Развитие музыкальной памяти
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Память - важнейщее психическое свойство человека, а музыкальная память - явление сложное и уникальное. Вопросы развития музыкальной памяти  рассмотрены в данной работе как с теоретических позиций, так и с практических.  Любой музыкант должен обладать определенными знаниями, которые помогут укрепить его память. Хорошая память сокращает время изучения музыкального произведения, а также служит опорой  уверенности музыканта во время публичных выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnoy_pamyati.docx31.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В эпоху информационного взрыва управление процессом запоминания стало особенно актуальным. Понимание механизмов памяти может помочь в музыкальной педагогике раскрыть неиспользованные резервы, объяснить сложные психологические процессы, происходящие во время исполнения произведения наизусть, выработать современные методы изучения произведения и активизации запоминания.

В общей психологии памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его жизненного опыта. Память лежит в основе любого психологического явления, начиная с запоминания ощущений. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности  и общества.

 Музыкальная память – это значимая часть музыкальных способностей, таких как музыкальный слух, чувство ритма и других. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций, эмоций, переживания человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти.  Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие запоминают очень быстро, но не точно, поверхностно, третьи продвигаются по этому пути с трудом.

 В процессе работы на уроке порой с большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру, прием. В момент выступления на сцене ученик неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. Возникает и ряд других практических вопросов, например, как лучше работать над произведением, «доводить» его, заучив сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы, в движение рук? Для того, чтобы управлять процессом запоминания  необходимо иметь представление о типах и видах памяти, о её природе.

Память лежит в основе всей деятельности человека. Музыкальная память, как и все психические процессы, так же раскрывается в практической деятельности.

Существует, по крайней мере, два типа памяти: память репродуктивная (механическая) и реконструктивная (творческая).

Репродуктивная (образная) память особенно ярко представлена у детей 5-6 лет. Их мозг еще не достаточно творчески перерабатывает поступающую из окружающего мира информацию. В этот период запоминание обычно кратковременно, информация не столько перерабатывается, сколько образно комбинируется. У ребенка 5-6 лет воспроизведение обычно дословно, узнавание происходит при точном повторении. Это та память, которая нужна человеку как основа для будущей жизни.

Работа над музыкальным произведением в этом возрасте имеет свои особенности.  Так, менять штрихи, аппликатуру не всегда целесообразно, т.к. новый вариант заставляет ребёнка в значительной мере перестраивать в своем сознании все произведение в целом. По этой же причине не стоит расчленять произведение и задавать выучить отдельные его фрагменты, поскольку каждый отрывок может восприниматься им как целое, отдельное произведение. Однако распространение этой системы на весь процесс обучения приводит в старших классах к натаскиванию, зубрежке, к заучиванию только одного «жесткого» варианта трактовки, что сковывает творческие возможности  музыканта.

Реконструктивная (творческая) память связана с творческой, а не механической работой сознания, избирательной переработкой информации. С годами детская репродуктивная механическая память оттесняется на второй план. В работу вступает новая система памяти, реконструктированная.

Реконструктивный момент связан с воображением. Вспоминая отдельные яркие мгновения, человек способен реконструировать целое.

Память – не фотографирование действительности, а сложнейший процесс, развивающийся во времени. По содержанию в памяти можно выделить 3 структуры: запоминающую - направленную в прошлое, воспроизводящую – связанную с настоящим и синтезирующую – направленную в будущее.

В работе пианиста можно выделить 4 уровня.

Первый уровень  связан с поведенческой, двигательной памятью, а психологически – с интересом. Чем интенсивнее интерес, чем больше ярких моментов на уроке или в домашней работе, тем крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.

Второй уровень  связан уже не с самим запоминанием текста, а с поиском и запоминанием выразительных инструментальных средств для художественного воплощения произведения – нужного характера, штрихов, выразительных комплексов и т.д., то есть с поставленной творческой целью.

