Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»
рабочая программа по музыке

Миргалимова Резеда Фирдависовна

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа в области музыкального искусства 

«Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.

Срок реализации: 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_modul_ansambl.docx306.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                        3

II. Учебно-тематический план                                                                10

III. Календарный учебный график                                                        11

IV. Рабочая программа I года обучения                                                12

V. Рабочая программа II года обучения                                                17

VI. Рабочая программа III года обучения                                                22

VII. Содержание программы                                                                29

VIII. Формы и методы контроля. Критерии                                                34

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы                37

I.        Пояснительная записка

Учебный предмет «Ансамбль (скрипка)» разработан на основе примерной программы Министерства культуры РФ (Москва 1989), а также с учетом следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа - Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения - базовый.

Струнный  ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)».

Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально – эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их музыкальной  подготовки.

За время обучения  должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного (ансамблевого) музицирования.

План репертуара основывается на объективной оценке индивидуальных возможностей учащихся. Очень важны для детей  занятия в ансамбле в самых различных формах: дуэты, унисоны, игра со старшими детьми и педагогом. Игра в ансамбле объединяет детей, вызывает интерес уже с первых шагов.

В классе ансамбля учащиеся обогащают свой кругозор, учатся слушать отдельные партии, сопровождение, работать над интонацией, звукоизвлечением, быть внимательными.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего материала: дуэты, различные переложения для исполнения на две партии,  произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

     Особо следует отметить, что различные виды ансамблей расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. Игра в ансамбле делает учащихся равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий, даёт возможность выступления на разнообразных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. В ансамблях суммируется  всё то, чему ученик научился в музыкальной школе и в классе специальности, осуществляется практическое применение музыкальных знаний и инструментальных навыков, а также воспитывается коллективная творческая и исполнительская дисциплина. На уроках совместного музицирования легче справиться с постановочными моментами, так как присутствует дух соревнования.

        Нельзя не  отметить целесообразность такого игрового состава, как «ученик и педагог». Дети чувствуют большую ответственность, играя наравне со своими педагогами и стараясь по своему исполнительскому уровню приблизиться к более высокой ступени.

Учебный предмет «Ансамбль (скрипка)» направлен на приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков: знание музыкальной терминологии, навыков чтения с листа несложных ансамблевых произведений, умения самостоятельно разучивать партии ансамблевых произведений, навыков сольного и коллективного  исполнения, навыков публичных выступлений.

       Срок реализации данной программы составляет три года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Модули

1-й модуль

2-й модуль

3-й модуль

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

15

19

15

19

15

19

Аудиторные занятия

15

19

15

19

15

19

102

Самостоятельная работа

15

19

15

19

15

19

102

Максимальная учебная нагрузка

30

38

30

38

30

38

204

Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль (скрипка)» при трехлетнем обучении составляет 204 часов.  Из них: 102  часа – аудиторные занятия, 102  часа  – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия– по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка)

Занятия проводятся в мелкогрупповой  форме:  дуэт с преподавателем.

Продолжительность урока составляет  40 минут.

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи

Обучающие

- cформировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- обучить навыкам самостоятельной работы с партиями, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- научить анализировать отдельные элементы музыкальной речи.

Развивающие

- стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

- развивать «чувство ансамбля» (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизм и музыкальность;

- способствовать приобретению  опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Воспитательные

- создавать условия для решения коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- способствовать расширению музыкального кругозора учащихся путем ознакомления с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки

Методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно - слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- игровой (в форме игры с начинающими скрипачами);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).

Технологии обучения:

- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития детей;

- игровые, в основе которых педагогическая игра – основной вид деятельности;

- коллективной творческой деятельности, направленной на самовыражение;

- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;

- здоровьесберегающие – рационально организован учебный процесс;

- информационные, использование современных средств в процессе обучения.

           Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

       1.  Методы  устного   изложения   знаний   учителем   и   активизации

познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение,   беседа; иллюстративный метод;

      2.  Метод  закрепления  изучаемого  материала:  беседа,  частично – поисковый  метод, метод показа преподавателя;

       3. Методы самостоятельной работы учащихся по  осмыслению  и  усвоению нового материала: работа с  текстом, словарем музыкальных терминов, применение ИКТ;

       4. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: метод  упражнения, репродуктивный метод,  концертные выступления.

Для реализации программы, особенно на начальном периоде обучения, необходимо применение здоровьесберегающих технологий. Этой цели служит:  

5.Игровой метод.

           Работа  строится по принципу доступности и соответствует уровню интеллектуального развития ребенка и технической подготовки.  

