Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией
методическая разработка по истории (10, 11 класс) на тему

Касатина Лилия Александровна

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Цель: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pamyati_militaristskaya_yaponiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Разработал:

преподаватель историко-

правовых дисциплин

____________Л.А. Касатина

г. Краснозаводск, 2015 г.

Пояснительная записка.

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Цель: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Задачи:

  • актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, горечи за её неудачи и поражения;
  • воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
  • развитие познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны;
  • формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.

Педагогическими основами и методическими условиями успешного проведения занятия являются:

  • раскрытие значимости Победы в войне с милитаристской Японией для Советского Союза, для послевоенного мира;
  • изучение примеров массового героизма, проявленного защитниками Родины;
  • формирование понимания Победы как результата героических усилий многонационального и поликонфессионального советского народа;
  • опора на межпредметные связи, актуализирующие знания обучающихся по истории Отечества, литературе, географии, краеведению;
  • реализация воспитательного потенциала учебных предметов, в содержании которых раскрываются аспекты истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
  • использование документов, наглядного материала, фонозаписей, музыкальных произведений.

Сценарий урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, в этот день, 2 сентября 1945 года японская делегация подписала Акт о капитуляции, это событие завершило боевые действия во Второй мировой войне. С того дня прошло ровно 70 лет, именно поэтому сегодняшний наш урок, посвящён 70-летию Победы во Второй мировой войне.

На сегодняшнем уроке мы с Вами узнаем об этом событии из сообщений наших студентов и из документального фильма.

Вторая мировая война длилась 6 лет, началась 1 сентября 1939 года, закончилась 2 сентября 1945 года. Это война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества. В ней участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80% населения Земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие.

Япония вступила во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 года.

Выступление студента

Доклад на тему Япония во Второй мировой войне.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года было воспринято японскими милитаристами как удобный случай для реализации своих агрессивных планов в отношении СССР. Министр иностранных дел Мацуока настаивал на немедленном вступлении Японии в войну на стороне Германии, и многие высшие императорские советники поддерживали его. Однако часть руководителей армии заняла более сдержанную позицию они считали, что Советский Союз потерпит поражение в этой войне и им удастся одержать победу над ними с минимальными потерями.

Уже 2 июля 1941 года японские руководители на тайном совещании с участием императора приняли решение о применении оружия против Советского Союза в момент, когда советско-германская война примет неблагоприятный для СССР оборот.

1 декабря 1941 года на совещании японских лидеров у императора, было окончательно решено начать войну против США, Англии и Голландии 8 декабря, если к этому времени условия Японии не будут приняты на переговорах в Вашингтоне. Для продвижения японской армии на юг требовалось прежде всего уничтожить американский тихоокеанский флот. 7 декабря 1941 года, в то время, когда в Вашингтоне ещё продолжались усилия для возобновления переговоров, Япония внезапно атаковала военно-морскую базу США на Гавайский островах. Застигнутые врасплох, американцы в течение двух часов потеряли 90% своих военно-морских и военно-воздушных сил на Тихом океане. Были потоплены или выведены из строя 18 военных кораблей, в том числе все 8 линкоров, а на аэродромах на острове Оаху уничтожено 188 и повреждено 128 самолётов. Погибло свыше 2,5 тыс. американских солдат и офицеров.

Одновременно с эти рейдом и в ближайшие дни после него японские вооружённые силы высадились на Малаккском полуострове, захватили принадлежащие США острова Уэйк и Гуам.

10 декабря японская авиация потопила у побережья Малайи британский линкор «Принс ов Уэльс» и линейный крейсер «Ри-иалс», обеспечив Японии господство в Индийском океане. К середине 1942 г. Япония добилась ряда важных военных успехов. Западные колониальные страны были фактически изгнаны из Юго-Восточной Азии. Она получила территории, богатые нефтью и другими природными ресурсами.

