Уроки музыки в преддверии 75 летия победы в ВОВ
статья по музыке

Наволокин Сергей Васильевич

для работы молодоиу учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_muzyki_v_preddverii_75.docx17.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Уроки музыки в преддверии 75-летия

 ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне

Уроки музыки имеют определенную тематическую направленность, обусловленную образовательной программой,  поэтому непросто вплести в канву каждого урока фрагменты, направленные на патриотическое воспитание учеников посредством их погружения в лишения, потери, героизм, отвагу и храбрость народа в период Великой Отечественной Войны. Но это необходимо делать, сочетать воспитательные аспекты с тематикой урока (пусть иногда эклектично), чтобы не упустить шанс формирования сознания народа-победителя у учеников - наследников дедов и прадедов, победивших с огромными потерями в этой жестокой войне.

В предыдущей публикации я заострил внимание на аспектах уроков, касающихся непосредственно военных лет (фрагменты военных кинофильмов) и музыкальных произведений (песен, частушек, куплетов), созданных во время войны, по которым можно судить о подвиге победителей и непосредственно о военных дорогах, пройденных бойцами Красной армии при освобождении нашей Родины и стран восточной Европы от фашистской заразы.

В песнях военных лет отражена практически вся география подвига бойцов Красной армии и всего советского народа. Кроме того, этими произведениями ярко показана сила музыки и ее воздействие на слушателей и исполнителей, направленное на уверенность в правде и победе над врагом.

Конечно, не только в песнях, созданных во время войны, звучали интонации убежденности народа в победе над врагом. Бойцам на фронте помогала и та музыка, что была создана до войны.

Как предупреждение перед войной звучала песня «Если завтра война, если завтра в поход…», и как пророчество - песня-хор из кантаты                              С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой…».

Верой в силу народную и убежденностью в победе над фашистским врагом наполнена не только песенная, но и более серьезная музыка, наиболее яркими образцами которой являются: Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича, опера «Война и мир» С. Прокофьева, Пятая симфония              С. Прокофьева,   кантата-поэма «Киров с нами» Н. Мясковского, кантата «Моя Украина» А. Штогаренко, Вторая симфония А. Хачатуряна, симфония «Родина»  Г. Попова и многие другие.

Конечно, ознакомить детей хотя бы с фрагментами всех указанных выше произведений на уроках музыки не удается из-за ограниченности времени, но фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича можно прослушать, например, на комплексном уроке литературы-музыки-истории, посвященном подвигу народа в блокадном Ленинграде, а с песенным творчеством можно знакомить на обычных уроках исполнением в виде поппури.

Тема войны не закончилась в музыке с залпами победного салюта, а после войны она как бы обрела новое дыхание, продолжая воспевать воинский подвиг народа, напоминая о великих жертвах, принесенных во имя победы и независимости нашей Родины, предостерегая о забвении уроков истории. Примеры таких песен, созданных в послевоенные годы, приведены ниже.

«Люди мира, на минуту встаньте. Слушайте. Слушайте. Гудит со всех сторон. Это раздается в Бухенвальде колокольный звон. Звон плывет, плывет над всей Землею, и гудит взволнованно эфир. Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир, берегите мир…», «В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой …», «Ах, война, что ты, подлая, сделала? Стали тихими наши дворы …», «Маки, маки, красные маки … горькая память Земли …», «Этот день Победы порохом пропах, это радость со слезами на глазах…», «У деревни Крюково погибает взвод …», «От героев былых времен не осталось порой имен. Они приняли смертный бой, стали просто землей и травой…», «Офицеры, офицеры, ваше сердце под        прицелом …», «…что вьюга отмела и верба отцвела и прадед мой с войны домой вернулся…», «Поклонимся великим тем годам …», «…  стоит над горою Алеша в Болгарии русский солдат …»,   «На поле танки грохотали, солдаты шли в последний бой…»,      «И падал в битве человек в горячий снег, в кровавый снег …»,   «Раз в кино прислали по весне фильм документальный о войне … Алексей, Алешенька, сынок, словно сын ее услышать мог …»,           «… только он не вернулся из боя…», « … И живу я на Земле долго за себя и за того парня …», «А мы с тобой, брат, из пехоты … Бери шинель, пошли домой…», «Хотят ли русские войны? Спросите вы у тишины, спросите вы у тех солдат, что под березами лежат …» и др.

Указанные выше и многие-многие другие произведения, посвященные  военной тематике и созданные в послевоенное время, отдают дань памяти воинам-победителям, призывают помнить потери и трагизм войны и не допустить возрождения фашизма и новой войны, сохранить мир.

Торжественно-траурная музыка, созданная композиторами                          Д. Шостаковичем, Д. Кабалевским, Г. Свиридовым, А. Новиковым,                            А. Пахмутовой и другими звучит не только в концертных залах, но и у факелов вечного огня, памятников с именами павших за Родину, постаментов с боевыми машинами, мемориалов в честь павших за Родину, музеев Великой Отечественной войны, воскрешая минувшие трагические дни и годы, углубляя и усиливая переживания и размышления о великом Дне Победы, подаренном нам, ныне живущим, участниками жестоких сражений и тружениками тыла, которые делали все, что было в их силах и сверх сил, для фронта, для Победы.

Дети должны знать, что музыка шла на битву вместе с бойцами, скрашивала их тяжелый военный быт и согревала сердца воспоминаниями о близких и любимых, придавала уверенности в победе над врагом, а ныне она  восславляет их подвиг, предостерегает о забвении трагических событий истории  и хранит вечный покой павших за нашу Победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-памяти, посвящённая 65-летию победы

Разработка мероприятия посвящена 65-летию Великой Победы. Проводилось данное мероприятие во 2 классе. Урок памяти сопровождался презентацией....

Урок мужества к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

                                                      ...

Урок Мужества к 70-летию Победы "Чтобы помнили!"

Мероприятие даёт возможность работать непосредственно с учащимися, вовлечь их в деятельность, даёт возможность продемонстрировать свои знания и закрепить их....

Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.Цель: создание педагогических у...

Фотоотчет урока мужества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оружие Победы»

Учитель физики Колобухов А.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Урок мужества «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился для учащихся 6 класса общ...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...