          Предложенные методы работы со струнным  ансамблем в рамках общеразвивающей  программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленной цели  и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на струнных инструментах.  

    Для реализации данного курса необходимо иметь:

•        Размеры скрипок подбираются по антропометрическим параметрам:

    1/4, 1/2, 3/4,4/4

Соответствующего размера должны быть и смычки: 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.

•        сборники ансамблевых произведений

•        фортепиано (рояль)

•        пульты

•        метроном

•        музыкальный центр

Кадровое обеспечение программы – преподаватель по классу скрипки.

Планируемые результаты

По окончанию курса ученик должен:

- владеть основными навыками игры в ансамбле;

- уметь читать с листа несложные инструментальные партии;

- понимать музыку, исполняемую в ансамбле;

- уметь находить в произведениях основу, подголоски, сопровождение, а также выстраивать интонационно чисто и ритмически грамотно не только свою партию (по горизонтали), но и совместно с остальными партиями (по вертикали);

 - понимать художественный образ произведения, своеобразие различных стилей, жанров, форм, характера исполняемой музыки.

II. Учебно – тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Организация музыкальных интересов

- беседы о музыке

- игра преподавателя

- слушание музыки

18

6

12

Устный опрос

2.

Развитие музыкальной грамотности

- чтение с листа

18

6

12

Зачёт

3.

Работа над репертуаром

- закрепление правильных игровых навыков в упражнениях

- работа над ансамблевыми произведениями

- накопление репертуара

- концертная  деятельность

18

3

15

Концертное выступление

4.

Транспонирование

12

3

9

Прослушивание

5.

Подбор по слуху

18

6

12

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

12

3

9

Прослушивание

7.

Творческие задания

6

3

3

Выполнение задания. Обсуждение.

всего

102

30

72

III.  Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

2 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

3 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Ансамбль»

скрипка

(I год обучения)

Автор/составитель

преподаватели по классу скрипки  

Задачи I года обучения

Обучающие

- cформировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- обучить навыкам самостоятельной работы с партиями, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- научить анализировать отдельные элементы музыкальной речи.

Развивающие

- стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

- развивать «чувство ансамбля» (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизм и музыкальность;

- способствовать приобретению  опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Воспитательные

- создавать условия для решения коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- способствовать расширению музыкального кругозора учащихся путем ознакомления с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

Планируемые результаты

  Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- исполнить  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;

- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Организация музыкальных интересов

- беседы о музыке

- игра преподавателя

- слушание музыки

6

2

4

Устный опрос

2.

Развитие музыкальной грамотности

- чтение с листа

6

2

4

Зачёт

3.

Работа над репертуаром

- закрепление правильных игровых навыков в упражнениях

- работа над ансамблевыми произведениями

- накопление репертуара

- концертная  деятельность

6

1

5

Концертное выступление

4.

Транспонирование

4

1

3

Прослушивание

5.

Подбор по слуху

6

2

4

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

4

1

3

Прослушивание

7.

Творческие задания

2

1

1

Выполнение задания. Обсуждение.

всего

34

10

24

24

Учебный материал

1 год обучения  

Данный  этап формирует навыки слушания игры партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани ансамблевого произведения  в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации данного этапа обучения.

За год ученики должны пройти 4-6 ансамблевых произведения.

Контроль и учет успеваемости:

1-2 полугодие

Текущий контроль успеваемости (1 произведение по нотам, в классном порядке).

Примерный  репертуарный список:

  • Г. Дмитриев «Шесть скрипичных дуэтов»
  • Ж. Мазас «Дуэты»
  • Д.Шостакович «Хороший день»
  • Чешская народная песня «Пастух»
  • В.Моцарт «Менуэт»
  • Ж.Рамо «Рондо»
  • И.С.Бах «Гавот»
  • Р.Шуман «Песня»
  • Ж.Металлиди «Колечко»
  • В.Моцарт «Андантино»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Ансамбль»

скрипка

(II год обучения)

Автор/составитель

преподаватели по классу скрипки

Задачи II года обучения

Обучающие

- cформировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- обучить навыкам самостоятельной работы с партиями, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- научить анализировать отдельные элементы музыкальной речи.

Развивающие

- стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

- развивать «чувство ансамбля» (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизм и музыкальность;

- способствовать приобретению  опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Воспитательные

- создавать условия для решения коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- способствовать расширению музыкального кругозора учащихся путем ознакомления с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

Планируемые результаты

  Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- исполнить  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;

- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Учебно-тематический план

2 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Организация музыкальных интересов

- беседы о музыке

- игра преподавателя

- слушание музыки

6

2

4

Устный опрос

2.

Развитие музыкальной грамотности

- чтение с листа

6

2

4

Зачёт

3.

