Главные вкладки

    Коспект урока по музыке 8 класс по теме: "Виды музыки в современном мире".
    план-конспект урока по музыке (8 класс)

    Утенкова Елена Викторовна

    Данный урок рассчитан для учащихся 8 класса, основной целью которого является знакомство с некоторыми основными видами современной музыки и их представителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                        8 класс

    Тема урока: «Виды музыки в современном мире».

     (ДЖАЗ, РОК-МУЗЫКА, ДИСКО, ПОП-МУЗЫКА)

     

    Цели и задачи урока:

               - ознакомить учащихся с историей возникновения и развития музыки массовых  жанров (джазом, диско, рок- и поп-музыкой и т.п.);

    -определить ее роль в сов ременном мире и культуре;

               - акцентировать внимание на особенностях музыкального языка джазовой и  рок-музыки, исполнителях и  наиболее значимых произведениях;

               - развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

               - воспитывать эмоциональную чувствительность и эстетичекий вкус.

     

    Тип урока: интерактивный с инновационными методами обучения, применением КТ.

     

    Оборудование: учебник, фоторепродукции портретов музыкантов, видео и аудио-материалы.

     

                                                               ХОД УРОКА

     

    І. Организационный момент.

        1) Повторение пройденного.

    Вопросы:

    - Женские  голоса (сопрано,меццо-сопрано,контральто).

    - Мужские голоса (тенор,баритон,бас,дискант-высокий голос у мальчиков)

    - Вступление к опере или балету (увертюра)

    - Что такое вокализ? (пение без слов);

    - Ансамбль из трех исполнителей (трио);

    - Классическая музыка, исполняемая небольшими группами музыкантов

    (камерная).

     

        2) Сообщение темы и целей урока. Слово учителя:

             Заходя в кабинет, вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о современной музыке, так называемой музыке массовых жанров, репродукции портретов исполнителей которой вы видите на доске. Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать на протяжении урока.

    А) Раскрыть понятия "музыка массовых жанров", "джаз", "рок", "поп-музыка", "диско", "электронная музыка";

    Б)  Проследить историю возникновения и развития джаза и рок-музыки как наиболее своеобразных направлений.

    В) Проанализировать музыкальное произведение.

    Г) определить роль и значение муз.жанров для мировой культуры в целом и для каждого в отдельности.

    Д) Прослушать примеры основных направлений рок-музыки.

    Е) Подвести итоги.

     

    ІІ. Изучение нового материала.

          Музыка массовых жанров.

        Музыка, о которой мы говорим, берет свое историческое начало с последнего десятилетия ХІХ века, развивалась на протяжении ХХ века и по сегодняшний день продолжается ее развитие. Происшедшие на рубеже 19-20 столетия революционные преобразования мира привели к изменениям сознания людей, к желанию создать новые стили и направления в культуре. Большая масса простых людей во всем мире взялась переделывать мир для себя. Не избежала преобразований и музыка. Простые рабочие люди принесли в музыку динамичность, энергию, ритм. И с тех пор музыка стала достоянием не избранного элитного общества, а большой массы людей. Отсюда и название "Музыка массовых жанров".

      Джаз.

         Развитие сельского хозяйства в США требовало огромного количества рабочих рук. Поэтому с момента открытия Колумбом в 15 веке, в Америку с 16 по 19 век было завезено большое количество рабов из Африки, которые привезли с собой культуру своего народа. Она могла проявляться только в двух случаях: либо во время работы, либо во время отдыха от работы. Проблемный вопрос: на каком инструменте они могли исполнять свою музыку? – ответ: голос, аккомпанемент- ладони, ноги, подручные средства.

       Истоки джаза. (фильм "Основоположники джаза")

         Истоками джаза были трудовые песни негров, которые облегчали монотонный труд.

         Европейцы также завезли свою музыку в Америку. Это были классические произведения, исполняемые на фортепиано и струнных инструментах. Баллады, известные европейцам, теперь исполняли и афроамериканцы. Яркой исполнительницей негритянских баллад была Элла Фитцджеральд. (прослушивание отрывка)

         Негры – верующие люди, и в своих песнях они обращались к высшим силам. Спиричуэлс – от слова спирит-дух, душа, призрак. Самый известный хит – "Go down, Moises" в исполнении Луи Армстронга вы слышали, когда входили в класс. Исполняется спиричуэлс только а капельно.

        В развитии вокально-инструментального искусства значительную роль сыграли джазовые блюзы. Это песни протеста, выражения тоски отчаяния.

