          Метапредметные:

  • Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  • Умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения.

 

             Предметные:

  • Формирование музыкальной культуры, как части                 общедуховной культуры.
  • Формирование потребности в общении с музыкой
  •  Развитие  общих музыкальные способностей
  • Воспитание музыкально Умение выражать свои впечатления о музыке.
  • Выразительное исполнение музыкальных произведений.
  •  

Музыкальный материал:

«Крепка Россия единение времён» песня В. Кузёма

«Голубая ночь над Порт Артуром» вальс

Песня «Варяг» -видео

 «На сопках Маньчжурии» И. Шатров видео и аудио версии

 «Прощание Славянки» В. Агапкин

 «Российский флаг» Денис Майданов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку2.93 МБ
Файл Конспект урока30.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка и история Крепка Россия единением времен!

Слайд 10

Макаров Степан Осипович (1848-1904) Военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Командовал тихоокеанским флотом. Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов погиб в русско-японскую войну.

Слайд 11

Вереща́гин Васи́лий Васи́льевич (1842—1904) Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Погиб (31 марта) 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура .

Слайд 13

Памятник героям русско-японской войны во Владивостоке .

Слайд 14

Капитан В. Ф.Руднев

Слайд 15

РАПОРТ КАПИТАНА РУДНЕВА … Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы… Огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа «Варяга» - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду. Подписал: командир крейсера « Варяг» капитан 1 ранга Руднев 6 февраля 1904 г.»

Слайд 16

Варяг Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает!

Слайд 17

Илья Алексеевич Шатров

Слайд 18

НА СОПКАХ МАНЧЖУРИИ Ночь подошла, Сумрак на землю лег, Тонут во мгле пустынные сопки, Тучей закрыт восток. Здесь, под землей, Наши герои спят, Песню над ними ветер поет и Звезды с небес глядят. То не залп с полей долетел - Это гром вдали прогремел. 2 раза И опять кругом все так спокойно, Все молчит в тишине ночной . Спите, бойцы, слава навеки вам! Нашу отчизну, край наш родимый Не покорить врагам

Слайд 19

НА СОПКАХ МАНЧЖУРИИ Ночь подошла, Сумрак на землю лег, Тонут во мгле пустынные сопки, Тучей закрыт восток. Здесь, под землей, Наши герои спят, Песню над ними ветер поет и Звезды с небес глядят. То не залп с полей долетел - Это гром вдали прогремел. 2 раза И опять кругом все так спокойно, Все молчит в тишине ночной . Спите, бойцы, слава навеки вам! Нашу отчизну, край наш родимый Не покорить врагам

Слайд 21

Марш «Прощание славянки» 7 ноября 1941 года в 8 утра на Красной площади выстроился сводный оркестр: до последнего музыканты не знали, на каком мероприятии им предстоит играть, — парад готовился в условиях строгой секретности. Именно Агапкин дирижировал сводным оркестром на Красной площади. На кадрах фотохроники видно изящную фигуру со вскинутыми руками, возвышающуюся над музыкантами. Заиграл марш — минорно-лирические аккорды "Прощания славянки". Сегодня эта мелодия воспринимается как один из главных символов Великой Отечественной войны — как "Катюша", 125-граммовый кусок хлеба из пайка блокадного Ленинграда или снимок водружения советского флага над Рейхстагом, сделанный Евгением Халдеем. Солдаты прямо с парада отправлялись на передовую — защищать столицу. Они прощались тогда с мирной жизнью, с родным городом, с семьей под его — Агапкина — "Прощание Славянки".

Слайд 25

Памятник « Прощание славянки » установлен на территории Белорусского вокзала в Москве .

Слайд 26

Денис Майданов - Российский флаг Моя страна, моя судьба, Моя мечта, моя война, Моя любовь, моя весна И я - стена. Отчизны сын, страны солдат Так было сто веков назад. За друга друг, за брата брат Мир этим свят! И каждый свой зажигает очаг, И каждый свой поднимает флаг, И наших душ и сердец костры Как во тьме маяк... Припев: Я снова делаю шаг, Я поднимаю свой флаг Сквозь злые ветры тревог и неверия царства. В этом бою я в строю, Я верю в правду свою И поднимаю свой флаг моего государства. Я поднимаю свой флаг моего государства.

Слайд 27

Здесь сто дорог - моя земля. Моя Москва - звезда Кремля. Здесь кровь отцов хранят поля И кровь моя… И это то, что я отдам Во славу жизни сыновьям. Победы, веры добрый знак Российский стяг. Припев: И я снова делаю шаг, Я поднимаю свой флаг, Сквозь злые ветры тревог и неверие царства. В этом бою я в строю, Я верю в правду свою И поднимаю свой флаг моего государства. Я поднимаю свой флаг моего государства.

