Урок: ИЗО и МУЗЫКА. "Праздничные народные обряды"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Все люди любят веселиться. Веселье - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков это  было определенным итогом, подводимым крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы. 

Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.

О чем пойдёт речь?Давайте, ребята, попробуем назвать тему нашего урока        «Праздничные народные обряды».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО+МУЗЫКА по теме «Праздничные народные обряды». 5-й класс

Разделы:  Музыка и ИЗО «Презентация к уроку»

Тема раздела: Древние корни в народном искусстве

Тема урока: «Праздничные народные обряды».

Общедидактическая цель:  создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: ролевая игра

Цели по содержанию:

  • Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
  • Развивающие: закрепить умения создания художественного образа в декоративной композиции, творческих навыков, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
  • Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства и музыки;
  • Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная практическая.

Задание: составить композицию  «Ярмарка» с использованием работ учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, синтезатор, деревянные ложки, бубен.

Материалы: ножницы, рисунки ребят, основа для композиции имитации «Карусель», конверты с набором наглядных характеристик праздника.

Зрительный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», иллюстрации с изображением русских народных костюмов, ярмарка.

Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; «Народные гулянья»; «Золотая ярмарка»; р.н.п. «Светит месяц, светит ясный».

Литературный ряд: Обрядовые куклы, народные праздники, пословицы, загадки.

Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением

  • Организационный момент
  • Презентация (начало действия).
  • Завязка (разработка и постановка проблемы).
  • Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
  • Развязка (практическая деятельность учащихся).
  • Эпилог (афиширование продукта деятельности).
  • Рефлексия (повторение и обобщение).
  • Последействие (домашнее задание).

.Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции карусели.

Ход урока

(на доске написана тема урока и закрыта листом бумаги)

Оргмомент

Учитель приветствует учащихся.

Вступительное слово учителя.

-Все люди любят веселиться. Веселье - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков это  было определенным итогом, подводимым крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы.

Вопрос учителя:. О чем пойдёт речь?Давайте, ребята, попробуем назвать тему нашего урока

(Открыть доску с названием темы)

Прочитать тему урока. «Праздничные народные обряды»

Учитель: правильно, ребята. Сегодня на уроке мы  вспомним русские народные праздники, обряды и их значение в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков составим композицию  «Ярмарка».Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.


СЛАЙД - ПРАДНИК

.Кульминация Настраивает учащихся на выполнение основного задания.

– Ребята, а вы любите праздники?

– Какие русские народные праздники знаете вы?

Ответы детей. ( Новый год и Рождество, Масленица, Пасха)

СЛАЙД  -  ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА РУСИ.

 Дополнение учителя.

Возникли праздники неслучайно. 
С древних времен,  чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и переносились в мир радости и мечты.
(раздать конверты с набором наглядных характеристик праздника)

- Сейчас вы подумаете совместно с соседом по парте, обсудите и назовете особенности этих праздников и  соответствующие картинки и загадки наклейте на альбомный лист.

Каждая группа защищает свою работу.

СЛАЙДЫ С ПРАЗДНИКАМИ

Учитель дополняет ответы детей.
Новый год и Рождественские обряды

Гадание в ночь перед рождеством.

Масленичные обряды

Святой праздник Пасха

- На праздник люди хорошо одевались.

СЛАЙД С ОДЕЖДОЙ
– Вспомните названия одежды, головных уборов, в которые наряжались люди по праздникам на Руси? Рубаха, сарафан, епанчинка на лямках– надевали на сарафан, душегрейка, понева –юбка домотканая, передник, навершник- верхняя короткая одежда без рукавов, венец, косник – украшение из бисера вплетался в волоса, кокошник. Повойник - шапочка холщевая, порты, зипун, косоворотка, онучи – узкие длинные куски ткани, поверх одевались лапти.

В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер.

Ребята, а куда люди собирались, чтобы продать излишки выращенного за лето урожая, изготовленные предметы утвари?