Однако уже летом 1942 года Япония исчерпала свои наступательные возможности. Англия и США, оправившись от первых поражений, развернули наступательные операции. В сражении 4 – 6 июня у острова Мидуэй японский флот потерял четыре авианосца и один крейсер, в результате чего Япония лишилась своей основной ударной силы. Американский флот и армия одержали ряд важных побед, которые привели к отставке генерала Тодзио и образованию нового правительства во главе с генералом Коисо.

Однако и при новом правительстве тон задавали военные во главе с генералом Тодзио, выступавшие за продолжение войны всеми доступными средствами, за тотальную мобилизацию для решающих боёв на территории Японских островов. Их ударной силой была огромная сухопутная армия, насчитывавшая летом 1945 г. более 4 млн. человек. Начальники американских штабов утверждали, что «Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке миллиона солдат.

Правительства США и Англии понимали, что только вступление СССР в войну на Дальнем Востоке обеспечит разгром вооружённых сил Японии и ускорит её капитуляцию. Советский Союз также был заинтересован в ликвидации очага военной опасности на своих дальневосточных границах и в скорейшем окончании Второй мировой войны.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции глав трёх держав – СССР, США и Англии – было заключено соглашение, по которому Советский Союз взял обязательство вступить в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны с Германией и о возвращении Советскому Союзу отторгнутых от России Южного Сахалина и Курильских островов.

5 апреля 1945 года Советское правительство денонсировало пакт о нейтралитете, указав в своём заявлении, что Япония помогает Германии воевать против СССР и воюет против его союзников – США и Англии – и, следовательно, «пакт о нейтралитете Японии и СССР потерял смысл». В июле 1945 года на конференции в Потсдаме была принята Потсдамская декларация, потребовавшая от Японии безоговорочной капитуляции. Япония отвергла этот ультиматум.  

Выступление студента

Подписание акта о капитуляции Японии

К концу июля 1945 года Императорский Японский флот потерял свою боеготовность, возникла угроза вторжении союзников на территорию Японии. В то время как публичными заявлениями объявлялось намерение воевать до конца, члены Высшего военного совета Японии («Большой шестёрки») тайно предлагали нейтральному Советскому Союзу временный мирный договор на выгодных для себя условиях. Между тем Советский Союз готовился к нападению на Японию для выполнения условий Тегеранской и Ялтинской конференций.

Как уже было сказано, 25 июля 1945 года президент США Трумэн, Премьер министр Великобритании Уинстон Черчиль и Президент Китайского Национального правительства Чин Кайши в Потсдамской Декларации выставили условия безоговорочной сдачи для Имперской Японии. В ультиматуме заявлялось, что если Япония не сдастся, то она предстанет перед угрозой полного уничтожения.

6 августа 1945 года американские ВВС сбросили ядерную бомбу на Хиросиму (город, где было сосредоточено большое количество штабов и складов японской армии, а также военных училищ). Поздно вечером 8 августа, согласно Ялтинским соглашениям, Советский Союз объявил войну Японии и вскоре после полуночи 9 августа напал на Маньчжоу-Го. В этот же вечер американские ВВС сбросили атомную бомбу на Нагасаки (город, где находился крупный военно-морской порт, ряд верфей дл ремонта военных судов, большое количество войсковых частей). Общий шок от этих событий, заставил императора Хирохито вмешаться и обязать Большую Шестёрку согласовать сроки прекращения войны, принятые Союзниками в Потсдамской декларации. После нескольких дней закулисных переговоров и безуспешных попыток отбить захваченные советскими десантниками арсеналы бактериологического оружия в Маньчжурии, и неудачной попытки государственного переворота, Хирохито 15 августа по радио обратился к нации и объявил о капитуляции Японии.

28 августа началась оккупация Японии союзниками. Церемония подписания акта о капитуляции состоялась 2 сентября на борту линкора ВМС США «Миссури», где официальные представители правительства Японии подписали акт о капитуляции Японии, завершая Вторую мировую войну. Военнослужащие союзников отпраздновали победу над Японией, хотя некоторые подразделения отдалённых и разбросанных в Азии и на островах Тихого океана японских войск в течение длительного времени отказывались сложить оружие. После того как Япония капитулировала, между историками не прекращались дискуссии относительно целесообразности ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Боевые действия официально завершились подписанием Сан-Францисского мирного договора 8 сентября 1951 года.

