Гармония духовной музыки
статья по музыке (7 класс)

Наволокин Сергей Васильевич

для работы молодому учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmoniya_duhovnoy_muzyki.docx16.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гармония духовной  музыки

Духовная музыка, как и церковная живопись и архитектура, - колоссальный пласт 10-вековой русской культуры, развивающейся со дня принятия христианства на Руси, это величайшее наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Эта музыка выразила глубокие философские мысли о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, думы о жизни и смерти, о жизни земной и вечной.

Среди церковной музыки есть хоры, написанные для профессиональных коллективов, предназначенные не только для службы, но и для концертного исполнения. Есть в духовной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению небольшим церковным хором и даже прихожанами. Во время церковной службы некоторые части литургии и всенощной поются всем приходом на простые, легко запоминаемые мотивы. Когда-то церковная музыка исполнялась и в домашнем быту. Многие напевы переходили из поколения в поколение. Они пелись христианами и по дороге на богомолье, когда шли в другое село, где находился храм, и во время домашней молитвы, особенно праздничной.

Для новых поколений церковная музыка стала не просто далекой, а совсем неизвестной. Если раньше она была нормой жизни, быта всех слоев населения, то теперь совсем утрачена. На какую же слуховую почву будут ложиться самые простые церковные песнопения? Такой почвы у наших детей нет. Необходимо найти особый ход для преподнесения этого пласта музыкальной культуры, чтобы не сводить духовные образы на уровень сказок.

Один из возможных путей – обращение сначала к духовным образам в классической музыке, а затем  уже к собственно церковным песнопениям. Почему? В русских классических операх колокольные звоны, молитвы и другие церковные песнопения даны в конкретной бытовой и исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием. Например, о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события. И параллельно можно вводить церковные песнопения, обиходные и концертные.

Духовная музыка знакомит учащихся с богатейшей областью русской культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать им элементарные знания в сфере церковных произведений. Но не только. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность, патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств. Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера, со своей тематикой и законами развития. С духовной музыкой в слуховой опыт детей войдут новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической музыки, и, конечно, от современной популярной музыки.

Принцип параллельности дает возможность детям лучше понять место духовного начала в человеческой жизни, опираясь на их знания по истории и литературе. Например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин» духовные образы отражены молитвой Вани, хором «Славься», в опере  М. Мусоргского «Борис Годунов» - хором калик перехожих, молитвой в сцене смерти Бориса, колокольным звоном в сцене коронации и смерти Бориса, монологом Пимена, темой Варлаама и Мисаила «Старцы смиренные», в опере М. Мусоргского «Хованщина» - хором раскольников. Духовные образы раскрыты и в главных партиях первых частей Второго и Третьего концертов С. Рахманинова. Единую патриотическую линию образуют некоторые части из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, песнопения в честь Сергия Радонежского и Александра Невского, «Богатырская симфония», «Сказание о невидимом граде Китеже», Песня Варлаама, ария Кутузова, ария Сусанина. Такая же единая нить связывает и колокольные звоны в «Иване Сусанине», «Борисе Годунове», «Китеже» и других произведениях. Интересно выстраивается линия траурной музыки: «Маленький реквием» Д. Кабалевского, «Лакримоза» В. Моцарта, песня «Алеша» Э. Колмановского, Песня «Хатынь» И. Лученка, фрагменты из кантаты Танеева «Иоанн Дамаскин», заключительный хор из «Пиковой дамы» П. Чайковского, финал из Шестой симфонии Н. Мясковского.

Слушание духовной музыки хорошо сочетать с показом видео или репродукций икон, фресок, храмов. В чем отличительная особенность духовной музыки? Во-первых, в особом внутреннем строе, собранности, а главное – в чистоте и открытости. В ней нет фальши, лицемерия, недосказанности. Во-вторых, церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Весь диапазон чувств, настроений, мыслей – от скорби, печали до радости, ликования – не переходит границ дозволенного, когда разрушается гармония. Именно гармония – совокупность строго, ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного, четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, острого ритма, диссонирующих звучаний, резкой, угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного, внешнего. Всё в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей. Музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок икон и фресок. Духовная музыка собирает, выправляет человека. В ней максимально выражено объективное начало и минимально субъективное. Каждый человек приходит в храм со своим внутренним состоянием: кто с болью и горем, кто с радостью и удачей. Музыка не должна противоречить никому, поэтому она в известной мере нейтральна, и человек сам наполняет ее своим содержанием, своим состоянием. Священнослужители говорят, что это музыка, льющаяся с небес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

проект урока музыки в 6 классе на тему: "Что такое гармония в музыке"

Урок по программе "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. На уроке формируются представления об основных понятиях: гармония, музыкальная гармония, без которых невозможно дальше рассуждать о движ...

"ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ".

laquo;Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"

Предлагаю  методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой....

Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)

Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке...