"Творческое начало ребенка в музыкально-игровой деятельности".
статья по музыке

Петрова Ирина Владимировна

Творческие проявления детей в танцевальной деятельности являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_petrovoy_iv_pro_tvorchestvo.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                                                                     

Статья

«Творческое начало ребенка в музыкально-игровой деятельности».

Выполнил:

муз. руководитель

И.В. Петрова

   

 

Санкт-Петербург

2020

Творческое начало ребенка в музыкально-игровой деятельности.

К этому виду деятельности детей на уроке музыки помимо собственно игровой, музыкально-игровой и творческо-игровой деятельности, чтобы сделать плавный переход от музыкально пластического этюда и движения под музыку, стоит отнести танцевальную деятельность, а также танцевально-игровое творчество, которое столь необходимо в младшем школьном возрасте (но используется не так часто хотя бы потому, что в условиях школьных классов недостаточно места) хотя бы в качестве так называемой «физкультминутки» или «музыкальной паузы». Но танцевально-игровое творчество, помимо эмоционального «разрядки», выполняет ряд других, важных для развития ребенка, задач:

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки;
  • учит эмоциональному исполнению (движений под музыку);
  • побуждает к первоначальным творческим проявлениям (например, придумать и показать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа музыкального произведения, жанра…);
  • развивает чувство ритма, координацию движений, гибкость, пластичность;
  • учит мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Творческие проявления детей в танцевальной деятельности являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

В связи с этим важно включать танцевальные элементы, танцевальные постановки в урок музыки младших школьников. Для этого педагогу необходимо заранее продумать:

  • возможность воплощения творческого замысла. (Например, необходимость сдвинуть парты, чтобы освободить «площадку» для танца, или возможность танцевать сидя, маршировать в проходах между партами, выйти для танца к доске);
  • сущность танцевальной композиции, то есть возможность связок с темой и содержанием урока (выбор музыки под которую будут танцевать дети: жанра, характера…);
  • цели и задачи танцевальной деятельности, вот, например:
  1. раскрыть характер музыкального образа в ходе создания собственного пластического этюда,
  2. добиваться адекватного пластического отражения музыкальных образов,
  3. передать в движении характер музыки,
  4. добиваться точности, единства, соответствия ритмическому рисунку и красоты движений
  5. обеспечить кратковременный активный отдых в процессе смены видов музыкальной деятельности;
  • содержание танцевальной композиции (прежде чем предложить детям придумать «свои» варианты движений, необходимо создать базу для творчества, то есть показать детям определенный набор танцевальных «па», который они смогли бы использовать в своей композиции);
  • жанр и вид танцевальной музыки (сюда стоит отнести, во-первых, разделение музыки на песню – танец – марш; во-вторых, собственно танцы: полька, вальс, мазурка…, в третьих, использование народных и хороводных танцев-игр).

Работа над воплощением творческого образа в движении должна идти с постоянным усложнением. Но чтобы работа была продуктивной, необходимо выполнить одно из важных условий развития творческих способностей у детей – создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей. Первый шаг на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности. Этому способствует коллективная и групповая форма танцевальной деятельности: в группе с одной стороны у ребенка есть так называемая психологическая «защита», так как между людьми, выполняющими сходные действия (танцевальные «па») устанавливается контакт, налаживаются отношения, происходит поддержка со стороны коллектива; с другой стороны – возникает элемент конкуренции: желание привлечь внимание к себе, произвести впечатление на других, стремление выделиться. Следовательно, исходя из таких желаний, появляется мотивация к деятельности, к творческой активизации, и как итог – проявление инициативы. Как пишет Г.М. Цыпин: «хорошо, когда есть настроение работать, когда человек может убежденно сказать: «хочу»… Ибо творческое «хочу» внутренне раскрепощает человека, окрыляет его, удваивает силы, создает благоприятный психологический фон в работе» [Э.Б. Абдуллин, 367].

Еще один вид музыкально-игровой коллективной деятельности на уроке музыки, также являющийся средством формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста, – это музыкально-игровая драматизация и театрализация (в том числе и ролевая игра). Драматизация близка ребенку, так как основана также на действии и связана с игрой. Именно в ролевых играх проявляются с наибольшей яркостью возможности творческого воображения детей. Стремление к действию, воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения, в драматизации находит свое полное осуществление. В сюжетно-ролевых играх происходит создание своеобразного  музыкально-пластического театра, в котором средствами ритмопластики создаются «портреты» героев, их взаимоотношения. (Данная деятельность используется при инсценировке песен, произведений по слушанию музыки, при создании и сочинении собственных рассказов и сказок детей).

