Урок изобразительного искусства в 5 классе "Народная праздничная одежда"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Михайлова Ольга Александровна

ТЕМА: Народная праздничная одежда.

 

     ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными видами орнамента в русском народной праздничной одежде, его символами и принципами композиционного построения.

 

Задачи:

Учебные:

·        сформировать понятие об орнаменте, его символах;

·        обучать импровизации при решении творческой задачи: оформлении орнаментом русского народного костюма;

·        Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

·        Развивать эстетическое мировосприятие;

·        создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у обучающихся;

·        способствовать формированию любви к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Развивающие:

·        Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

·        Развивать творческое воображение и мышление, художественный вкус путем создания узоров с использованием образов и мотивов, формировать уважения к русской культуре


ЗАДАНИЕ: Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_urok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 класса.

ТЕМА: Народная праздничная одежда.

        ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными видами орнамента в русском народной праздничной одежде, его символами и принципами композиционного построения.

Задачи: 

Учебные: 

  • сформировать понятие об орнаменте, его символах;
  • обучать импровизации при решении творческой задачи: оформлении орнаментом русского народного костюма;
  • Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные: 

  • Развивать эстетическое мировосприятие;
  • создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у обучающихся;
  • способствовать формированию любви к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Развивающие: 

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развивать творческое воображение и мышление, художественный вкус путем создания узоров с использованием образов и мотивов, формировать уважения к русской культуре


ЗАДАНИЕ: Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Добрый день!

Я  рада вас видеть!

Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я.

Тема урока: Народная праздничная одежда

С этой темой вы начали знакомиться на прошлом уроке, а сегодня мы продолжим знакомство и рассмотрим украшение одежды орнаментом. Вы узнаете об основных видах орнамента, научитесь составлять орнамент и выполнять его в цвете.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем мы начнем изучение нового материала нам необходимо вспомнить: какие же бывают виды народной праздничной одежды. ( рубаха, понева, сарафан, передник, косоворотка, порты, кушак)

III. Формирование новых знаний.

  • Ребята! Вы обратили внимание на то, как наряден и живописен русский национальный костюм?
  • А за счет чего создана такая красота?

Орнамент - (от латинского - украшение) - узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.

Орнаменты классифицируются по трем видам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. (подол, низ рукава)

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. (платки)

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. (тканые вещи).

Орнамент служил  не только  как украшение одежды, но и был своеобразным рассказчиком судьбы человека и оберегом.

Его расположению предавали особое значение. Орнаментом украшали ворот- стойку, горловину, косой разрез, подол, рукава, оплечье, защищая тем самым тело от злых духов и «дурного глаза».

В создание орнамента применяли:

Символы воды- жизнь,  , солнца- свет, тепло, жизнь, радость, земли- жизни, плодородия, сила

Цвет

Особое внимание уделялось цвету. В основном это был красный, белый, голубой и зеленые цвета.

Физкультминутка.

Если б все на свете было
Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило
Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.

IV. Практическая работа

Ребята, вот вы узнали о том, как была украшена национальная одежда наших предков. А теперь, каждому из вас, я предлагаю превратиться в дизайнера и создать свой эскиз орнамента русского народного костюма.

Прежде чем начать работать давайте улыбнемся друг другу ведь хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе.

1. Вводный инструктаж

Выполнить контурный рисунок карандашом  в обозначенных на рисунке  местах( в течение 5 минут)

Выполнить орнамент в цвете ( в течение 10 минут)

2. Текущий инструктаж

Проводится индивидуальная работа с каждым учеником, уточняется композиционный замысел.

3. Заключительный инструктаж

V. Итог урока.

Анализ детских работ:

Давайте поднимим работы и покажем у кого что получилось. Поднимете работы те кто украшал :….

Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал!

А как удачно подобрал цвет … (имя).

Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Что запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята! С вами было очень приятно работать!

VI.Домашнее задание

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: "Народный праздничный костюм". 5 класс ...

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.

Тема урока: Народный праздничный костюм.Учитель: Сочинова Л.А.7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».Цели урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного ко...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Царская одежда" (4 класс) по программе Б.М.Неменского

Царское облачение на Руси; одежда царя и царицы, детали костюма , атрибуты и их значение....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Одежда говорит о человеке"

ТЕМА: Одежда «говорит» о человеке. ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая,  сформировать представление о символике украшений костюмов, показать отличия...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Народная праздничная одежда"

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умени...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.

Задачи урока:1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма,2. воспитывать интерес к народной культуре,3. развивать творческую самостоятельность, навыки рабо...