ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
статья по музыке

Ходолева Юлия Викторовна

Уроки музыки в школе обладают особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности. Цель музыкального образования в современной школе заключается в знакомстве с музыкальным искусством, воспитании гражданской позиции, любви к своему краю и России, способствовать взаимопониманию и взаимоуважению всех народов мира. На уроках музыки школьники расширяют свои представления о самобытности культуры разных народов и особенностях их музыкального языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tolerantnosti_na_urokah_muzyki.doc25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Современные социокультурные изменения, происходящие в нашем современном обществе, обуславливают необходимость взаимодействия человека с другими людьми на основе толерантности. Толерантность является важнейшим качеством человека, неотъемлемой частью поведения человека в любом цивилизованном обществе. Целенаправленно формировать толерантность, призваны образовательные учреждения, закладывающие основы мировоззрения человека в процессе взаимодействия ее субъектов.

Толерантность происходит от английского слова - tolerate - «терпеть, переносить». Толерантность означает терпимость человека к мнению, взглядам, верованиям других людей. Толерантный человек терпимо относится к представителям иных религий, ко всем людям, которые по мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям не похожи на него.

Уроки музыки в школе обладают особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности. Цель музыкального образования в современной школе заключается в знакомстве с музыкальным искусством, воспитании гражданской позиции, любви к своему краю и России, способствовать взаимопониманию и взаимоуважению всех народов мира. На уроках музыки школьники расширяют свои представления о самобытности культуры разных народов и особенностях их музыкального языка.

На уроках музыки необходимо накапливать знания великих музыкантов, которые внесли свой весомый вклад в становление музыкальной культуры и составляют основу музыкального искусства о народах, населяющих страну. Музыкальное искусство любой страны обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью. Можно привести такие примеры как образ любви, образ Родины, образ матери, которые воспеты в музыкальной культуре каждого народа. Учитель, знакомя учащихся с музыкальной культурой какой-либо страны, должен глубже раскрыть материал урока, познакомить и с народными промыслами, и с архитектурой той или иной страны. Есть темы в музыке, где можно на музыкальных примерах рассматривать толерантные отношения: о жизни и творчестве композиторов С.В. Рахманинова, Н. Паганини, И.С. Баха, о вечной теме в искусстве – любви, на примерах С.С. Прокофьева, балет «Ромео и Джульетта», А.Л. Рыбников «Юнона и Авось» и других сочинений.

На уроках музыки необходимо разъяснять учащимся, что «старая» музыка обретает «новую» жизнь в современных стилях, что музыка великих композиторов живет в сердцах слушателей много лет, что нужно всегда уважать музыкальные вкусы и взгляды других людей и относиться к ним толерантно. Подбирая соответствующий материал к уроку, педагог, способствует воспитанию толерантности, выработке преемственности мышления, приверженности национальному наследию и осознанию его роли в мировом духовном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности на уроках истории

Актуальность исследования феномена толерантности обусловлена социальной обстановкой современного общества, одной из характеристик которого является плюрализм, отсутствие единообразия во мнениях,...

Формирование толерантности на уроках иностранного языка

Как формировать толерантность у младших школьников?...

Мастер-класс на тему «Формирование толерантности на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»

Мастер-класс на тему «Формирование толерантности на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»...

Статья "МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"

    Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В работе предложен подход формирования толерантности учеников средней школы на уроках музыки. Новизной предло...

Формирование национального самосознания и толерантности на уроках музыки.

В статье рассказывается о формировании  национального  самосознания школьников используя на уроках мордовскую музыку....