Работа над репертуаром

- закрепление правильных игровых навыков в упражнениях

- работа над ансамблевыми произведениями

- накопление репертуара

- концертная  деятельность

6

1

5

Концертное выступление

4.

Транспонирование

4

1

3

Прослушивание

5.

Подбор по слуху

6

2

4

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

4

1

3

Прослушивание

7.

Творческие задания

2

1

1

Выполнение задания. Обсуждение.

всего

34

10

24

Учебный материал

2 год обучения  

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

•        умением слушать мелодическую линию;

•        умением грамотно и чутко поддерживать игру партнера;

•        совместно работать над динамикой произведения.

В течение учебного года следует пройти 4-6 ансамблевых произведения.

Контроль и учет успеваемости:

1-2 полугодие

Текущий контроль успеваемости (1 произведение по нотам, в классном порядке).

Примерный  репертуарный список:

  • Л.Шпор «Дуэт»
  • Д.Шостакович «Марш»
  • Д.Шостакович «Вальс»
  • А.Хачатурян «Андантино»
  • Д.Кабалевский «Клоуны»
  • С.Прокофьев «Марш»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Ансамбль»

скрипка

(III год обучения)

Автор/составитель

преподаватели по классу скрипки

Задачи III года обучения

Обучающие

- cформировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- обучить навыкам самостоятельной работы с партиями, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- научить анализировать отдельные элементы музыкальной речи.

Развивающие

- стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

- развивать «чувство ансамбля» (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизм и музыкальность;

- способствовать приобретению  опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Воспитательные

- создавать условия для решения коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- способствовать расширению музыкального кругозора учащихся путем ознакомления с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

Планируемые результаты

  Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- исполнить  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;

- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Учебно-тематический план

3 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Организация музыкальных интересов

- беседы о музыке

- игра преподавателя

- слушание музыки

6

2

4

Устный опрос

2.

Развитие музыкальной грамотности

- чтение с листа

6

2

4

Зачёт

3.

Работа над репертуаром

- закрепление правильных игровых навыков в упражнениях

- работа над ансамблевыми произведениями

- накопление репертуара

- концертная  деятельность

6

1

5

Концертное выступление

4.

Транспонирование

4

1

3

Прослушивание

5.

Подбор по слуху

6

2

4

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

4

1

3

Прослушивание

7.

Творческие задания

2

1

1

Выполнение задания. Обсуждение.

всего

34

10

24

Учебный материал

3 год обучения    

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и инструментами. Воспитание внимания к точному исполнению ритма и штрихов. Продолжение развития музыкального мышления ученика. В течение учебного года следует пройти 4-6 ансамблевых произведения.

Контроль и учет успеваемости:

I полугодие

- дифференцированный зачет в форме академического концерта   (1произведение по нотам)

II полугодие  

   - дифференцированный зачет в форме академического концерта (1произведение по нотам)

Примерный  репертуарный список:

  • Ж.Металлиди «Весёлое шествие»
  • Л.В. Бетховен «Менуэт»
  • Ж.Металлиди «Танец пингвинов»
  • Ж.Металлиди «Четыре весёлых ирландца»
  • Д.Каччини «Аве Мария».
  • Обработка В.Гуревича «Английский народный танец»
  • В.Моцарт «Ноктюрн»
  • К.Караев «Павана»
  • Р.Телепнёв «Весёлая прогулка»

Особенности образовательного процесса

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" -  подбор репертуара. Особое внимание следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени технического развития учащихся.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" является формирование правильной постановки с инструментом при совместной игре  и эмоциональное  взаимодействие  обоих партнеров.

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения ансамблевой и оркестровой  музыки, так как слушание музыки развивает музыкальную наблюдательность, интеллектуальную активность, обостряет работу воображения, способствует пониманию тонкостей выразительных средств и воспитывает эстетический вкус учащихся.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться  работа над звуковым балансом  партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить музыкальную мысль.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя   должно быть обучение ученика самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры  становятся совместные регулярные репетиции  с преподавателем.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по жанрам. Основное место в репертуаре должна занимать академическая  музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей на две партии (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для 3-4 исполнителей.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Ученику следует научиться  разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем партии ансамбля необходимо вновь проучивать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по  ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, работу  над точностью фразировки, над общими штрихами  и динамикой.

 Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VII.  Содержание программы

1.Раздел

Организация музыкальных интересов

        Беседы с юными скрипачами о музыке, музыкальных инструментах, о профилирующем музыкальном инструменте «скрипка», её строении и акустических возможностях, о великих мастерах и знаменитых скрипачах. В третьем классе -  беседы о стилях, жанрах.