Третий уровень связан с памятью художественно-образного решения произведения, богатым кругом рождающихся художественных ассоциаций, то есть с творческой фантазией.

Четвертый уровень связан уже не только с изучаемым произведением, удержанием всего полученного материала, его синтезированием, но и переработкой его в новую творческую программу на основе получаемого опыта, то есть с общим художественным развитием личности.

Процесс воспроизведения музыкального произведения по памяти – это всегда творческий процесс реконструкции образов. Следует активизировать разные виды памяти для эффективного «вспоминания» произведения.

Музыкальная память – это в первую очередь художественная память на музыку и свою интерпретацию образов. Мы говорим об образе, его драматургии, о целом, которое помогает увидеть частности. Для этого важны кульминации и прочие вехи, которые помогают конкретизировать внимание.

Память музыканта-исполнителя соединяет художественное мышление с двигательным. При исполнении произведения широко используется двигательно-поведенческая память, связанная с профессиональным опытом (запоминание движения, заучивание последования двигательных комплексов), память «впрок» (будущего) оказывается при этом решающей. Чем больше в запасе найденных вариантов, тем свободнее чувствует себя исполнитель. В процессе исполнения он выбирает один вариант из памяти, наиболее соответствующий его состоянию.

В двигательной памяти выделяют осязательно-тактильную, направленную на контроль настоящего, и двигательно-мышечную, направленную в прошлое и будущее. Среди элементов художественной памяти можно выделить много комплексных, например, память на ощущение окраски звука (связь мышечных, темброво-слуховых ощущений и художественных представлений). Стимулом для запоминания произведения прежде всего является возбуждение максимального интереса к музыке, произведению, нахождению своего отношения, постановка определенной художественной цели.

Если не проделать дома большой путь творческого обогащения информации, если ограничиться только точным заучиванием, зазубриванием, круг ассоциаций значительно сужается, информация становится малосодержательной. Бессмысленный материал запоминается в 7 раз хуже хорошо осмысленного. Зазубривание только одного варианта делает процесс не только не творческим, но и опасным, так как малейшее изменение условий субъективного состояния выбивает исполнителя с узкой проторённой дорожки. Зубрежка резко уменьшает объём памяти, так как приучает мозг оперировать упрощенной, однообразной информацией.

 Можно вывести несколько рекомендаций относительно того, как и сколько нужно заниматься, чтобы максимально использовать свойства памяти и не отягощать её.

Всё, что исполнитель осуществляет на инструменте, сразу в этот же момент не запоминается и не выучивается. В процессе заучивания 5 минут однотипной работы – это максимум, на что способна наша память. После этого лучший интервал для того, чтобы получить ответ, что запомнилось – 20 минут. Через 20 минут переработка информации мозгом осуществляется всего на 50-60%, через сутки на 65-70%, а через 3 суток на 75%.Это так называемое явление «реминисценции» (непроизвольное воспроизведение невоспроизводимого сразу).

Усиление долговременной памяти зависит от непроизвольного повторения в уме; от обязательного повторения по памяти при заучивании; от обогащения информации в скрытый период, особенно во время покоя. Это необходимо для содержательной художественной стороны.

Для двигательной стороны интервалы несколько иные: от конца упражнения (достаточно короткого по времени) наилучший период для воспроизведения составляет от 30 секунд до 2-х минут, когда повторение эффективно. К 10 минуте наилучший период заканчивается, и реминисценция исчезает, следовательно, через 10 минут можно начать учить уже новое. Движение лучше всего запоминается при оптимальном мышечном тонусе, близком к предельному («образному»), и резко падает при расслабленных мышцах или излишне напряжённых. «Зажатый» ученик вследствие этого может очень плохо запоминать текст.

