Урок ИЗО в 5 классе "Народные праздничные обряды".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

В материале представлена технологическая карта урока ИЗО в 5 классе "народные праздничные обряды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_izo.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока ИЗО. Учитель Виноградова О.А МБОУ «СОШ № 26» НГО.

Предмет

ИЗО

Класс

5

Тема урока

Народные праздничные обряды

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать образные представления у учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях  русского народа. 

Совершенствовать навыки работы с различными материалами.

регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с  опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;

коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения

 Уважительно относиться к русской культуре;

- понимать роль народной  культуры  в жизни человека;

- учиться наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- учиться сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- учиться обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, современные педагогические технологии)

Оборудование

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н. А. Горяева, О. В. Островская;

Основные понятия

Русские народные обряды; Календарные народные праздники.

Коллаж, композиция.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивационно-целевой этап

Цели: 

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.-

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Продолжительность: 5 минут.

Проверка готовности учащихся к уроку

Картинки современных праздников

Картинки русских народных обрядовых праздников

-Что изображено на картинках?

-По какому признаку они разделены на две группы?

-– Чем современные праздники отличаются от русских народных?

Примерный ответ: традиционный праздник посвящается какому то событию, он имел свои традиции, обычаи, например масленица, провожают зиму, жгут чучело зимы в конце праздника, пекут блины, всю неделю ходят в гости друг к другу и угощают блинами, а современный праздник не имеет ничего, кроме даты (не будем считать нового года, 8 марта, 9 мая), где поздравляют, дарят подарки. Например день конституции, день милиции, день прокуратуры, они посвящены людям одной профессии, это их профессиональные праздники.

- Назовите примеры современных праздников.

-Что мы проходили на прошлых уроках?

-С какой группой картинок мы можем это связать, почему?

- Как будет звучать тема нашего урока?

- А что такое обряд?

- Как знания и умения, полученные на прошлых уроках мы можем использовать на последующих двух уроках?

-Значит сегодня на уроке мы должны

Узнать о………….

Использовать наши умения и навыки в………

Выполнить ………..

- Обратите внимание на критерии оценивания на сегодняшнем уроке.

Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей.

Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока.

Формулируют цели урока , опираясь на слова.

Личностные  УУД

эмоционально-положительный настрой на урок. 

устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Метапредметные:

формулируют тему, цель, проблему урока;

познавательные:

интерес к предмету;

коммуникативные

планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Личностные:

Метапредметные:

формулируют тему, цель, проблему урока;

определяют последовательность действий;

II. Процессуальный этап

Цели: Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Продолжительность: 35 минут

Рассказ учителя: Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой.  Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда.

Работа с учебником (в парах):

- Откройте учебник на с.60

-А сколько всего в нашем учебнике страниц? (191)

-Сколько страниц нам осталось еще пройти? (131)

-Какую часть страниц мы уже прошли? (третью)

- Просмотрите глазами текст и обратите на выделенные слова и их объяснение.

Святки, Коляда (выступление)

Масленица (выступление)

Пасха (выступление)

Зеленые святки (работа с учебником)

Троица (выступление)

- Что же такое праздник?

- Как вы думаете, почему ни один народ не может жить без праздников?

Возможные комментарии учителя к выступлениям учащихся:

Существовали всевозможные обряды. Например, святочные обряды, которые проводили в новогодние праздники. Масленичные обряды, которые включали проводы Масленицы, катание на лошадях, приготовление блинов. Без блинов не обходилась ни одна Масленица. Из соломы мастерили огромную куклу, которую вывозили в поле и сжигали, тем самым провожая зиму, холод и все тяготы. По-своему отмечалась и Пасха, после которой непременно праздновали «зеленые Святки». Девушки убегали в рощу или в лес и загадывали там заветные желания. Пели песни, водили хороводы, украшали головы плетеными венками. После жатвы крестьяне готовились к осенним праздникам. Пекли пироги, созывали родных. Праздник был народным творчеством, которому придавали огромное значение. К нему специально шили костюмы, придумывали песни и различные игры. Многие из старинных русских праздников живы и по сей день.

Математическая физминутка.

Русские народные пословицы

Пословицы представляют собой народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение.

У каждой группы своя пословиц:

  • Делу время – потехе час.

  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

  • Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

  • Всякий пляшет, да не как скоморох.

  • Тогда пляши, когда играют.

 Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

- У вас на столах в конвертах задания, откройте их.

-Определите какой праздник вам достался и к какому времени года он принадлежит.

-С чего начнем работу над композицией?

Задний план (деревня, с признаками времени года)(1 урок)

Передний план(праздничное гулянье)(2 урок)

-Выберете в группе главного художника, обсудите композицию, распределите обязанности и приступайте к работе.

Работают с учебником в парах.

Выступления учащихся о русских народных обрядовых праздниках.

Примерный ответ: Потому, что любой народ помнит и уважает историю своей страны

Ученики  отвечают на вопрос  учителя, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ.

Выполняют упражнения

Работают в группах

Отвечают на вопросы. Определяют план работы на данный урок.

Работа над композицией в технике коллаж.

Личностные:

умеют  удерживать учебную задачу;

Предметные:

воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека;

Метапредметные:

познавательные:

находят ответы на вопросы;

 овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;

выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

регулятивные:

 отличают верно, выполненное задание от неверного;

коммуникативные:

участвуют  в коллективном обсуждении;

аргументируют  свое мнение;

умение сформулировать вопрос;

III. Рефлексивно-оценочный этап

Цели: Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий..

Продолжительность: 5 минут.

IV Домашнее задание 2 минуты

Работа в группе по вопросам карточки:

Обсуждают, отвечают, выстраивают план на следующий урок.

Личностные УУД:

следуют моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;  

дают оценку деятельности на уроке;

коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды».

План-конспект урока  по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: «Народные праздничные обряды»....

Презентация Народные праздничные обряды

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим по программе под редакцией Б.Неменского....

Мордовские праздничные обряды. Троица.

Знакомство с народными обрядами. Выполнение мини-проекта....

Урок: ИЗО и МУЗЫКА. "Праздничные народные обряды"

Все люди любят веселиться. Веселье - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков это  было определенным итогом, подводимым крестьянами после ...

Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"

Презентация к уроку ИЗО "Народные праздничные обряды"...

Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс

Конспект урока ИЗО "Народные праздничные обряды" 5 класс...

Конспект урока в 5 классе: "Народные праздничные обряды"

Конспект урока в 5 классе: Народные праздничные обряды"...