        Игра преподавателя – увлекающий и направляющий фактор. С помощью показа преподавателя и образных комментариев можно ожидать от учеников более эффективных результатов, т.к. происходит стимуляция самостоятельной творческой деятельности ребенка.

        Слушание музыки – способствует формированию у ученика хорошего музыкального вкуса, помогает воспитывать чувство эстетически прекрасного. Регулярное слушание музыки развивает музыкальную наблюдательность, интеллектуальную активность, обостряют работу воображения, восприятие.

2.Раздел

Развитие музыкальной грамотности

        Чтение нот с листа  – одна из необходимых предпосылок всестороннего развития ученика, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной ансамблевой литературой. Для умеющего хорошо читать с листа открывается возможность самостоятельно знакомиться с новыми произведениями, расширять свой музыкальный кругозор.

3.Раздел

Работа над репертуаром

Работа над техническим материалом  включает в себя следующие виды деятельности: отработку навыков правильных игровых движений, закрепление правильных игровых навыков в упражнениях.

      Начальный период занятий, включающий освоение навыков ансамблевого исполнения, имеет определяющее значение для успешности всех последующих этапов обучения скрипача.

В работе над упражнениями важно научить ребенка ощущать определенный музыкальный смысл и стремится достигнуть нужного качества звучания, активности, определенности ритма. При исполнении упражнений добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей рук.  

                Работа над ансамблевым произведением – основа для становления исполнительского мастерства учащегося по предмету «Ансамбль». Данный вид работы предусматривает последовательную концентрацию внимания на разных задачах: разбор текста парти, подбор подходящей аппликатуры, штрихов, выразительность интонирования, ритмическая точность, динамическая линия, завершающим этапом является охват произведения «в целом». Собрать воедино его  отдельные разделы, помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа и выполнение поставленных художественных задач.

         Накопление репертуара – время от времени полезно возвращаться к пройденным ранее произведениям. Это позволяет ученику поддерживать исполнительскую  форму, даёт возможность быть готовым к неожиданным выступлениям.

          Концертная деятельность – это, прежде всего, показ учеником выученного  произведения. Данный род деятельности помогает воспитывать в ученике умение сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в учащемся чувство радостного общения с аудиторией.

4.Раздел

Транспонирование

        У детей, принятых в музыкальную школу бывает разная степень развитости слуха.

У пианиста нет необходимости беспокоиться о чистом интонировании извлекаемого звука. Значительно сложнее дело обстоит у скрипача. Не имея никаких внешних ориентиров на грифе, он должен научиться по слуху, находить пальцем место для каждого звука. Единственным слуховым ориентиром для него является звучание открытой струны, от которой он может находить последующие звуки.

        Для более быстрого развития мелодического слуха нужно тренироваться в транспонировании выученных песенок, в также в пении мажорной гаммы от любого звука (на слоги та или ту ).

        Естественно, что все транспонируемые пьесы должны исполняться выразительно.

В процессе занятий транспонированием необходимо следить за тем, чтобы оно протекало в условиях максимальной активизации слуха учащихся.

        Приступая к транспонированию, ученик должен хорошо знать материал на помять, иметь о нем ясное слуховое представление.

Настраиваясь на новую тональность, ученику следует проинтонировать в ней внутренним слухом транспонируемую музыку. Такой путь сделает занятия максимально эффективными для музыкального развития ученика.

5.Раздел

Подбор по слуху

Важным компонентом обучения музыке является подбор по слуху. Эта форма обучения способствует формированию музыкального мышления детей, их слуха, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Вся эта работа проводится в тесном контакте с педагогами теоретического отдела. Общая направленность должна быть соотнесена с программой по сольфеджио. Подбор по слуху начинают с несложных попевок и детских песен. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются в интонационном отношении и дополняются различными видами сопровождения.

6.Раздел

Навыки музицирования

Одной из важных задач, обуславливающих успешную работу в ансамбле, является развитие у учащихся навыков чтения с листа.

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, в голосах партитуры ансамбля значительно активизирует процесс работы, способствует более тщательному разбору и анализу музыкального произведения, закреплению навыков беглого чтения с листа и развитию «внутреннего слуха» и «предслышания». Предпосылками осмысленного, грамотного прочтения нотного текста являются навыки быстрого определения ладотональных и метроритмических особенностей, умение распределять внимание на относительно законченные музыкальные построения. Имеющие в тексте обозначения и авторские указания, свободное владение грифом, штриховыми и аппликатурными приёмами как важными техническими, так и художественно-выразительными средствами исполнения. Как правило, для чтения нот с листа следует выбирать такие произведения, которые по своему содержанию, фактуре, выразительности были бы доступны ученику, вызывали у него интерес к работе и стремление активно и самостоятельно знакомиться с музыкальной литературой.