Какова польза повторения? Повтор, который осуществляет музыкант, необходим на первых стадиях работы для сравнения и проверки варианта: что сделано, что не доделано, что необходимо закрепить. Следует учесть следующую особенность режима работы мозга: два повторения в день втрое эффективнее восьмикратного повторения. Это, однако, касается лишь примитивной зубрежки. Творческое же нахождение вариантов – не столько повторение, сколько обогащение, переработка информации. Музыка неповторима, любое повторение лишает её эстетической сущности. Необходимо обратить внимание так же на то, что прерванная задача лучше запоминается, она заставляет мозг активнее работать, быстрее схватывать новое, лучше запоминать.

Секрет быстрого и прочного запоминания произведения – использование нескольких каналов. Например, зрительная память на графическое изображение той или иной ноты недостаточна. Зрительно важнее представлять общую структуру произведения, а не только ноты и их место на странице.

К структурной последовательности можно привязать и ассоциативный ряд. В ассоциативном ряду должны вместе работать зрительно-двигательный и зрительно-слуховой моменты. Основная задача памяти – помочь воссоздать единый комплекс, в котором конец замыкался бы на начало в целом художественном процессе интерпретации.

Огромное значение имеет музыкальная память при публичном исполнении.  Срывы на эстраде происходят из-за того, что память не любит, когда ей не верят. Здесь уверенность важнее, чем сомнения: а не подведет ли память?

При заучивании важно заранее «промоделировать» не только то, как будет сыграно произведение, но и своё состояние на эстраде. Отсюда необходимость проверки исполнителя перед выступлением обстановкой, близкой к эстрадной (хотя бы прослушивание соучениками).

Известно, что при исполнении произведений начало и конец запоминаются лучше, а средняя часть несколько хуже. Здесь действует так называемый «эффект края».

Срывы на эстраде бывают при переключении внимания. К примеру, один эпизод выучен хорошо, а другой хуже. Внимание может своевременно не подготовиться к необходимости активизации, и происходит ошибка. Опасны и места после кульминаций, завершения разделов и т.д. Педагогу необходимо всячески развивать у ученика способность к музыкальному представлению, фантазированию. Один ученик, потеряв текст, беспомощно остановится, другой сымпровизирует и пойдёт дальше; это говорит о различном характере работы с материалом.

Отвечая на вопрос, как лучше работать с произведением – выучив сначала на память или поработав над ним, потом заучивать, следует сказать, что полное осознание произведения это уже память. Проблемы запоминания произведения без его осмысления не должно существовать. Кроме того, стремление выучить сразу наизусть новое произведение помешает дальнейшей творческой работе над ним.

Следует добавить, что при изучении произведения ученик играет его в более медленном темпе, чем на эстраде. Многие движения в медленном темпе имеют несколько отличительную форму, чем в быстром. Меняется и характер динамики, звукоизвлечения и т.д. Следовательно, изучение наизусть неготового сочинения может стать помехой и двигательной стороне на сцене.

Известный пианист-педагог И. Гофман в книге «Работа над музыкальным произведением» разработал принципы работы

В основу принципов работы над музыкальным произведением, предложенных И. Гофманом положены различные способы работы для пианистов-профессионалов.

1.Работа с текстом произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по направлениям - выявление и определение:

- главного настроения произведения;

- средств, при помощи которых оно выражается;

- особенностей развития художественного образа;

- главной идеи произведения;

- понимания позиции автора;

- своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента - один из резервов роста профессионального мастерства музыканта. Проговаривание нотного текста ведет к переводу внешних умственных действий во внутренний план и к последующему их необходимому «свертыванию» из последовательного процесса в структурный, симультанный, укладывающийся в сознании как бы одновременно, сразу, целиком.

2. Работа с текстом произведения за инструментом. Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно не заботиться о точности исполнения. Р. Шуман, например, рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца».

После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения – вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется  залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо запоминается только то, что хорошо понято», – вот золотое правило дидактики, которое одинаково верно как для учащегося, пытающегося запомнить различные исторические события, так и для музыканта, который учит музыкальное произведение наизусть.

