Урок изобразительного искусства по теме "Народные праздничные обряды «От зимы до весны».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Кирильченко Татьяна Григорьевна

Обобщающий урок по изобразительному искусству по теме "Народные празднечные обряды "От зимы до Весны"

Изобразительное искусство 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта: открытый урок изобразительного искусства по теме

Народные праздничные обряды «От зимы до весны».

Учитель изобразительного искусства: Кирильченко Татьяна Григорьевна, МОУ СОШ № 5 УКМО

Дата:

Класс: 5

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, через творческую деятельность передать характерные традиционные особенности праздников. Расширять знания учащихся об истории возникновения традиционных народных праздников.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, формировать взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения, её претворение в художественный образ.

Развивающие: развивать навыки самостоятельного поиска необходимого материала, развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.

Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре

УУД:

Личностные УУД:

-способность к самооценке.

- положительное отношение к уроку, к познавательной деятельности.

- уважение к русской культуре, осознание себя гражданином России.

Коммуникативные УУД:

- организовывать контакт с одноклассниками.

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы.

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке.

- определение последовательности действий на уроке.

Познавательные УУД:

- делать обобщения, выводы.

-понимать информацию, анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

- осмысление и переработка полученной информации.

Технологии:

- перевернутый класс;

- кооперативное обучение;

- проектная технология.

Тип урока: обобщение темы

Оборудование:

- для педагога: презентация, макет календаря народных обрядовых праздников, карточки с приемом «Верно, неверно», эмблемы группы для рефлексии.

- для учащихся: учебник или подготовленные материалы, тетрадь, альбом, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, краски, картон.

Форма урока: проект.

Опережающие задания: учащиеся класса поделены на равноценные группы по 4 человека. Каждая группа получила свое задание подготовки к уроку, каждая группа должна приготовить свои материалы для выполнения творческой работы по своему проекту.

Формы работы:

- работа с подготовленным теоретическим материалом;

- работа с таблицей;

- творческая работа.

Методические приемы:

- «Верно, неверно»;

- «Проблемный поиск»;

- «Защита проекта»;

- рефлексия «Эмблема группы».

Междисплинарные связи: история, ОДНКР, география, технология.

Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.

2 мин

Приветствие:

Прозвенел и смолк звонок,

Он позвал вас на урок.

Все вы любите учиться,

Не будите лениться.

И поэтому урок

Вам пойдёт, ребята, впрок.

2

Мотивация учебной деятельности.

3 мин

Презентация слайд 1

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». Д. С. Лихачев.

- Дмитрий Сергеевич Лихачёв - Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры.

Объясняют, как понимают выражение.

3

Постановка проблемного вопроса. Постановка целей и задач урока.

3 мин

- Все мы очень любим праздники. А знаете ли вы как возникли обрядовые праздники?

Слайд 2 Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.

Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции.

Традиция - обычай, установившийся порядок в поведении, в быту

- Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

- Как делились праздники?

- Все они богаты обрядами, традициями.

- Скажите исходя из материалов, используемых для подготовки к уроку, какая наша цель урока? (узнать о народных праздниках нашей Родины)

- Задачи вы поставите перед собой?

Возникли праздники неслучайно. С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том, как проводится праздник – в его обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер. Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Объясняют понятие слово праздник. Называют знакомые праздники.

Ищут в толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «обряд», записывают в тетрадь.

Ищут в толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «традиция» и записывают.

Праздники делились по временам года.

Ставят цель и задачи урока.

4

Актуализация знаний.

2 мин

Верно, неверно. Напротив вопросов поставить + или -.

  1. Праздник коляда совпадает с зимним солнцестоянием?
  2. Колядка — это песня?
  3. Козуля это пряник?
  4. Правда ли что месяцев в году столько же, сколько длятся святки?
  5. Блин символ солнца?
  6. Можно ли зиму сжечь?
  7. Яйцо — это символ жизни?

Заполняют таблицу.

5

Стадия осмысления.

15 мин

Проблемный поиск.

- Сейчас по изученному и приготовленному материалу вы должны подготовить мини проект по празднику и выполнить практическую работу, которая.

Составляют проект по изученным материалам, выполняют практическое задание в различных техника изображения.

6

Защита проектов представление практической работы.

10 мин

- Сейчас мы послушаем ваши проекты о народных обрядных праздниках «От зимы до весны». Слайд 3

- На доске – календарь, подчиняясь которому мы будем слушать ваши проекты. И так начнем.

В волшебном сундучке у меня приготовлены для вас сюрпризы, выбираете по своему проекту.

Каждая группа защищает свой проект об определенном празднике, при этом демонстрируют свое творческое задание.

7

Обобщение и систематизация знаний.

2 мин

Возвращаемся к таблице «Верно, неверно». Напротив вопросов поставить + или -.

Заполняют таблицу.

8

Рефлексия.

3 мин

Слайд 4 Собери пословицу: «Веселье – лучшее богатство», «Праздник – душа народа».

Ну и выберите эмблему своей сегодняшней команды.

Собирают пословицы.

Анализируют работу в группе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». Д. С. Лихачев

Слайд 2

Народные праздничные обряды «От зимы до весны». Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, определённые обряды, танцы, театрализованные представления. Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции. Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Цель урока ? Задачи урока ?

Слайд 4

Веселье – лучшее богатство Веселье Праздник лучшее богатство душа народа Праздник – душа народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.

Тема урока: Народный праздничный костюм.Учитель: Сочинова Л.А.7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».Цели урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного ко...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Народная праздничная одежда"

ТЕМА: Народная праздничная одежда.      ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными видами орнамента в русском народной праздничной одежде, его символами и принципами композиционно...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Народная праздничная одежда"

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умени...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.

Задачи урока:1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма,2. воспитывать интерес к народной культуре,3. развивать творческую самостоятельность, навыки рабо...