Важным компонентом в обучении музыке также является подбор по слуху. Эта форма обучения способствует формированию музыкального мышления, слуха, помогает тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Вся эта работа проводится в тесном контакте с педагогами теоретического отдела. Подбор по слуху начинают с несложных  детских песен. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются в интонационном отношении и дополняются различными видами сопровождения 

7.Раздел

Творческие задания

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках специальности активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.

На начальном периоде обучения творческие задания осуществляются главным образом во время урока и под руководством преподавателя. По мере освоения учащимися навыков игры на инструменте, работа может быть организована в двух формах: под руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося. Таким образом, идёт освоение учебного материала и развивается творческий потенциал ученика.

VIII.  Формы и методы контроля. Критерии.

 Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету  «Музыкальный инструмент (скрипка)» являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся;
  • промежуточный контроль;
  • итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета  и направлена на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточный контроль проводится как дифференцированный зачет в форме академического концерта.

1 год обучения

I полугодие

- дифференцированный зачет в форме контрольного урока   (1произведение по нотам, в классном порядке)

II полугодие  

   - дифференцированный зачет в форме контрольного урока (1произведение по нотам, в классном порядке)

    2 год обучения

I полугодие

- дифференцированный зачет в форме контрольного урока   (1произведение по нотам, в классном порядке)

II полугодие  

   - дифференцированный зачет в форме контрольного урока (1произведение по нотам, в классном порядке)

    3 год обучения

I полугодие

- дифференцированный зачет в форме академического концерта   (1произведение по нотам)

II полугодие  

   - дифференцированный зачет в форме академического концерта (1произведение по нотам)

По итогам выступления выставляется оценка: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно».

Учащиеся на итоговом академическом концерте должны продемонстрировать достаточный уровень владения скрипкой, осмысленное исполнение  и раскрытие художественного образа исполняемых произведений.

Критерий оценки

5 («отлично»)

Технически совершенное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом, так и в художественном плане)

3

(«удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата

2

(«неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на академическом концерте;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

IX.  Список рекомендуемой учебной и методической литературы

Список   учебной  литературы

  1. «Светлячок» Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано I,II,III,V выпуски (составитель Э.Пудовочкин); «Композитор» Санкт-Петербург 2005
  2. «Скрипичные ансамбли младшие и средние классы», (редакция и составление В. Калыциковой);Санкт-Петербург 2004
  3. «Юный скрипач» вып.1составитель К.Фортунатов «Советский композитор», Москва, 1990
  4. В.Третьяченко «Скрипичный букварь», Красноярск, 2007
  5. Ж.Металлиди «Детские скрипичные ансамбли с фортепиано, младшие классы»; «Советский композитор» 1980
  6. Ж.Металлиди «Сыграем вместе» (Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. Младшие классы ДМШ); «Композитор» Санкт-Петербург 2004
  7. Л.Гуревич, Н.Зимина «Скрипичная азбука», «Композитор», Москва, 1998
  8. О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов» (вып.1); «Композитор»,Санкт-Петербург 2007

Список  методической литературы

  1. Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина. М.,  Музыка»,1990
  2. Берлянчик М. Основы учения юного скрипача.  М.,1993
  3. Гинзбург Л.,  Григорьев В.  История  скрипичного  искусства.  Вып.1. М., «Музыка»,  1990
  4. Гущина Л.  Подготовка  оркестрового  музыканта  на  струнном  отделении.  /Методические  записки  по  вопросам  музыкального  образования.  Вып.3. М., «Музыка», 1991
  5. Кучакевич К.  Формирование  музыканта  в  классе  камерного  ансамбля.  /Методические  записки  по  вопросам  музыкального  образования./ Вып.3. М., «Музыка», 1991
  6. Либерман М.,  Берлянчик М.  Культура  звука  скрипача.  Пути  формирования  и   развития. М., «Музыка»,1985
  7. Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: Некоторые аспекты работы.  /Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986
  8. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., «Музыка», 1966
  9. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля. /Вопросы  музыкальной  педагогики.  Вып.2.  М.,  1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»

Парикмахерское  искусство существует  давным-давно. Во  все  времена люди хотели выглядеть  красиво и привлекательно и прилагали  для этого немало усилий, изобретали спец...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень

Дополнительная  общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Фольклорный ансамбль «Ложкари» Стартовый, базовый уровень

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Ложкари» имеет художественную направленность и призвана приобщать современных детей к сокровищницам музыкальной фольклорной ку...