Огромна познавательная и нравственная роль «театрального» воспитания в развитии фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирования жизненных ситуаций.

Выводы:

Рассмотрев проявления творческого начала ребенка в различных видах деятельности в рамках урока музыки в общеобразовательной школе, можно выявить ряд общих закономерностей и сформулировать особо значимые для данной деятельности (музыкально-творческой) принципы:

  1. Принцип деятельности (выбор данного принципа обусловлен многообразием видов музыкальной деятельности на уроке, так как важно переключать внимание детей с одного вида на другой, варьируя задачи и задания; ведь именно в деятельности, – в действии проявляются и развиваются те или иные способности, в том числе творческие).
  2. Принцип активности (развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения. Активный, в толковом словаре С.И. Ожегова, означает деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действующий. Принцип активности ученика как личности, сформулировал в свое время еще К.Д. Ушинский, как основополагающий принцип обучения и воспитания. Педагог должен все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.).
  3. Принцип вариантности (творческий процесс подразумевает некие искания субъекта в самовыражении, и как результат – создание чего-то нового, пускай даже субъективно нового, а поскольку мнения и видения разных людей, соответственно, различны, – то и результаты, а также способы решения творческих задач, в итоге вариативны).
  4. Принцип непрерывности (важно, чтобы процесс эстетического и творческого развития личности не оставался в рамках какой-либо одной деятельности, – необходимо привносить черты творчества во все виды деятельности, на каждом уроке и вне его, в любой сфере).
  5. Принцип гуманности (любовь к ребенку, любовь к искусству, любовь к жизни. Писательница Кристина Вольф утверждает: «Когда вовсе не мирный мир несет в себе угрозу войны, мы должны творить то, о чем умалчивают и лгут: дружество, достоинство, доверие, непосредственность, очарование, аромат, звук, поэзию, независимую жизнь – то собственно человеческое, что может подвигнуть нас к стремлению этот мир защищать»  [Вайкль, 54]. Стоит добавить в этот список, чтобы продолжить перечисление, еще музыку и искусство в целом. Для творчества нужны только время, любопытство и любовь).

Помимо принципов стоит конкретизировать особенности именно детского творчества:

  • новизна продукта и открытий субъективна;
  • стремление искать и много раз опробовать разные решения доставляют порой больше удовольствие, чем результат;
  • важен сам процесс творческой деятельности (в связи с этим в условиях общего эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой, детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности);
  • ребенок с легкостью начинает практическую деятельность, которая приводит к положительным результатам.

Следовательно, педагог должен создавать условия для достижения положительного результата и всячески стимулировать творческую активность детей. Приведем в пример схему, показывающую возможные способы стимулирования творческой активности детей:

схема…

Также педагог должен стремиться, чтобы уроки музыки были либо полностью творческими (тема, содержание, методы работы), либо содержали элементы творчества детей. Важно, чтобы на уроке музыки в творческом музицировании (пении, пластическом интонировании игре на инструментах, дирижировании, размышлении и т. д.) ребенок выражал свое состояние, свое настроение, свои переживания в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. «Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка».  Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.  А основой для раскрытия творческого потенциала ребенка служит импровизационная деятельность. Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Она присутствует практически во всех видах деятельности на уроке: и в пении (вокальная импровизация), и в движении (ритмическая, пластическая, танцевальная) и в игре на музыкальных инструментах (исполнительская). «Импровизация дает возможность погружать  ребенка в процесс творчества, тем самым формировать механизмы творческого понимания мира и, таким образом, непосредственно влиять на становление личности» [Рачина Б.С.,46]. Творческую личность ребенка отличает живое воображение, изобретательность, нестандартность мышления, отличная память в сочетании с ранним языковым развитием. Творческая фантазия художника помогает ему находить новые сочетания звуков, красок, форм, линий создавать в результате этого то, чего раньше никогда не было.

Творчество также присуще человеку, как сознание, мышление, память, воображение. Предпосылкой творчества является пластичность, гибкость человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариантному видению мира. (Каждый человек видит один и тот же предмет по-разному).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В ...

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи помогут педагогам  развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности....

Формирование творческой личности ребенка средствами музыкально-театральной деятельности

Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у воспитанников детского дома неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует артистичес...

Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности.

Игровые творческие задания для всех видов музыкальной деятельности....

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...