С этими принципами работы следует знакомить и юных пианистов.

Итак, для того, чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

- вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;

- вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;

- «выгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно-двигательно;

- включая механизмы синестезии, можно представлять в своем воображении вкус и запах играемых фрагментов;

- отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.

В.И. Муцмахер в своей работе рекомендует при повторении устанавливать новые, не замеченные ранее связи, зависимости между частями произведения, мелодией и аккомпанементом, различными характерными элементами фактуры, гармонии. Для этого необходимо развивать умение самостоятельно, без помощи педагога применять имеющиеся музыкально-теоретические знания на практике. Разнообразие впечатлений и выполняемых действий в процессе повторений музыкального материала помогает удерживать внимание в течение длительного времени.

Быстрота и прочность заучивания оказываются связанными и с рациональным распределением повторений во времени.

Поэтому повторение лучше распределить на несколько дней. Наиболее эффективным является неравное распределение повторений, когда на первый прием изучения или повторения отводится больше времени и повторений, чем в последующие приемы изучения учебного материала. Наилучшие результаты запоминания оказываются, как показывают исследования, при повторении материала через день. Не рекомендуется делать слишком большие перерывы при заучивании - в этом случае оно может превратиться в новое выучивание наизусть.

Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже учащиеся с хорошей памятью. Это помогает, как указывает болгарский методист А. Стоянов, «освежить музыкальные представления, уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания».

Мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного исполнения, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения.

Развитию музыкальной и слуховой памяти способствуют также:

- постоянное выучивание наизусть новых прозаических, стихотворных и музыкальных произведений;

- подключение к процессу заучивания других анализаторов, например, ассоциирование заучиваемого материала с различными цветами, движениями, зрительными образами;

- активизация мотивации на личностную значимость и необходимость заучивания;

- представление в памяти голосов своих знакомых, звуков музыкальных инструментов, голосов птиц;

- подбирание по слуху на музыкальном инструменте различных мелодий.

  На прочность памяти положительно влияют те действия, которые мы совершаем с изучаемым материалом. Известно, что при разучивании наизусть трудного музыкального текста сложные в техническом отношении фрагменты запоминаются лучше, чем более простые эпизоды. Такие места приходится по многу раз повторять, продумывать аппликатуру, в результате чего трудный текст составляет в памяти более глубокие следы.

Из экспериментов, проведенных А.А. Смирновым, следует, что чем больше разнообразных действий мы сможем предпринять с выучиваемым материалом, тем больше у нас шансов его быстрее запомнить.

Итак, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них - слуховой и моторный - являются для нее самыми важными. Логические способы запоминания,  улучшают запоминание и могут быть рекомендованы молодым музыкантам, желающим продвинуться в этом направлении. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления музыканта-исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала.

Разные этапы работы требуют различных подходов к запоминанию, и известная формула И. Гофмана: «Вижу - слышу - играю»  , относящаяся к способам разучивания музыкального произведения, может служить хорошим ориентиром в работе.

 Музыкальная память, как и все остальные музыкальные способности, имеет свойство развиваться, и это очень важно для каждого музыканта.

Тот, кто в совершенстве владеет различными методами работы над музыкальными произведениями, обладает отличной музыкальной памятью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и развитие музыкальной памяти

Свойства и развитие музыкальной памяти...

Развитие музыкальной памяти

Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской муз...

Различные формы диктантов как средство комплексного развития музыкальной памяти

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по хоровому сольфеджио. В данной работе приведены примеры вспомогательных форм диктантов, которые могут быть использованы на начальном...

«Основные методы работы по развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ»

Иедивидуальный  подход к развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ, методы и приемы работы....

Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.

В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства.  Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...

Развитие музыкальной памяти

Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики. В то же время, знание о работе музыкальной памяти и её развитии необходимо каждому преподавателю музыки...

Развитие музыкальной памяти

Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения,его прочного сохранения и максимально точное воспроизведение....