МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
статья по музыке

Курилова Наталья Александровна

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития музыкальной культуры создаются в семье. Развитие музыкальной культуры зависит от врожденных задатков, образа жизни семьи, ее традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_v_seme.docx16.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в семье.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития музыкальной культуры создаются в семье. Развитие музыкальной культуры зависит от врожденных задатков, образа жизни семьи, ее традиций. Каждая семья имеет разный уровень музыкальной культуры. В семьях, в которых серьезно относятся к музыкальному образованию, ребенок постоянно находится в музыкальной среде. В одних семьях с уважением относятся к народной, классической, духовной музыке. В других семьях к музыке относятся как к средству развлечения. В этих семьях музыка преподносится в форме фоновой, развлекательной. Вместе с тем в каждой семье могут применяться различные виды музыкальной деятельности: исполнительская, слушательская, творческая.

Слушание музыки связано с музыкальным восприятием. Музыкальное восприятие — сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Восприятие является ведущим видом деятельности. Исполнительская, творческая деятельность детей опирается на яркие музыкальные впечатления. Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных средств. К выразительным средствам музыки относят тембр, динамика, регистр, ритм, мелодия, фактура и т. д. С помощью выразительных средств передается настроение, основная мысль произведения, все это вызывает ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Т. е. музыкальный образ произведения ребенок «переживает» через личный жизненный опыт. Восприятие музыки, как и любое другое восприятие, имеет свои возрастные особенности. Например, к началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие. В этом возрасте интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Ребенок может воспринимать эмоциональное содержание музыки. К началу дошкольного возраста ребенок в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. В этом возрасте начинает проявляться музыкальная память. В старшем и подготовительном дошкольном возрасте увеличивается осмысленность восприятия. В этом возрасте дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность осознана и проявляется в потребности многократного общения с любимым произведением. Дети способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием музыкального образа. В младшем школьном возрасте проявляются индивидуальные различия детей в восприятии, осмыслении. Младшие школьники с большим желанием слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие детский мир ребенка, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, гибкостью ритмов, простотой и ясностью музыкального языка и формы.

Много русских и зарубежных композиторов писали музыку для детей. Произведения, написанные специально для детей необходимо начинать слушать с раннего детства. К этому числу музыкальных произведений следует отнести фортепианные пьесы для детей П.И. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, также следует слушать произведения в звучании симфонического оркестра: сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля Сен Санса «Карнавал животных», сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева. Постепенно следует «вводить» фрагменты классических произведений разных эпох.

Пример совместного прослушивания дома.

Во время прослушивания родители должны объяснять ребенку характер звучащей музыки, разговаривать с ним о ней, задавать ему вопросы.

Родители. Мы с тобой слушали музыку разного настроения: веселую, грустную, ласковую, тревожную. Сегодня мы с тобой послушаем три пьесы, которые написал советский композитор Д.Б. Кабалевский. Пьесы называются: «Плакса», «Резвушка», «Злюка». Кто такая плакса?

Ребенок отвечает.

Родители. Молодец. А помнишь сказку про Царевну-Несмеяну? Да, правильно, она постоянно плакала, когда ей что-то не нравилось. Таких плакс очень много среди маленьких девочек и мальчиков. Они постоянно капризничают и хнычут. Давай послушаем, какая «Плакса» у Дмитрия Борисовича в пьесе.

Родители. А кто такая злюка?

Ребенок объясняет.

Родители. Да, к большому сожалению, бывают и такие дети-злюки. Они постоянно сердитые, дерутся и никогда, ни кого не пожалеют. Давай послушаем песню. Какая колючая и злая музыка была. А теперь мы с тобой услышим песню про веселую, энергичную девочку, которая не сидит на месте, а постоянно прыгает, бегает. Эту девочку называют «Резвушка». Резвушка происходит от слова резвая — т. е. это девочка быстрая, живая, энергичная, подвижная. Эта девочка постоянно веселится, бегает, играет, прыгает. Давай послушаем музыку про эту девочку.

Родители. Вот так музыка может передать черты характера, настроения. А теперь давай еще раз послушаем музыку, и ты нарисуешь рисунок к понравившейся музыке.

Музыкальные произведения нужно послушать через некоторое время еще раз, чтобы ребенок мог запомнить музыку. При следующем прослушивании музыки следует уже более детально разобрать средства музыкальной выразительности, помощью которых композитор показал данный образ.

Постепенно у ребенка увеличивается не только музыкальный «багаж», но и словарный. Ребенок уже будет характеризовать образ не однотипными слова: весело, грустно. Постепенно в его лексиконе появляются синонимы: печально, звонко, ласково, мечтательно и т. д. Таким образом, ребенок развивается всесторонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Музыкальное воспитание в семье"

Рекомендации для родителей "Музыкальное воспитание в смье"...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в семье"

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье....

Музыкальное воспитание в семье

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах....

Консультация для родителей МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

            Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышат...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Консультация для родителей  Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слу...

Музыкальное воспитание в семье

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитаниядетей в семье можно назв...