Слайд 28

И каждый свой зажигает очаг, И каждый свой поднимает флаг. И наших душ и сердец костры Как во тьме маяк... Припев: Мы снова делаем шаг, Мы поднимаем наш флаг Сквозь злые ветры тревог и неверие царства. В этом бою мы в строю, Мы верим в правду свою И поднимаем наш флаг своего государства. Мы поднимаем наш флаг своего государства!



Предварительный просмотр:

Методический день кафедры декоративно-прикладного

и эстетического воспитания «Сохранение традиций

 и культурного наследия Отечества как способ

формирования личностных результатов на уроках

технологии и музыки»,

2019 г.

Урок в 7 классе

Раздел: Музыка в современном мире. Традиции и инновации

Тема урока: «Музыка и история. Крепка Россия единением времён»

Цели и задачи: Познакомить с музыкой, написанной о Русско-японской войне 1904-1905 гг. Выяснить, как музыка откликнулась на трагические события русской истории.

Личностные:

  • Формирование уважительного отношения к истории своей страны.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

          Метапредметные:

  • Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  • Умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения.

             Предметные:

  • Формирование музыкальной культуры, как части                 общедуховной культуры.
  • Формирование потребности в общении с музыкой
  •  Развитие  общих музыкальные способностей
  • Воспитание музыкально Умение выражать свои впечатления о музыке.
  • Выразительное исполнение музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

«Крепка Россия единение времён» песня В. Кузёма

«Голубая ночь над Порт Артуром» вальс

Песня «Варяг» -видео

 «На сопках Маньчжурии» И. Шатров видео и аудио версии

 «Прощание Славянки» В. Агапкин

 «Российский флаг» Денис Майданов

Организационный момент.  Музыкальное приветствие.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Мы начинаем наш урок с песни. О чём эта песня. О каких исторических событиях в ней идёт речь. Какие слова раскрывают главную мысль этой песни. Крепка Россия единением времен! Как вы это понимаете.

  Музыка-это зеркало жизни народа и в ней живо отражаются страницы истории страны.  Давайте откроем  ещё одну страницу русской истории,  пока «неизвестной»  для вас. Война России с  Японией 1904-1905 годов. Откликом на события этой войны станет музыка сегодняшнего урока. Народная песня, старинный вальс и русский марш расскажут нам о чувствах и переживаниях людей того времени. Затронут ли они  и вас? Давайте узнаем.

Изучение нового материала

23 января (5 февраля) 1904 Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. В предстоящей войне японское командование считало своей главной задачей уничтожение российского Тихоокеанского флота, захват Порт-Артура и разгром русской армии в Маньчжурии. В ночь с 26 на 27 января (с 8 на 9 февраля) 1904,  не дожидаясь объявления войны, японские миноносцы внезапно атаковали Тихоокеанский флот на рейде Порт-Артура и вывели из строя лучшие российские броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». 27 января (9 февраля) эскадра контр-адмирала Уриу напала на крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец».  В тот же день Россия объявила войну Японии.

Презентация. Звучит вальс «Ночь над Порт Артуром»

Выступление учащегося:

Одним из героических сражений войны с Японией является битва крейсера «Варяг» при Чемульпо (1904). Вместе с кораблем «Кореец» они противостояли целой эскадре врага. Бой был жестоким. Под ураганным огнем противника (1 тяжелый и 5 легких крейсеров, 8 миноносцев) матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Капитан  Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».

РАПОРТ КАПИТАНА  РУДНЕВА

…Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы…

 Огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа  «Варяга» - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.

Подписал: командир крейсера 1 ранга «Варяг» капитан 1 ранга Руднев

 6 февраля 1904 г.»

Прочитав рапорт, как вы можете охарактеризовать этого человека. Ответы.

Звучит песня – Слушание музыки.

Продолжение выступления учащегося:

За мужество и героизм они были удостоены похвалы Николая Второго. Японцев же настолько поразили характер и стойкость капитана  Руднева и его моряков, что они в 1907 году наградили его орденом Восходящего Солнца. Капитан затонувшего крейсера принял награду, но никогда ее не надевал.

Текст этой песни, находясь под  впечатлением подвига крейсера, написал в 1904 году австрийский поэт . Стихотворение было напечатано в одном из журналов, а вскоре появились  и его русские переводы.  Музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

.Песня настолько быстро стала известной, что уже в начале 1905 года её считали народной.