Просмотр фильма «Великая война. 18 серия. Война с Японией»

Мы с вами посмотрели одну из серий цикла исторических фильмов о Второй мировой войне, и сейчас попробуем сделать выводы.

Уроки и итоги Второй Мировой войны. (2 человека)

В истории Второй Мировой войны принято выделять несколько периодов.

1 период – 1 сентября 1939 – июнь 1941 года:

  • захват государствами фашистского блока контроля над большей частью Европы;
  • начало военных действий в Северной Африке;
  • расширение японской агрессии в Восточной и Юго-восточной Азии.

2 период – июнь 1941 – ноябрь 1942 года:

  • начало Великой Отечественной войны, оккупация гитлеровцами значительной части европейской территории СССР;
  • провал плана «Барбаросса»;
  • создание антигитлеровской коалиции.

3 период – ноябрь 1942 – конец 1943 года:

  • коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, переход стратегической инициативы в руки союзников антигитлеровской коалиции,
  • фашистские государства потерпели полное поражение в Северной Африке;
  • англо-американские войска высадились в Италии, что привело к её выходу из войны.

4 период – 1944 – май 1945 года:

  • полное освобождение территории СССР;
  • открытие второго фронта в Европе;
  • разгром фашистской Германии;
  • завершение Великой Отечественной войны.

5 период – лето – 2 сентября 1945 года:

  • разгром Японии;
  • завершение Второй мировой войны.

Разумеется, любая периодизация условна, например некоторые исследователи выделяют лишь три этапа: 1 – до июня 1942 года – расширение масштабов войны при сохранении превосходства сил агрессора; 2 – по январь 1944 года  коренной перелом в войне; 3 – по 2 сентября 1945 года – заключительный этап, разгром Германии и Японии.

Какая бы периодизация не использовалась, итоги Второй мировой войны, остаются неизменными: фашистский блок государств потерпел в ней полное и сокрушительное поражение. Это поражение выражалось не только в разгроме вооружённых сил агрессора, но и в том, что полный крах потерпела их идеология, фашистские режимы были ликвидированы, партии и организации запрещены.

Впервые в истории состоялся суд над организаторами преступлений против мира и человечности.

Война стала своеобразным переломным моментом в современной истории, изменилось соотношение сил на мировой арене. Сформировался социалистический лагерь, сложилась и до начала 1990-х годов сохранялась биполярная, то есть двухполюсная система международных отношений, она привела к развёртыванию холодной войны между Востоком и Западом.

Появилась новая влиятельная международная организация – ООН, главной целью которой, было провозглашено содействие мирному разрешению конфликтов между странами, организация сотрудничества в решении общих проблем человечества. Особую остроту приобрёл вопрос о соблюдении прав человека и прав народов, в том числе на суверенное развитие.

Начался распад колониальной системы. Уже в ходе войны многие колонии – Корея, Индонезия, Филиппины, Бирма, Вьетнам, Камбоджа, Сирия, Ливан провозгласили свою независимость. Метрополии так и не смогли удержать в них своё господство.

Вторая мировая война – самая масштабная и кровопролитная в истории человечества. Она продолжалась 6 лет: с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года.

Участие в ней приняло 61 государство, в то время в них проживало 80% населения мира.

Военные действия, которые вели к гибели людей и разрушению материальных ценностей происходили на территории 40 стран.

Точное число жертв Второй мировой назвать достаточно трудно. На сегодняшний день исследователи говорят о почти 100 миллионах убитых и раненных.

Наиболее пострадавшими государствами являлись Китай и Советский Союз. С 1937 года, когда Япония начала вторжение  в Центральный Китай по 1945 год там было убито 35 миллионов человек, с учётом жертв гражданской войны.