Ответы детей: - На ярмарку.

Правильно, ребята.

- К праздничным ярмаркам готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления  посмотреть.

СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ

Б. Кустодиев «Ярмарка»(беседа по картине).

– Что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной,  звонкой?


СЛАЙДЫ ПО ЯРМАРКУ

Ярмарка – это веселье, ряженые, интересные развлечения

Развязка – А, теперь и мы отправляемся на ярмарку

Физминутка (дети выполняют стоя движения под музыку  вместе с учителем)

Мы едем, едем, на ярмарку друзья.

Мы будем веселиться, ликует пусть душа.

Мы на людей посмотрим, покажем мы себя.

Ох .да чего-же ярмарка наша хороша!

Ну, вот мы и на ярмарке!
Что мы видим?  (карусель), а для чего предназначена она?

(Ответы детей)

Но у нас карусель будет необычная.

– Чего у нас еще не хватает здесь?(нет товара, который можно купить)


Задание:  Давайте оживим нашу карусель.

 ЗВУЧИТ МУЗЫКА

(Предлагаем детям вырезать предметы утвари, изображённые  на листах во время предыдущих уроков.)

Инструктаж по технике безопасности.

Развешиваем и рассматриваем предметы. (о каждом предмете небольшая беседа)

Учитель,  показывая ложку, читает стихотворение:

докажем (Раздаются деревянные ложки)Дети играют под музыку на ложках «Я на горку шла»»

Учитель:  ребята, посмотрите, на нашей карусели осталось ещё место.  Какие наши поделки мы можем ещё сюда разместить?

Ответы детей: куклы – обереги.

Учитель: Правильно, ребята. А теперь скажите, почему эти куклы называются так, и зачем их изготавливали? (беседа о куклах – оберегах)

Учитель: Наша ярмарка открыта.

На Руси уж так идёт, -

Что талантливый народ

Сам себе  и жнец и швец,

 И на дудочке игрец.

Хорошо, когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся!  Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки.

Учитель:О чем мы сегодня говорили на уроке?

 – А, что вам больше всего понравилось?

Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.

  Последействие: Объясняет домашнее задание. Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках»


А теперь позвольте, гости дорогие,

Отдать вам наше нижайшее почтение,

Поблагодарить за посещение.

Принимать  мы вас готовы,

Будьте счастливы, здоровы!

 

 

 

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком (блины)

Этот праздник - объеденье! 
Напечем блины с утра. 
К ним – сметана и варенье 
И, конечно же, икра! (масленица)

Что за праздник ,что за чудо?

Колядующие всюду

Веселится и детвора.

Все в овечьих шкурах

На голове рога. (Рождество)

Почему по всей земле

Радость и веселье? –

Потому что празднуем

Христово (воскресенье).

И, распушив зеленые иголочки,

красуются везде рождественские…(елочки). 

Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные ... (яички)

Чтобы с молитвою прошел рождественский вечер,

все люди зажигают дома… ( свечи). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Технология" модуль "Народные обряды и культурные традиции Тверского края"

Данный курс предполагает знакомство и изучение народных обрядов и культурных традиций Тверского края. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают об обрядах и культуре Тверского края....

Урок музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"

Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В...

Презентация к уроку музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"

Презентация к уроку музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"...

Русский народный обряд "Рождественский сочельник"

Театральная инсценировка обряда...

Сценарий народного обряда "Девичник"

Данный сценарий может быть использован во внеклассной работе и в системе дополнительного образования с целью знакомства учащихся с народными обрядами,  разработан для детей среднего  и старш...

Урок ИЗО в 5 классе "Народные праздничные обряды".

В материале представлена технологическая карта урока ИЗО в 5 классе "народные праздничные обряды"....

Конспект урока по литературе в 8 классе "«Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей»

Конспект урока по литературе в 8 классе "«Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей»...