Разучивание и исполнение песни «Варяг» 1 куплет

Что вы услышали в интонациях этой песни?

  Давайте в память о русских героях-моряках исполним первый куплет стоя.

Какое впечатление произвела на вас песня. Кратко опишите его.

Выступление учащегося:

О нападении Японии на Россию  на Южном Урале узнали сразу же. В южноуральских губерниях  стали формировать полки для отправки на Дальний восток. Было подготовлено 11 воинских формирований из 28 населённых пунктов Южного Урала. Среди них Мокшанский полк.

В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном  попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка[1]. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4 тыс. личного состава полка осталось семьсот человек[1], из оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен почётных серебряных труб.

После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный погибшим боевым товарищам[1].

В мае 1906 года Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст. Летом Илья Шатров создал первую версию вальса, которая называлась «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».

Музыкальным памятником героям войны с Японией является этот вальс Сочинение Ильи Шатрова отразило настроение и переживания всего Российского общества. В музыке выразилось горе огромной страны, которое оплакивало погибших русских воинов.

Слушание вальса «На сопках Маньчжурии»

Звучит первоначальная версия вальса со словами.

Исполнение вальса

 Разучивание мелодии по фразам, обращаем внимание на разные мелодии, темп, характер, исполнение под духовой оркестр. Работа в тетради. Музыкальное впечатление.

Перелистаем ещё одну страницу. И вот уже 1912 год, война закончена, но солдатская мелодия русско-японской войны неожиданно возродилась в главном русском марше.

Выступление учащегося:

Проща́ние славя́нки» — русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в ТамбовеВасилием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913). По существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие. За границами России является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империиСоветского Союза и Российской Федерации[1]. Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времён Русско-японской войны 1904—1905 годов и обработал её[3]. Благодаря легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась.  На обложке этого первого издания молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы и отряд солдат. И надпись: «„Прощание славянки“ — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Впервые публично новый марш был исполнен осенью 1912 года  Марш прозвучал на параде 1941 года.

7 ноября 1941 года в 8 утра на Красной площади выстроился сводный оркестр: до последнего музыканты не знали, на каком мероприятии им предстоит играть, — парад готовился в условиях строгой секретности. Именно Агапкин дирижировал сводным оркестром на Красной площади. На кадрах фотохроники видно изящную фигуру со вскинутыми руками, возвышающуюся над музыкантами. Одет в шинель, на голове — фуражка.

Заиграл марш — минорно-лирические аккорды "Прощания славянки". Сегодня эта мелодия воспринимается как один из главных символов Великой Отечественной войны — как "Катюша", 125-граммовый кусок хлеба из пайка блокадного Ленинграда или снимок водружения советского флага над Рейхстагом, сделанный Евгением Халдеем.

Солдаты прямо с парада отправлялись на передовую — защищать столицу. Они прощались тогда с мирной жизнью, с родным городом, с семьей под его — Агапкина — "Прощание Славянки".  

 Звучит марш. 

Ваши впечатления от этой музыки.

Итог урока:

Знаменитые мелодии начала 20 века рассказали о героических страницах нашей истории, попробуйте и вы, используя записи ваших впечатлений  вспомнить и рассказать о событиях войны России против Японии. Ответы учеников. Теперь и для вас эта война стала известной.  И в 21 веке мы помним наших героев,  гордимся и верим в нашу страну. Крепка Россия единением времён!

 Исполнение  песни  Дениса Майданова «Российский флаг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Крепкая семья - крепкая Россия"!

КЛАССНЫЙ ЧАС.«Крепкая семья - крепкая Россия "Дом – это там, где вас поймут,там где надеются и ждут, где забудешь о плохом – это твой дом»Оформление:Название праздника   (дедушка и бабу...

Классный час "Крепка семья, крепка Россия"

Цели: - Обобщение знаний обучающихся о семье, её традициях.           - Развитее и коррекция памяти, внимания, логического мышления на основе иг...

Социальный проект "Крепка семья- крепка Россия"

Социальный проект по организации семейного досуга с целью профилактики семейного неблагополучия, укрепления семейных отношений, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда спорта и семейного туризма...

Социальный проект в рамках программы духовно-нравственного воспитания школьников "Крепка семья-крепка Россия"

Краткосрочный проект в рамках программы духовно-нравтвенного воспитания школьников, направленный на пропаганду семейных ценностей и традиций....

Конференция "Сильна Россия единеньем"

11  отчетная конференция клуба "Поиск"...

Разговор о важном. "Крепка семья - крепка Россия. Семья и семейные ценности"

Формирование представления детей о семье как части общества....