Число погибших военнослужащих и мирных граждан в СССР оценивается  в 27 миллионов человек.

Политика геноцида, которую проводили государства фашистского блока, привела к созданию настоящих фабрик уничтожения людей, концлагерей и лагерей смерти, число заключённых в них достигло 18 миллионов человек из них 11 миллионов погибли.

Общая материальная потеря во время Второй мировой войны оцениваются в переводе на современные цены в 2 триллиона долларов. А если учитывать те средства, которые были затрачены на ведение военных действий, цифру необходимо увеличить, как минимум, в два раза.

Наибольший урон понёс Советский Союз – было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий.

Сумма ущерба составила 610 миллиардов долларов. Многие культурные ценности разрушенные или утраченные во время войны в принципе невозможно оценить в денежном выражении.

Какие же уроки человечество могло и должно было извлечь после окончания этого разрушительного конфликта?

Самый первый и главный урок – недопустимость третьей мировой войны. Учитывая постоянно возрастающую мощь военной техники, наличие оружия массового поражения, в первую очередь атомного. В новой войне – победителей не будет. Человеческая цивилизация может просто исчезнуть с лица планеты. Не исключено что и вместе с самой планетой.

Во-вторых, пока военное столкновение не началось, есть возможность его предотвратить. Существовала такая возможность и на кануне Второй мировой, при условия создания работающей системы коллективной безопасности в Европе. Фашистской Германии с самого начало пришлось бы вести военные действии на два фронта – на Западе и на Востоке. В такой ситуации её руководство вряд ли бы решилось начать войну. Но и в случае начала, конфликт не принял бы такие масштабные размеры и не привёл бы к таким разрушительным последствиям. Конечно, договориться о совместных действиях странам с разным, можно даже сказать противоположным политическим строем было достаточно сложно, но не невозможно, что доказывает создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Но в конце 30-х годов XX века руководители Западных государств и СССР стремились обеспечить безопасность своей страны за счёт соседей, пытались использовать агрессоров для решения собственных геополитических задач.

3 урок заключается в том, что попытки остановить агрессоров путём частичных уступок не дают результатов. Политика умиротворения, которую проводило западное правительство в отношение гитлеровской Германии, заключение с ней сепаратных договоров и сделок – лишь разжигало аппетит нацистского руководства, облегчало ему подготовку к захватническим действиям.

Можно также назвать 4 урок: наибольшая опасность начала большой войны исходит от государств с тоталитарным политическим режимом. В таких странах общество полностью контролируется властями, население практически не может оказывать воздействие на политику государства. Протестующие и сомневающиеся подавляются, в том числе уничтожаются физически.

Много лет прошло со дня окончания Второй мировой войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. Мы с вами можем узнать о тех страшных событиях только из рассказов ветеранов, из книг, документальных фильмов.

Мы с вами не должны забывать этот страшный урок истории, и должны сохранить память о тех, кто не вернулся с той далёкой и страшной войны, кто о тех, кто был на ней, но не дожил до сегодняшнего дня, о тех кто победил!

Список используемых источников.

  1. видеоурок по истории «Уроки и итоги Второй мировой войны» - http://www.youtube.com/watch?v=H50mWi_Ie14
  2. http://history-of-world.ru/yaponiya-vo-vtoroj-mirovoj-vojne.html
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_мировая_война 
  4. Цикл фильмов «Великая война. 18 серия. Война с Японией»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-памяти, посвящённая 65-летию победы

Разработка мероприятия посвящена 65-летию Великой Победы. Проводилось данное мероприятие во 2 классе. Урок памяти сопровождался презентацией....

Презентация к уроку Памяти "70-летие победы в войне с милитаристской Японией"

В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в войне с Японией. Предлагаем в этот день провести урок Памяти. Это будет урок, посвященный героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй миро...

Урок- памяти, посвящённый 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. Цель: создание педагогических...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Методическая разработка "Урок памяти, посвящённый погибшим шахтёрам".

Методическая разработка  "Урок памяти, посвящённый погибшим шахтёрам"....