Роль музыки в церковном обряде
статья по музыке (8 класс)

Наволокин Сергей Васильевич

для работы учителю музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_tserkovnom_obryade.docx15.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в церковном обряде

Велика роль искусства, и музыки в частности, в церковном обряде. Уже с начала существования христианства на Руси церкви стали центрами культуры и профессионального искусства. Для художественного оформления обряда приглашались выдающиеся для своего времени талантливые архитекторы, художники, музыканты. Церковные здания, мозаика, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты – все эти элементы культа являются грандиозным художественным ансамблем, задача которого одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

Целый комплекс искусств был призван создать прообраз высокого духовного мира, чистоты, света, справедливости. По мнению священнослужителей, именно музыка приближает человека к Богу, способствует небесному восхождению.

Традиция христианского песнопения была освящена самим Иисусом Христом. В Евангелии сказано, что Господь и его апостолы после Тайной вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую. Без музыки, пения невозможно богослужение. Роль музыки состоит в создании особого настроения, атмосферы в церкви.

О важнейших видах церковных песнопений ниже.

Тропари – это краткие молитвенные песнопения, выражающие сущность праздника, которые вставляются после стиха при чтении псалма.

Кондак – это многострофное произведение, все строфы которого исполняются на один напев, варьирующий от строфы к строфе. Это поэтическая проповедь и поучение.

Канон – строится как и кондак. Он состоит из девяти песен, каждая из которых включает несколько тропарей. Это священное поэтическое произведение, в котором прославляется жизнь и подвиг святого или прославляется праздничное событие. Последние тропари канона называются «богородичными», так как воспевают Богоматерь.

Стихира – это вид тропаря в стихотворной форме, исполняется в разных частях богослужения, посвящается святым, праздникам, событиям церковной и государственной жизни.

Догматик – это поэтическое изложение христианского учения. Это строгое, суровое пение.

Церковный обряд представляет собой три круга служб:

- суточный, состоящий из девяти служб;

- недельный – каждый день имеет своё значение, чему-то посвящен;

- годичный – с определенной последовательностью праздников и подготовкой к ним.

В церковных службах поражает обилие пения. Службы строятся  на чередовании чтения молитв, Евангелия, отрывков из других священных книг и разного вида пения: псалмодии – чтения нараспев, хоровой речитации и развернутого хорового и, возможно, сольного пения. Практически три четверти богослужения поется.

Если в светской музыке обычно одно произведение создается на конкретный, единственный в своем роде текст, то в церковных произведениях (хорах, исполняющихся во время службы) текст является неизменным, канонизированным. Поэтому различных произведений на один текст очень много. Одно словесное содержание, один духовный образ – но несхожее музыкальное его наполнение. Практика церковной музыки показывает возможность разнообразного воплощения одного и того  же текста.

Одна из особенностей церковного обихода заключается в том, что он сочетает в себе строго соблюдаемый канон и известную свободу его воплощения. Такой обязательный элемент есть и в архитектуре храмов, и в их планировке. Традиционны также образы и сюжеты икон. При этом каждая церковь по-своему неповторима, неповторимы иконы «Троицы» или «Христа Спасителя», «Спаса Нерукотворного», «Казанской Божьей матери» и другие.

То же самое и в музыке. Существует множество музыкальных воплощений одного канонического текста, и это позволяет делать службы разнообразными.

Почти каждый день совершается литургия и всенощная. Но благодаря обилию хоровой музыки регенты церковных хоров имеют возможность сегодняшнюю службу делать отличной от вчерашней, а прихожане, посещая одну церковь, слушают различную музыку на хорошо знакомые им молитвы.

Всенощное бдение – это вечерняя служба, которая начинается вечером. Чин, содержание этой службы сложился в первые века принятия христианства. В чём же смысл всенощной? Спасение человечества в ветхозаветном времени (до рождения Иисуса Христа) через веру в грядущего Мессию – Спасителя.

Всенощная открывается колокольным звоном – благовестом и объединяет в себе великую  вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Веками складывался нравственно-назидательный характер чтений и песнопений. Во время службы обязательно прославляется Святая Троица. В основных хоровых частях заключены важные событийные моменты, в них развивается сюжетная канва повествования, и одновременно они являются эмоциональными, психологическими и духовными кульминациями.

Литургия – это главная служба, которая совершается утром. Она продолжает «действо», события всенощной и соответствует второй половине Евангелия. Её смысл – выражение любви Бога к людям и соединение людей с Богом. Литургия – это и всеобщее благодарение Бога за спасение человеческого рода от греха, благодарение Иисуса Христа, принесшего себя в жертву на кресте.

Литургия и всенощная, сложившиеся как основные службы в первые века христианства, продолжают существовать и в настоящее время как основные церковные службы.

О важных хорах всенощной и литургии в следующем сообщении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека"

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека", УМК В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа Английский язык...

«Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения»

Данная программа «Музыкотерапия на основе духовной музыки и церковного пения» предназначена для духовного воспитания «особенных» детейи подростков. Помогает им более широко взглянуть на о...

Урок: ИЗО и МУЗЫКА. "Праздничные народные обряды"

Все люди любят веселиться. Веселье - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков это  было определенным итогом, подводимым крестьянами после ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"

1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация метода духовного анализа музыки В.В.Медушевского на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"

Духовность – не знания, не навыки решения задач, а способность мировоззренчески полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цельная.В.В. Медушевский...

Межпредметные связи на уроках музыки и церковного пения в 5-11 классах в 2019-2020 уч.году

Методические разработки уроков объединённых одной тематикой в разных классах по предмету Музыка и Церковное пение...

Конспект урока по музыке "Традиции церковных праздников" 6 класс

Конспект урока по музыке "Традиции церковных праздников" 6 классЦель: познакомить обучающихся с традициями  церковных праздников.Задачи:обобщение и расширение представления обучающихся ...