        Когда начинают появляться профессиональные исполнители, в джазе происходят эксперименты. Рэгтайм (разорванное время) – специфическое джазовое исполнение. Первым его исполнил Скотт Джоплин. (прослушивание отрывка)

       И свинг - ритмичная пульсация, с примесью танцевальных элементов.

     

       

    Диско.

       Следующее направление музыки массовых жанров – диско. Это стиль популярной танцевальной музыки 2-й половины 1970-х годов. Песни этого направления характеризуются высоким вокалом, равномерным ритмом. В звучании преобладают клавишные , струнные и электронные музыкальные инструменты. Исполнители: группы "АББА", "Бони М" и другие. (Видео или аудио отрывок).

       Поп-музыка.

       Популярная, общедоступная музыка была названа поп-музыкой – понятие, которое охватывает разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования. Инструментальные ресурсы ограничены электрогитарами и ударными , а также электронными инструментами. Вокальное исполнение характеризуется приближенностью к речи, демонстративно непоставленными голосами, а также стонообразными, выкрикообразными и завывающими дополнениями.(прослушивание отрывка). Известны исполнители – Майкл Джексон, Мадонна, Шакира, Бейонсе и многие другие, известные вам исполнители.

        Рок-музыка.

        Самой малоизученной областью музыки массовых жанров, но при этом самой насыщенной по форме и содержанию является рок-музыка.

    Проблемный вопрос- Чем является рок-музыка – рупором молодёжи, музыкальным воплощением раздирающих её противоречивых настроений, или одним из инструментов шоу-бизнеса, направленным на коммерческую прибыль в индустрии развлечений?

    Рок-музыка (Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово "rock” — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с "roll”, "twist”, "swing”, "shake” и т. п.

     ИСТОКИ РОК-МУЗЫКИ.(История возникновения):

    Рок-музыка появилась в ранние 1950 годы в США и Великобритании как способ выражения настроения молодёжи, его отношения к окружающему миру. В роке молодёжь нашла способ выразить протест миру взрослых, протест их лицемерию и ханжеству. Музыкальная сторона в этом случае сводилась к минимуму.

    Ведущие направления рок-музыки.

    Фолк-рок, кантри-рок, панк-рок, арт-рок, глэм-рок, рок-н-ролл, хеви метал, хард-рок, ритм-энд-блюз, психоделлический рок, индустриальный рок, блэк, мод, джаз-рок, симфонический рок и очень много других.

    Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролл, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри.Титул короля рок-н-ролла завоевал Элвис Пресли. (прослушивание отрывка).

                           После прослушивания мелодии учащиеся делают анализ произведения по плану: темп, солирующие инструменты, фоновые инстр., какое настроение и впечатление вызывает произведение.

      В начале 60-хгг. ритмы рок-н-ролла и  ритм-энд-блюза привели к возникновению бит-музыки, и первыми исполнителями, причем очень популярными, стали Битлз. Став популярными настолько, что вытеснили американскую музыку, положив начало так называемому английскому вторжению. "Ливерпульская четверка" Пол Маккартни, Джон Леннон, Джон Харрисон и Ринго Стар – создали не только новую музыку, но и новый имидж, новую эру фанатизма – музыкального. Такого сумасшествия поклонниц не было ни у кого.(прослушивание отрывка).

     

    ІІІ.Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

    1. Домашнее задание:  На выбор: коллаж на одну из тем (по направлениям муз.жанров – фото групп и исполнителей), сообщение на тему: "Творческий путь ….»

    2.Подведение итогов. Рефлексия.

    Музыка массовых жанров – самая распространенная, популярная и востребованная широкими массами живущих на Земле людей. Роль и значение переоценить трудно. Это новая и близкая по духу любому человеку  стилистика, ритмика, содержание.

    С какими видами музыкми вы познакомились на уроке?

    Какие жанры вы уже знаете, а какие узнали на уроке?

    Какие жанры музыки вам нравятся?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку СБО, 6 класс по теме "Виды писем. "

    Материал в помощь молодым педагогам...

    открытый урок в 8 классе по теме "Виды односоставных предложений"

    Урок является 1-ым в теме. Цель - активизироватьзнания учащихся о видах односоставных предложений...

    Открытый урок в 5 классе по теме "Виды глаголов"

    Материал представляет собой конспект открытого урока в 5 классе по теме "Виды глаголов"...

    План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил. Систематизация знаний "

    План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил"...